СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Природные зоны" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Природные зоны России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Природные зоны" 4 класс»

Урок окружающего мира в 4А классе (УМК «Школа России»)



Тема

Природные зоны России

Педагогическая цель

Познакомить обучающихся с природными зонами России, выявить закономерность смены природных зон, дать общую характеристику природных зон России; развивать мышление, речь, кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока

Изучение нового материала.

Предметные

Получат знания о целостности окружающего мира, правилах нравственного поведения в мире природы, о том, как пользоваться картой природных зон России.

Метапредметные результаты

формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;

формирование умений обсуждать проблемные вопросы.

Личностные

формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Основные понятия и термины

Природные зоны, климат, Арктика, тундра, лес, степь, пустыня.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Физическая карта, учебник, м/м презентация, раздаточный материал.









Технологическая карта урока

Этапы урока


Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.
    Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Приветствие.


Эмоциональный настрой.


Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своим товарищам. Я желаю вам успешной работы.

- Садитесь. Проверим, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

- Сядьте правильно и начнем урок.


Приветствует, эмоционально настраивает учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

  1. Актуализация знаний.
    Цель: актуализация субъективного опыта учащихся.

Выполнение теста.






- Чтобы проверить то, как вы усвоили тему прошлого урока, выполните тест, после чего мы с вами вместе его проверим.

- Подпишите карточки.

- На выполнение теста 5 минут.

- Приступайте.

- У кого нет ни одной ошибки- оценка 5

- 1-2 ошибки-оценка 4

- 3-4 ошибки- оценка 3

- 5 и более ошибок-оценка 2

- Передайте листочки с последних парт на первую

Актуализирует знания учащихся по пройденному ранее материалу.

Мобилизуют знания по пройденному материалу.

  1. Целеполагание.
    Цель: обеспечить мотивацию учения, принятие школьниками целей урока.

Художественное слово с элементами беседы.







Работа с картой.

(Слайд 1)

Если долго-долго в самолёте нам лететь,

Если долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая наша Родина большая, необъятная страна.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему?

-Рассмотрите карту природных зон. (Слайд 2)

-Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в эти зоны?

-Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природная зона, познакомимся с природными зонами России, с природой каждой зоны)

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

Подводит учащихся к формулированию темы урока, определяет совместно с детьми задачи урока.

Формулируют тему урока, определяют задачи урока.

  1. Открытие нового знания.
    Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Работа в парах.


- У вас на столах лежат конверты со словами, но в этих словах перемешаны буквы.

- Ваша задача в правильной последовательности расположить все буквы, чтобы узнать какие природные зоны существуют на территории России.

- Приступайте к работе, чья группа быстрее справится, поднимает руки.

- Чтобы лучше узнать о каждой из природных зон, посмотрите внимательно видеоролик, после чего вы ответите на вопросы. (Просмотр видеоролика)

Предлагает детям выполнить задание, корректирует его выполнение

Выполняют задание

Работа по карточкам.




-Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте пропущенные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).

Вариант1

На юге России климат более….. Весна там наступает…., лете…. и засушливое. Деревья…, их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы- степи. Это степная зона.

Вариант2

На севере России климат более…. Весна там наступает…, лето… и прохладное. Деревьев…, они прячутся в местах, защищенных от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы- тундры-покрыты снегом большую часть года. Это зона Тундры.

-Одинаковую ли погоду вы увидели?

-В связи с чем происходило изменение погоды? (В связи с изменением климата)

-От чего зависит климат? (От распределения тепла на земле.)

Мотивирует детей на выполнение задания, задаёт вопросы, корректирует ответы детей.

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

Показ видеоролика.

Демонстрирует видеоролик движение Земли вокруг Солнца.

- Сейчас вы просмотрите видеоролик, чтобы узнать, какая часть земного шара получает больше света, а, следовательно, и тепла.

-Солнечные лучи на экваторную часть земного шара падают прямо, а к северу и югу-наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Климат зависит от распределения тепла на земле. Растительный и животный мир зависит от климата. Крупные области с исходными экосистемами природными условиями, растительным и животным миром называют природными зонами

Показывает видеоролик, направляет деятельность детей, проводит беседу

Смотрят видеоролик, беседуют с учителем

Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо стать.

Руки вниз, и вверх поднять.

Руки плавно опустили…

Всем улыбки подарили.

Проводит физминутку с целью профилактики переутомления учащихся.

Выполняют упражнения в соответствии с указаниями учителя.

Работа по учебнику

-Прочитайте текст «С севера на юг».

-О чем мы еще не говорили на уроке? (О смене природных зон в горах.)

- Что вы узнали из прочитанного?

Даёт целевую установку на выполнение задания

Читают текст и отвечают на вопросы учителя

  1. Закрепление изученного материала.
    Цель: обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Работа с контурной картой


- А сейчас, чтобы закрепить пройденное на уроке, с помощью карты в учебнике (с.

42-43) найдите природные зоны России на контурной карте. Обратите внимание, что границы природных зон на контурной карте обозначены пунктирными линиями.

Организует выполнение упражнения в тетради.

Выполняют упражнение в тетради.

  1. Подведение итогов урока.
    Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обобщающая беседа.

Рефлексия.

- Итак, ребята, что мы изучали сегодня на уроке?

- С какими природными зонами познакомились?

- Какой вывод можно сделать о нашей стране?


- Достигли мы поставленных целей урока?

Выявляет уровень и глубину пониманию детьми изученного материала.

Демонстрируют уровень и глубину понимания изученного материала.

  1. Домашнее задание.


Домашнего задания.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание- с.51-55 в учебнике, читать-пересказывать, подготовиться к тесту.

Сообщает д/з.

Воспринимают д/з.