СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Растениеводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Растениеводство" для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Растениеводство"»

Окружающий мир, 3 класс, УМК «Школа России», Плешаков А.А.

Тема урока: Растениеводство.


Цели педагогической деятельности

Познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование понятия растениеводства; умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений.

  • Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.

  • Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.

Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе, исследование и описание растения по плану; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь растениеводства и промышленности.

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством, какие группы культурных растений изучаем; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, словарь Ожегова, мультимедийный проектор, экран, компьютер, гербарий, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся.








Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

6

I.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт эмоциональный настрой:

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам приехали гости. Поприветствуем и их. Еще к нам на урок забежала вот эта маленькая обезьянка. Она очень любознательная и хочет учиться вместе с вами. Давайте ей улыбнемся, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Ведь каждый день мы добываем сами новые знания. Садитесь.

Эмоциональный отклик учащихся: здороваются с учителем и гостями. Дарят друг другу улыбки.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: организуют свою учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Вводная беседа

Организует беседу по вопросам:

- Ребята, отгадайте загадки:



1. В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.



2. Он злак, он в поле колосится,
Он не ячмень и не пшеница,
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле… 

- Чем похожи рожь и пшеница?

- Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур?

Слушают учителя, отвечают на вопросы:





- Пшеница




- Рожь

- Это зерновые культуры



- Растениеводство

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.


III.Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи, разработка плана действий








- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, тема сегодняшнего урока: Растениеводство. И вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся выращиванием культурных растений. Для того, чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:



1  = О

- Молодец. Используя словарь, узнаем, кто такой агроном. Ваня, помоги нам.




- Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?


- Как настоящие агрономы мы с вами отправляемся на экскурсию в поле.

- Какие цели нашей экскурсии?






Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.


- Речь пойдет о растениеводстве.








- Агроном.


- Агроном - это специалист по сельскому хозяйству, преимущественно в области земледелия.

- Зачем люди занимаются растениеводством.



- Составляют план и озвучивают учителю:

1. Что такое - растениеводство.

2. Для чего люди занимаются растениеводством.

3. Труд растениеводов.

4. Сельское хозяйство нашей местности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;

IV.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).






















































































































V.Первичное осмысление и закрепление
















1.Беседа на тему «Растениеводство»


































2.Исследование в группах. Работа с гербарными образцами и маршрутными листами. Заполнение таблицы «Паспорт культурного растения».








3. Обмен информацией.





4. Физкультминутка.







































5. Чтение вслух. Беседа на тему «Труд растениеводов»
























6. Работа в парах








7. Обмен информацией












8. Беседа на тему «Сельское хозяйство нашей местности». Работа с презентацией.

















































9. Работа с диском

1. Сельское хозяйство является составной частью экономики. В свою очередь с/х делится на две отрасли. Одна из них растениеводство.



- Слово растениеводство - простое или сложное слово?

- От каких слов образовано слово «растениеводство»?


- Откройте учебник на с. 51-52 и прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы: что такое растениеводство и для чего люди занимаются растениеводством?

- Что такое растениеводство?





- Для чего люди занимаются растениеводством?

(сопровождаю презентацией)





- Мы ответили на 1 и 2 пункты плана?


- Молодцы.





2. А сейчас, как настоящие агрономы, мы проведем исследовательскую работу. Цель нашей работы: определить культурные растения и описать растения по плану (план читаю с маршрутного листа). Вам нужно объединиться в группы: 1 ряд: одна группа, 2 ряд: другая группа. Я раздам вам гербарные образцы и маршрутные листы, которые вы должны будете заполнить. Сначала вместе обсуждаете, затем кто-то один записывает.

Затем каждая группа рассказывает об одном культурном растении. Назначьте ответственного, кто будет отвечать.

- Давайте вспомним правила работы в группах (памятка на слайде).

- Молодцы. Приступайте к работе.

3. Организует беседу по вопросам:

- Сообщите классу о результатах.

- Достигли мы своей цели?




4. Проводит физкультминутку.

- Ребята, посмотрите, наша обезьянка куда-то пропала. Она наверно спряталась, давайте ее найдем.

- Нашли, молодцы. А что у нее в лапках?


- Замечательно. Первая группа читайте свой вопрос?







- Молодцы. Вы справились с заданием обезьянки.

- Вторая группа читайте свой вопрос?







- Молодцы. Вы тоже справились с заданием обезьянки.

- Сейчас встаньте каждый рядом со своим местом, я тоже приготовила для вас задание:

- поморгайте мне глазками столько раз, сколько будет: первое слагаемое 5, второе слагаемое такое же;

- Сколько раз нужно было моргнуть?



- закройте руками ушки столько раз, сколько будет: уменьшаемое 10, вычитаемое 3?

- Сколько раз нужно было закрыть ушки?


- Молодцы, с моими заданиями вы тоже справились на отлично. Садитесь.

5. Ребята, а сейчас, чтобы узнать о том, как трудятся растениеводы, мы прочитаем с .53 учебника вслух.

- Что нового вы узнали для себя о труде растениеводов?

- Как растениеводство связано с промышленностью?






- А о каких новых профессиях вы узнали?


- Да, вот видите, как полезен и интересен их труд.

- А вы знаете, что мой муж работает агрономом нашего колхоза. Ему очень нравится его профессия. А вот моя профессия-учитель. Я с детства мечтала быть учителем, потому, что я люблю детей.

- А кем бы вы хотели стать?

- Какие вы молодцы. Я рада, что вы относитесь к этому так серьезно, что такие грамотные люди будут работать у нас на производстве, ведь вы будущее нашей страны.

6. А сейчас мы поиграем. Давайте представим, что каждый из вас руководитель хозяйства, где собирают большой урожай яблок и груш. Работать будете в парах. Ваша задача: обсудить и нарисовать, что вы можете предложить для лучшего сохранения и использования урожая. Не забудьте подписать листочки.

7. Организует беседу по вопросам:

- Сообщите классу о результатах. Заслушаем мы только две пары, остальные свои работы сдадут, я проверю, и мы их обсудим на следующем уроке.

- Какой вывод вы сделали для себя, работая в парах?




- Мы ответили на 3 пункт плана?



8. Ребята, а что вы можете сказать о сельском хозяйстве нашей местности?

- Да действительно в нашей местности очень развито сельское хозяйство. В нашем районе много деревень, которые занимаются с/х, но лишь наша деревня до сих пор сохранила статус колхоза. У нас выращивают такие зерновые культуры: пшеница, ячмень, овес, гречиха; кормовые культуры: кукуруза, подсолнечник, рапс, многолетние травы: эспорцет, люцерна; Наш колхоз занимает передовые места в районе по сбору урожая. Так, во время посевных работ в прошлом году отличился Кильдюшов Андрей Михайлович, он больше всех посеял зерновых культур. А во время уборочных работ отличились комбаньоры: Кармалинцев Владимир Витальевич, Ветошкин Анатолий Юрьевич и Угрюмов Виктор Александрович. Они больше всех обмолотили зерна. Всех их можно назвать героями труда. (показ слайдов презентации, знакомство с культурными растениями нашего края и героями труда).

- Ребята, а кто из ваших родителей или родственников работает в колхозе?

- Какой вывод мы можем сделать?





- Да, ребята, и правительство нашего государства, в планах экономики на 2017 год, отдает предпочтение тому, чтобы мы сами выращивали и использовали наши с/х продукты, а не закупали их где-то в других странах. Так как наш край богат и в нем развито с/х, нам нужны грамотные специалисты. Специалистов такой профессии готовят в Челябинском аграрно-инженерном университете.

Сейчас государство выделяет много денег на развитие молодых ученых, ведь вы-наше будущее страны.

- Мы ответили на 4 пункт плана?


- Какой общий вывод можем сделать?








9. Показывает видео на диске:

- А сейчас, чтобы дополнить наш вывод, я предлагаю поработать с диском.

- Большой вклад в изучение культурных растений внес Вавилов Николай Иванович, давайте про него послушаем.


Строят грамматические рассуждения, отвечают на вопросы:



- Сложное.


- От слов «растение» и «водить», т.е. разводить.







- Выращивание культурных растений, оно является отраслью сельского хозяйства.


- продукты питания, корм домашним животным, для промышленных предприятий.



- Да, мы дали определение, что такое растениеводство и выяснили, для чего люди занимаются растениеводством.















По очереди читают.


Приступают к работе.


Отчет групп.

- Да, определили культурные растения и описали растение по плану.

Встают, ищут обезьянку.




- Задания для 1 и 2 группы.

- Назовите опасные места? (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, места, покрытые льдом).




- Назовите номера служб спасения? (01-пожарная служба, 02-полиция, 03-скорая помощь, 04-газовая служба, единый номер вызова экстренной службы -112).



Выполняют физические упражнения.




- Нужно было моргнуть 10 раз.




- Закрыть ушки нужно было 7 раз.




По очереди читают вслух.


Ответы детей.


- Например, из прядильных культур на специальных промышленных предприятиях получают волокно.

- хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы.








Ответы детей.







Работают в парах.











Отчет двух пар.


- Узнали, что труд растениеводов ответственная и полезная работа.

- Да, узнали о труде растениеводов.


Ответы детей.


Слушают, смотрят слайды.





















Ответы детей.

- Что труд людей, которые работают в с/х, очень важный, трудный и полезный. Что все профессии важны.














- Да, узнали о с/х нашей местности.

- Растениеводство-выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей: продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.


Слушают и смотрят видео.

Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

- Как вы считаете, мы достигли цели урока?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вас больше всего заинтересовало?

- Если вам захочется узнать о растениеводстве что-то еще, вы можете почитать энциклопедию «Все обо всем» или «Растения и Животные». Энциклопедии есть у нас в школе в библиотеке.

- Ребята, что вы видите на доске?

- Какие цвета присутствуют в светофоре?

- У вас на парте лежат кружочки, которые соответствуют цветам светофора. Я хочу, чтобы вы сейчас проголосовали. Что такое голосование, вы знаете, вы все принимали участие в выборах президента нашей школьной страны.

1. Кому на уроке все было понятно - положите в стаканчик кружок зеленого цвета;

2. У кого остались вопросы -

положите в стаканчик кружок желтого цвета;

3. Кому было трудно и непонятно -

положите в стаканчик кружок красного цвета.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

3. Голосуют.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

VII.Домашнее задание.

Сообщить учащимся о домашнем задании.

Конкретизирует задания:

- Подготовить рассказ об одном культурном растении по плану, не называя его. Задача класса: узнать это растение.

Записывают домашнее задание.