СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Разнообразие растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Разнообразие растений»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Разнообразие растений»»

Конспект урока по окружающему миру по теме:

«Разнообразие растений»

3 класс

Цели.

Предметные: познакомить с основной классификацией растений.

Метапредметные:

1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.

3) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя «От земли до неба», аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование:

1. Карточки с индивидуальными заданиями.

2. Презентация «Разнообразие растений».

3. Распечатки таблицы.


Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальные задания.

Нескольким человекам выдаются карточки с заданиями.

- Вставь пропущенные слова.

Перегной – минеральные соли - … (растения) – животные – перегной.

Умершим растениям и животным превращаться в перегной помогают … (бактерии).

Почва – это … (верхний) плодородный слой земли.

Самая плодородная почва называется … (чернозёмом).

Плодородие – это свойство почвы, способность давать … (высокий урожай).

2) Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки:

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий тёплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

 - Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)

- Назовите ещё представителей царства растений.

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.)

Слайд №1

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа

Разнообразие растений.

Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

Слайд №2

-Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Рассмотрите схему на доске.

Растения



1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.


- На какие три группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы).

- Дополните схему. Напишите название растений в каждой группе.

- Из каких частей состоят все растения? (из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами).

- Отгадайте загадки.

Орган находится в почве, растёт вниз. (Корень)

Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья)

Орган растёт вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель)

Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок)

Орган образуется из цветка, в нём развиваются семена. (Плод)

Органы находятся в плодах, ими растения размножаются. (Семена)

2. Работа по учебнику

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки, видоизменённые листья, у других – листья. Одни растения живут в воде, другие на суше и т. д.)

- Прочитайте текст на странице 70.

-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

Самопроверка по эталону: Слайд №3

-Где растут водоросли? (В воде.)

Слайд №4

-Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

Слайд №5

-Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.)

Слайд №6

-Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и др.)

Слайд №7

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

Слайд №8

3. Работа в рабочей тетради

1 (страница 29)

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

После выполнения задания поводится взаимопроверка.

2 (страница 29)

Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте свой ответ. ( В 1 ряду лишнее – морская капуста. Она относится к водорослям, остальные – цветковые. Во 2 ряду лишнее – липа. Она относится к цветковым растениям, остальные – к хвойным.)

Слайд №9, №10. Определите, к каким группам относятся растения.

4. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике на странице 72.

- К какой группе относятся данные растения? (К группе цветковых растений.)

- Сколько видов растений на иллюстрации? (3: одуванчик, подорожник, клевер.)

- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение – плоды с семенами. Различия: разные цветки и разные листья.)

Слайд №11

5. Работа в рабочей тетради

4 (страница 29)

-Прочитайте задание и запишите по 3 примера различных видов растений.

Взаимопроверка в парах.

5 (страница 30 - 31)

- Прочитайте стихотворение.

- К какой группе растений относятся яблоня и дуб? ( К группе цветковых растений.)

- Но яблоня и дуб – это растения разных … (видов).

- Выполните задание.

После выполнения задания проводится проверка.

V. Физкультминутка.

Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.


Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

VI. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Работа в парах.

Детям выдаются распечатки таблицы.

- Заполните таблицу, используя текст учебника и атлас – определитель «От земли до неба».

Разнообразие растений


Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли






Мхи






Папоротники






Хвойные






Цветковые







Проверка по эталону: таблица на доске.

Разнообразие растений


Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в основном в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одеревенелый

В виде иголок

(хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозелёным

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны


VII. Рефлексия «Всё в твоих руках».

- На листе бумаги обведите левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной – красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было интересно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни– фиолетовым.

- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?

Слайд №12 «Проверь себя»

IX. Домашнее задание.

1. Учебник: прочитать текст на странице 69 -73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 73.

2. Рабочая тетрадь: страница 31 №7, №8.