СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Речь и альтернативная коммуникация, тема урока "Закрепление темы "Предложение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Речь и альтернативная коммуникация"»

Тема: «Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предложение»

Коррекционно-развивающие цели и задачи:

- развивать связную устную речь, на основе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе.

-учить детей составлять предложения из предложенных слов;

-учить дополнять предложение со значением противопоставления;

-учить составлять рассказ по опорным картинкам.

-развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи;

-развивать логическое мышление;

-развивать словарный запас;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать связную речь.

- систематизировать знания учащихся по теме «Деревья», дать детям представление о многозначности слова «игла», через разгадывание загадок.

-создать условия для развития речевых способностей учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

-воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: предметно-тематические картинки, пиктограммы, карточки-символы: деревьев по временам года лето-осень-зима-весна, снежинки, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

Подготовка:

Зарядка для язычка:

ма-ма-ма наступила зима;

ок-ок-ок выпал белый снежок;

ул – ул – ул ветер сильный подул;

оз – оз – оз – пришёл трескучий мороз;

ой-ой-ой очень холодно зимой;

а) Собирание пазлов «Деревья». («пазлы» на каждого обучающегося, разные по сложности собирания, сюжет один на всех)

– Что у вас получилось? (деревья)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

б) Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи

Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивлённо, грустно, обиженно, гневно). Упражнение выполняется детьми сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

-Ах ты зимушка-зима,

Все дороги замела!

в) Игра «Чего не бывает?»

Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой:

-Зимой не бывает жары (листопада, цветов, насекомых т.д.)

г) Игра «Закончи предложение»

-Зимой бывает снегопад, а осенью….

-Зимой бывает снег, а летом….

-Зимой снег падает, а весной….

-Зимой катаются на санках, а летом….

-Зимой лес спит, а весной….

-Зимой катаются на коньках, а летом….

-Зимой бывает холодно, а летом….

-Зимой деревья белые, а осенью….

-Зимой растут сугробы, а летом растут….

-Зимой лепят снеговика, а летом….

-Зимой насекомые прячутся, а весной….

– Скажите, если на деревьях растут листья, какие это деревья?

– Лес, в котором растут лиственные деревья, называется…?

– А какие лиственные деревья вы знаете?

д) Дидактическая игра: «Ласковые слова».

(берёза-берёзка; ветка-веточка; рябина-рябинка; лист- дерево- лес- снег- ветер- тополь), (работа в тетрадях)

– Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев? – А как по-другому называются иголки?

– Значит это, какие деревья?

Лес, в котором растут хвойные деревья, называется…?

– Назовите хвойные деревья.

Многозначность слова: игла.

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно...(Ежик)

Что за странный шар растёт

На окне в иголках?

Зеленеет и цветёт,

И на вид не ёлка. (кактус)

Его так боятся в больнице дети,

Он главнейший враг на свете.

Как увидят - убегают

Или в голос зарыдают. (Укол)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик… (Иголка)

- Что общего у этих предметов?       (иголки)

- Эти иголки одинаковые или разные?      

-Разные, но называются, одним словом.

– А чем похожи все эти иголки?    (длинные, острые, колючие).

Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.

- Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? (ствол, ветви, крона, корни, кора).

III. Работа по теме урока:

Загадка:

-Дел у меня немало

- Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня ... (Зима).

– Давайте вспомним зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

– С какого месяца начинается зима, а заканчивается год?

– Как выглядят деревья зимой?

– Как называются деревья, которые зимой голые? (лиственные).

–Давайте вспомним, как меняются лиственные деревья по временам года? (карточки-символы деревьев по временам года).

– Меняют ли хвойные деревья свой наряд?

–– Почему хвойные деревья не сбрасывают хвою? (Хвойные деревья растут и зимой – хвоя приспособлена к холодам. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год).

- Что же происходит с деревьями зимой? (они спят, дремлют под снежным одеялом).

– Что зимой помогает деревьям перенести лютые морозы? (снег).

- Деревья – это наши друзья! Они дают нам…? (кислород, плоды, лекарство, тепло в дом…). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждое деревце.

– Как помогают деревья животным и птицам перезимовать? (…)

а) Дидактическое упражнение: «Найди место» расположить животных по местам. (Составление предложений с предлогами, соедини «маму с малышом»).

б) Игра: «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой-…………

-летом день длинный, а зимой-……….

-летом небо светлое, а зимой - ……….;

-весной лёд на реке тонкий, а зимой-...;

-одни сосульки длинные, а другие-…..;

- снег мягкий, а лёд-……………………...

-у дуба ствол толстый, а у берёзы-….;

-сосна высокая, а рябина-…………….;

-у берёзы ствол светлый, а у клёна-..;

-у клёна лист большой, а у берёзы -…..;

Физ. минутка.

Развитие связной речи, логического мышления

-А сейчас мне потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все картинки и теперь нужно собрать их по порядку.

На доске картинки (на партах картинки): ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод, сугроб, снежинка.

-Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая…..(снежинка).

-Она кружилась в воздухе вместе со своими …..(подружками).

-Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и превратились в…(сугроб).

-Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло….(солнышко).

-Солнышко разбудило ….(детей), и они вышли на улицу….(гулять).

-Дети решили слепить….(снеговика).

-Потом вокруг снеговика стали водить….(хороводы).

-И детям, и снеговику, и снежинкам было очень….(весело), и они….(подружились).

- Из снежного кома можно слепить снеговика.

(Дорисуй снеговика)

- Расставь по порядку цифры в кружочках.

Что было сначала, а что потом? (индивидуальные задания на развитие логического мышления).

Загадка

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (варежка)

- Соедини линией одинаковые варежки, пришей «резиночку» (индивидуальные задания на развитие зрительного восприятия).

Итоги урока, подарки.












Областное государственное казенное образовательное учреждение

«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11»

г. Димитровграда











Тема урока:

«Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предложение»





Подготовила: Гришкова

Валентина Михайловна

(21.02.20)





2020 год