СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить с рассказом «Акула».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».»

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить с рассказом «Акула».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о рассказах, их особенностях;
- продолжать формировать интерес детей к чтению,
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению видеофрагментов произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий;
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, использовать картины, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке (усидчивость и дисциплинированность);
- воспитывать мотивацию к учению;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать интерес к чтению, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Предметные результаты:

- познакомить с сюжетом и содержанием рассказа;
- научить ориентироваться в тексте;
- читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев;
- сравнивать героев рассказа, их поступки;
- быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Метапредметные результаты:

Познавательные:
- дают характеристику героям рассказа;
- воспроизводить выводы;
- находят необходимую информацию в рассказе и в видеофрагменте.

Регулятивные:
- стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, оценка выполненных действий);
- воспроизводить выводы по рассказу.

Коммуникативные:
- выслушивают мнение товарищей о рассказе;
- осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них.

Личностные результаты:
- осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе;
- эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;
- сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, колонки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:

(Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.)

- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга! Повернитесь лицом к своему товарищу, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло, улыбнитесь один одному и садитесь – начинаем урок.

(Учащиеся приветствуют учителя и друг друга. Проверяют рабочее место и готовность к уроку.)

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу –я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- Мы будем и слушать, и смотреть, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- А давайте с вами вспомним о каком авторе мы говорили на прошлом уроке? (Л. Н. Толстого)

- Прежде чем мы перейти к изучению нового произведения, давайте вспомним некоторые факты из жизни Толстого. (опрос детей и повторение биографии)

-Что интересного вы запомнили? (ответы детей)

III. Постановка учебной задачи.

Учитель:
– А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и прослушать мелодию. (включается мелодия)

Учитель задает вопросы:
- Сейчас вы прослушали мелодию. Скажите, пожалуйста, что вы представляли во время прослушивания? (море, волны, ветер, чайки)

- Кто-то хотел бы оказать там, откуда эти звуки? (дети отвечают)

- А кто-то догадался о чём сегодня будет идти речь? (о событиях в море и т. д.)

- А вы знаете что-нибудь о таком материке, как Африка? (дети высказываются)

Учитель рассказывает про Африку и показывает на карте:
Африка, второй по величине материк после Евразии.
Его площадь – 29,2 млн. км квадратных.
По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил.
В Африке есть самая большая пустыня - Сахара.
Африка — это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке обитает множество животных, а в морях обитают различные рыбы.

- Сейчас я вам расскажу об очень хищной рыбе – акуле!
Акула — крупная морская хищная рыба.
В пучине океана акулы скользят, словно бесшумные серые тени.
Самые опасные и кровожадные из акульего семейства — белые и тигровые акулы. (показ этих видов акул на презентации)

- Так же существует много других видов акул – некоторые настроены мирно, с другими же лучше не сталкиваться на морских просторах. (показ акул на картинах и ответы на вопросы детей)

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, мы с вами поговорили о таком материке, как Африка, поговорили об очень хищной рыбе и прослушали звук ветра и моря. А теперь я предлагаю вам познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Акула». И давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе. (просмотр видеофрагмента и его обсуждение)

- Слушая мелодию и просматривая видеофрагмент, у вас получилось окунуться в такую атмосферу, как описывает Толстой? (дети делятся впечатлениями)

Словарная работа:

- Чтобы продолжать читать и лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами и выражениями. (показать презентацию с определениями и соответствующими картинками)

Палуба - элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, простыми словами, пол на корабле.
Артиллерист – это военный, служащий в артиллерии, роде войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие.
Якорь – металлический стержень, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Матрос – это служащий в составе судовой команды, разнорабочий палубной команды судна.
Парус — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения.
Купальня - строение на воде или у воды для купанья.
Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Подле - около, совсем близко.
Ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме.
Застлал - покрыть сплошь чем-нибудь.
Пронзительный – резкий на слух.
Бледный, как полотно - очень белый, без румянца, лишенный естественной окраски.

- Вот мы и узнали новые слова с Вами. Все запомнили и поняли значения новых слов? (Да/нет)

- Отлично! Теперь мы с вами готовы к прочтению рассказа «Акула». (прочтение рассказа)

- Скажите, а как случилось, что мальчики оказались в открытом море? (им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море)

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? (он боялся, что попал в мальчиков)

- А как вы думаете, можно ли было избежать этой ситуации? (да, если бы мальчики не плавали в открытом море)

V. Физкультминутка.

К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

VI. Закрепление знаний.

Учитель: Ребята, а напомните мне, с каким рассказом мы сегодня познакомились? («Акула»)

Учитель: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий. Постарайтесь ответить на вопросы.
- Почему рассказ называется Акула? (дети делятся своими предположениями)
- Где стоял корабль? (корабль стоял у берегов Африки.)
- Где матросы устроили купальню? (матросы устроили купальню в парусе.)
- Кто же был с матросами на корабле? (два мальчика.)
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»)
- Что увидели матросы с палубы? (матросы увидели акулу.)
- Какими словами автор называет акулу? Почему? (морское чудовище, потому что акула - хищница.)
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (с полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.)
- Как матросы решили помочь мальчикам? (они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо запомнили события!

- А сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации. (рис.1, рис. 2, рис. 3)
- Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эти иллюстрацию? (когда артиллерист зажёг фитиль для выстрела, когда мальчики увидели акулу, возвращение на корабль)
- Почему вы так решили? (дети делятся своими предположениями)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень постарались, всё запоминали и на всё обращали внимание!

VII. Рефлексия

Учитель:
- Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Познакомились с рассказом «Акула». А теперь давайте продолжим следующие фразы…

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?

Закончи фразу «Мне было трудно…»

(дети высказываются на поставленные вопросы)

А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой и парусом. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.
2. Хорошо работал(а) на уроке - желтый.
3. Надо постараться – красный

Учитель: Спасибо большое Вам, Ребята, за работу! Всего доброго!

Приложение.