Общеобразовательное учреждение «Лицей «Коллеж»
Методическая разработка открытого урока
по учебному предмету «Литература»
10 класс
Учитель Казакова Л.В.
Тема урока. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока. Урок- открытие с ориентацией на технологию коллажа
Методы: создание ситуации успеха, технология развития критического мышления, самостоятельная работа, частично-поисковый, словесный, наглядный, репродуктивный, метод развития творческих способностей, методы практического обучения, методы дистанционного обучения.
Приемы: «Эмоциональное вхождение в урок», «Найди ошибку», «Собери фразу», «Снежный ком», «Работа над ошибками», « Я…», «Если бы….», кластер, коллаж, ассоциации, проблемные вопросы, опережающие задания, опорные схемы.
Формы работы на уроке: парная, групповая, индивидуальная
Оборудование: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, мультимедиа, презентация, раздаточный материал
Цели
Образовательная: создать условия для определения противоречивости образа Базарова, для решения ключевых практико - теоретических вопросов, формировать умения анализировать образ-персонаж, устанавливать причинно – следственные связи, систематизировать изученное с целью определения места образа главного героя в системе персонажей романа, создать условия для понимание учащимися позиции автора по отношению к главному герою, организация деятельности учащихся по умению применять творческие, дистанционные, проблемные формы и методы работы.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, связной устной и письменной речи, умения правильно обобщать данные и делать выводы, умения высказывать собственную позицию, обогащению личного опыта учащихся, стимулировать развитие коммуникативной компетенции, компетенции саморазвития и самообразования, развивать языковые и аналитические способности.
Воспитательная: создать условия для воспитания любви к литературе и родному языку, уважения к старшим, воспитания целостного отношения к жизни на примере жизни героев романа, воспитывать моральные качества личности учащихся и способствовать формированию языковой культуры и культуры чтения, стимулировать интерес к усовершенствованию знаний и саморазвитию, формировать толерантность и культуру общения.
Задачи: продолжить работу над умением анализировать художественное произведении, раскрывая особенности характера главного героя, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков, продолжить работу над литературоведческим анализом текста, научить учащихся характеризовать Базарова как героя нового времени, сравнивать свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении, используя приемы современной методики преподавания литературы.
ХОД УРОКА
І ВСТУПЛЕНИЕ ( 7 минут)
СЛАЙД 1-ЗАСТАВКА
Организационный этап (30 сек)
Учитель. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть здоровыми и в хорошем настроении. На этой неделе мир отметил день рождения И.С.Тургенева, и очень символично, что сегодня мы продолжаем интересное путешествие в мир романа «Отцы и дети». А моя дочь, которая вместе с мамой готовилась к этому уроку, как представитель поколения детей подготовила вам подарок.
Создание ситуации успеха (30 сек)
Учитель. У вас на столах лежат яркие листики, напоминая о том, что за окном осень. На каждом листике напишите одно слово-пожелание себе сегодня на урок. И пусть это пожелание обязательно сбудется! На столах также лежат таблицы оценивания, которые каждый из вас заполняет, учитывая свой вклад в работу. В конце вы сдадите мне таблицы и получите оценки за урок.
Мотивация учебной деятельности (1 мин)
СЛАЙД 2
Прием «Эмоциональное вхождение в урок»: Посмотрите на обложки разных изданий романа. Как вы думаете, почему на каждой из них главный герой изображен не так, как на другой?
Предполагаемые ответы: герой романа, Базаров, представлен сложной и противоречивой натурой, все грани которой нам и предстоит сегодня раскрыть.
Проверка домашнего задания (опережающие задания), воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (2 мин)
Прием «Найди ошибку»: Илья Петров, который представил себя в роли издателя, составил аннотацию к роману, но вот проблема - в текст вкрались фактические ошибки. Найдите их!
СЛАЙД 3
Ученик предлагает пример аннотации, учащиеся отвечают
Рассказ "Отцы и дети" Ивана Александровича Тургенева была написан в 60-е годы ХХ века. Произведение является одним из самых значимых для всех времён. В романе затрагивается щепетильная тема взаимопонимания поколений, существующая с обеих сторон, а атмосфера вечного согласия не позволяет оторваться от книги. Евгений Базаров, второстепенный герой, с первых страниц вызывает эмоции своей ненавистью к мудрости, полным отрицанием нигилизма, бескомпромиссностью своих слов и действий. И только любовь к Кате Локтёвой заставляет героя поступиться своими принципами и по-новому взглянуть на жизнь. Сам Тургенев был очень увлечён своим героем. В одном из писем Н.Некрасову он писал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью…- я виноват и не достиг своей цели". Самое главное, что актуальность и величие романа не снижается до сих пор, поэтому так весьма легко воспринимается окружающими и в итоге : находит отклик в душе у каждого читателя, от школьника до ценителя русской классики.
5 Сообщение темы урока ( 1 мин)
Прием «Собери фразу»: Вернемся к вашим листочках с пожеланиями, на некоторых из них сзади представлены разрозненные слова - каждая группа должна составить фразу или фразы, которые и станут формулировками темы нашего урока. Учащиеся озвучивают фразы
СЛАЙД 4
Постановка целей и задач урока ( 1 мин)
Учитель. Каждый из вас уже понял, что предметом сегодняшнего разговора станет личность главного героя.
СЛАЙД 5
Мы должны ответить на вопрос: «Кто вы, Евгений Базаров?» А каких же целей мы должны достигнуть?
Прием «Снежный ком»: Ребята, предложите свои варианты, продолжив фразы: «Мы повторим ….», «Мы изучим….», «Мы узнаем….»
Учащиеся формулируют цели урока
Учитель. Все правильно! Цели намечены, пора обратить наше внимание на образ Евгения Васильевича Базарова. А поможет нам в работе метод создания коллажа.
СЛАЙД 6
Слово коллаж произошло от французского collage, что в переводе означает — приклеивание. Колла́ж — приём в искусстве, предполагающий соединение разнородных элементов.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ( 21 мин)
Учитель. Психологи утверждают, что цвет и характер тесно взаимосвязаны. Давайте это проверим!
На доске по центру портрет Базарова, вокруг которого наклеиваются элементы, соответствующие предмету разговора.
Учитель. В течение урока вам необходимо в тетради составить схему-коллаж, которую мы будем собирать на доске, и обязательно записать ключевую фразу-вывод возле каждого элемента.
Первичное закрепление
В знакомой ситуации (типовые)
СЛАЙД 7
ЧАСТЬ 1 (СИНИЙ ЦВЕТ - ДУША) –
«Противоречивость позиции Базарова» (3 мин)
Цвет рационального, консервативного человека с развитым логическим мышлением. Такие люди предпочитают четкий график жизни, такому человеку можно довериться. Но выбор синего цвета иногда может говорить о наличии внутреннего беспокойства, тревоги.
Метод «Ассоциации»: Наташа и Тамара подготовили коллаж – ассоциации, в которых постарались раскрыть основные стороны личности Базарова.
СЛАЙД 8
Учитель. Вопрос: почему мы говорим о противоречивости позиции Базарова?
Ответы учащихся
Учитель: в жизни Базарова нет главного – «дела». Отрицая все, он не может ничего предложить взамен. НЕТ прошлого-НЕТ будущего! Но любовь показала мир «глазами души», поэтому все сознание Базарова рушится.
СЛАЙД 9
ЧАСТЬ 2 (КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ - МОЗГ) –
«Сторонники и противники героя» ( 3 мин)
Коричневый цвет —надежность, желание добиться цели, занятия только полезными вещами. А самая страшная вещь — это упустить контроль над ситуацией.
Учащиеся получают раздаточный материал (Приложение А)
СЛАЙД 10
Вопрос для обсуждения: Через какую из систем образов можно объяснить позицию автора? Почему?
Ответы учащихся
СЛАЙД 11
Прием «Работа над ошибками?»: В чем ошибки Базарова в отношениях с другими? Возможно ли иное развитие событий?
Ответы учащихся
Учитель. Есть ли у Базарова последователи?
Ответ. Нет единомышленников, значит, и у его дела нет перспектив.
В изменённой ситуации (конструктивные)
СЛАЙД 12
ЧАСТЬ 3 (КРАСНЫЙ ЦВЕТ - СЕРДЦЕ) –
«Любовный конфликт как идейное испытание героя» ( 5 мин)
Красный цвет — цвет страсти, этот цвет символизирует энергию, силу. Упрямство и уверенность в себе часто мешают оставаться объективными в своих суждениях. Они всегда поступают по-своему.
СЛАЙД 13
Учитель. Цветопись в романе. 102 цветообозначения, 11 лексико-семантических групп, из которых самая большая – группа красного цвета и его оттенков (21 цветообозначения). Красный цвет в романе смыслообразующий, связан с душевными переживаниями духовными исканиями героев, поэтому основная функция – психологическая.
Опережающее задание. Вопрос: вспомните использование красного цвета и объясните значение
Примерные ответы учащихся
- красные руки героя
- красная роза Фенечке
-красные пятна болезни
-красные собаки в бреду
-медный и грубый цвет лица Базарова в гневе
СЛАЙД 14
Учитель. Один из исследователей романа «Отцы и дети» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу….– у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого произведения, где герои не проверялись бы любовью. Способность любить – критерий состоятельности человека. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и Евгений Базаров.
СЛАЙД 15
Учитель. Я предложила ребятам поставить себя на место героев и рассказать, что же они испытывали, ощущая ход этой проверки.
Прием «Я…»: по очереди учащиеся выступают от имени героев «Я – Базаров» - «Я-Одинцова», представляя взгляд персонажей на их любовный конфликт Ответы учащихся
Прием «Если бы….»: Могла ли сложиться общая судьба героев?
Ответы учащихся
Учитель НЕТ! Одинцова никогда бы за ним не пошла! Была ли это любовь? Со стороны Базарова - несомненно, и это испытание показало Евгения как глубокого, необыкновенно мощного в эмоциональных переживаниях человека, сгоревшего в своем чувстве, но ставшего более сильным.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
СЛАЙД 16
ЧАСТЬ 4 (ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ - ГЛАЗА) –
«Причины одиночества героя» ( 5 мин)
Люди, любящие этот цвет, имеют уверенный характер. Также отличаются настойчивостью и упрямством. Эти люди очень принципиальны и жестки в своих взглядах. Такие люди весьма умны и быстро понимают новые идеи, а свои цели достигают настойчиво.
Учитель. Артем и Алексей подготовили вам новое интересное задание, испытывая ваши знания текста на прочность.
Учащиеся представляю опережающее задание для класса – заполнить кластер «О ком говорит автор?»
Ответы учащихся
Учитель. А я предлагаю вернуться к схеме, над которой мы работали в начале урока, и заполнить свободное место, раскрыв, как же относится Базаров к различным персонажам романа, почему мы говорим о разногласиях между ними?
СЛАЙД 17
Ответы учащихся
Кирсанов – идеологические разногласия
Одинцова – неразделенная любовь
Кукшина, Ситников – презирает
Родители – разница поколений
Учитель: Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество (М.Жданов). Изолирован – одинок – обречен - такой вывод напрашивается из предложенной И.Тургеневым ситуации.
СЛАЙД 18
ЧАСТЬ 5 (ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – СВЕЧА и КРЕСТ)-
«Идейно-эстетическая позиция автора» ( 5 минут)
Любят скрывать свои настоящие эмоции. Главная черта — это стремление постигать все новое. Тщательно выбирают свое окружение..
СЛАЙД 19
Учитель: Евгений Базаров перед смертью произносит очень символическую фразу: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
Проблемный вопрос ( 3 мин): почему умирает Базаров? Аргументировать ответ
Ответы учащихся
Герцен: «Худшая услуга, которую Тургенев оказал Базарову, состоит в том, что, не зная, как с ним сладить, он его казнил тифом.
Учитель: Базаров-новый тип героя. Ему нет места в обществе. мы можем показать смерть, перечеркнув горящую свечу яркой и сильной натуры Базарова. Каков же символ креста в романе? Ведь Тургенев ничего не писал просто так…
Ответ (опережающее задание)- 1 мин
СЛАЙД 20
Учитель. Крест обозначает противоположные явления человеческого бытия: смерть-вечность, важная смыслообразующая роль. Участвует в развитии авторской концепции, показать идеи примирения внутренних и внешних противоречий и «жизни бесконечной».
Учитель. фигура Базарова трагична и обречена на гибель из-за одиночества и внутреннего конфликта героя. Ранний революционер-разночинец Базаров погибает потому, что стал романтиком. Время Базаровых еще не пришло. Но Тургенев старался полнее передать то обаяние силы и цельности, которые привлекли его в новых людях.
ІІІ. Заключение ( 7 мин)
Подведение итогов урока (2 мин)
СЛАЙД 21
Учитель. Как далеки от нас времена Тургенева и его героев. Однако спор вокруг личности Базарова не утихает. Интересен ли Евгений Базаров нынешнему поколению? Чем?
Ответы учащихся
Оценивание
Учитель. Мы заканчиваем урок. Прошу вас сдать листики самооценивания. (учащиеся сдают листики) - 1 мин
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению- 1 мин
СЛАЙД 22
Учитель. Сегодня нам предстоит разговор еще об одной стороне романа, а на следующей неделе мы будем знакомиться с другим типом героя - вы должны дочитать роман «Обломов» и подготовить цитатную характеристику главного героя
СЛАЙД 23
Рефлексия (2 мин)
Прием «Рефлексивные вопросы».
Что показалось вам сегодня трудным?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Заметили ли вы свои успехи?
Учитель. Урок окончен. Спасибо за подготовку, за активную работу.