Конспект психологического урока на тему: «Буллинг»
Вступление:
Мы поговорим об одном явлении, которое вам хорошо знакомо, к сожалению, имеет место в нашей жизни, а также может вредить вашему здоровью.
Также, мы сегодня поработаем с медиатекстами и попытаемся научиться составлять позитивные установки, которые вам помогут эффективно противостоять в сложных жизненных ситуациях.
(Дети условно разделены на группы – 1,2 ,3 ряд)
1. Вывешиваем сначала 1, затем 2 и 3 картинки – ситуации (см. приложение) на доску и предлагаем озаглавить каждую в отдельности…
2. Спрашиваем, как кто озаглавил 1, 2 и 3…
Выбираем ответ большинства и на доске записываем «название» каждой.
Вопрос: Вы обратили внимание, что 1и 2 картинка эмоционально не являются частью третьего рисунка?
Обратите внимание, если нам показывают не весь рисунок, не весь плакат…то мы видим только часть сюжета: Мы видим… «одиночество, грусть...» закрывает у 3 картинки «компанию»…
Вот вам показали вторую часть, «компанию», закрыли «одного человечка»…мы сразу видим веселую компанию - может это «дружба», может «игра»… и вроде бы они никак не связаны эти картинки между собой…
А когда смотрим и видим целую картинку? Она меняет наше восприятие?
Ответы детей……
Итак, вы должны учитывать, и мы неоднократно об этом говорили, что достоверность информации только тогда, когда мы смотрим на нее с разных ракурсов и с нескольких источников. Потому что может быть подобный обман… (показывает на картинки – ситуации). Убедились сейчас в этом? Убедились.
1. Упражнение «Записочки»
У вас у всех лежат листики, напишите, пожалуйста, на записочках, для вас эта форма работы не новая, не раз удавалось это проделывать на уроках, не так ли? Вопрос лишь в том , что вы будете сейчас писать…
Вы в записочке напишите какое-то оскорбление, унижение, которое произошло с вами на улице, в классе, в жизни, дома…Пусть это даже будет ЖАРГОН, но цензурное слово или словосочетание! То есть какое – то слово или выражение , которое вас когда - либо обидело…
При этом, мы не обсуждаем, каждый пишет самостоятельно!
Пишем... Кто написал складываем в коробочку… (собрать все записку у учащихся в специальную емкость).
У меня вопрос к вам: «Какие у вас были ощущения, когда в писали?»
В 2- х словах.. ( дети перечисляют..).
Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Чучело»
2. Просмотр фильма «Чучело» (Смотрят отрывок из фильма «Чучело»)
Обсуждение фильма:
1. Давайте попробуем этот сюжет озаглавить..
2. Давайте подумаем, легко ли вам представить себя на месте этой девочки??
Ответы…
Итак, вы говорите «Представить себя на месте этой девочки легко…
А быть на ее месте легко?
Не хотелось бы, правда? Очень сложно…
Скажите, какая ситуация казалась вам наиболее близкой? (Ответы…)
Когда «шутили», девочка думала, что вправду шутят…
Повторить текст: «… Я думала они мне рады, а они надо мной смеются…»; «Когда били…».
Вопрос: А как вы расцениваете модель поведения девочки с дедушкой, как она с ним ведет? Ответы… Открыто, доверительно…
А как вы расцениваете модель поведения девочки с девочками…? Ответы… Открыто, доверительно, добродушно… Повторить текст: «… Я думала они мне рады, а они надо мной смеются…».
Скажите, а похожи ли одноклассники Лены Бессольцевой на вас? Ответы…
Какая главная тема фрагмента фильма??
Ответ детей:
Подытоживаем: «Взаимоотношение одноклассников в классе, коллективе…»
А какова роль музыки в фильме? А как меняется музыка в фильме?
Когда они идут к героине, когда походят, какая музыка становится?
Показывает ли она атмосферу ситуации?
Становится какой?
Ответ детей:
Подытоживаем: печальной напряженной…Обращали внимание как в любом другом фильме когда смена действий, мы еще не знаем, что будет делать главный герой, но по музыке можно догадаться, что будет какое - то напряжение, так как и музыка становится напряженной, настораживающей…
А теперь давайте посмотрим, на данный фрагмент с точки зрения камеры. Взгляд камеры это взгляд зрителя, мы видим то, что нам показывает камера.
В данном фрагменте был ракурс «Очень близко» и «отдаленно»…Заметили?
Когда нам ракурс камеры режиссер Ролан Быков предлагает посмотреть «Очень близко»?
Ответы детей:
Подытоживаем: с разбитым носом, льет слезы, когда нос мыла…Для чего ракурс камеры «Очень близко» показывают?
Ответы детей:
Подытоживаем: чтобы зритель проникся... В данном случае болью и неприятностями Лены Бессольцевой.
Вопрос: А когда камера немного отдалена, что мы в кадре видим?
Ответы детей:
Подытоживаем: она в группе, и как одноклассники к ней относятся, как бьют ее…
Понятны вам значения и режиссерские приемы?
Когда Ролан Быков снял это фильм - это был фильм «резонанс»
Потому что он тогда позволил себе показать советских школьников как антигероев. Не положительных, а как антигероев.
3.Упражнение «Работа с текстом»
Сейчас я вам предлагаю поработать с текстами, у каждого ряда свой текст. У 1 - го свой , у 2 – го свой, у 3 – го свой. Прочитайте в парах эти тексты и после текстов есть вопросы и попытайтесь на них ответить.
1 рад: Итак, что такое «буллинг»? Ответы:
2 ряд: Какие формы буллинга выделяют: Ответы:
3 ряд: Инициаторы буллинга. Последствия буллинга. Ответы:
Вопросы для обсуждения всему классу.
Подберите слова ассоциации к слову «буллинг». Ответы:
Приходилось ли вам быть жертвой буллинга? Ответы:
Приходилось ли вам участвовать в буллинге? Ответы:
Скажите, есть ли среди ваших одноклассников тот, кто является инициатором буллинга? Ответы:
4. Просмотр мультфильма: «Приключение кота Леопольда» (просмотр и обсуждение мультфильма).
Вопрос : как Леопольд относился к своим неприятностям?
Ответы…
Вопрос : Какую фразу из этого мультфильма мы можем взять в жизнь
На примере мультфильма про кота Леопольда мы убедились, в том что состояние наших проблем зависит от того как мы сами к ним относимся.… И в ситуациях давления на нас, преследования…важно выработать для себя положительные установки и правильно реагировать на вызовы брошенные нам. Для того чтобы не дать возможность манипулировать нашими эмоциями, нашим неприятием. Для того чтобы научиться вырабатывать у себя положительные установки я вам предлагаю упражнение «Ну и что, зато…»
5. Упражнение: «Ну и что, зато…»
Вы сейчас вытягиваете те записки, которые вы писали изначально, читаете «про себя», и потом вы должны найти положительную установку.
Например:
«Рыжая»
Ответ: «Ну и что, зато я позировала картинам Тициана…!»
Дети достают записки и проговаривают «Обиды в «зато»…
Упражнение: «Логическая цепочка»
Предлагаю вам построить логическую цепочку…Я начинаю фразу, вы ее по цепочке продолжаете, но продолжаете с той фразы которую продолжил следующий участник…
Итак: Чтобы не стать участником буллинга--- обращаемся к ученику который продолжает… «например ответ» надо хорошо относится к коллективу..
далее чтобы…предыдущее…и ответ…
Приложение 1


