Тема: «Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предложение»
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
- развивать связную устную речь, на основе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе.
-учить детей составлять предложения из предложенных слов;
-учить дополнять предложение со значением противопоставления;
-учить составлять рассказ по опорным картинкам.
-развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи;
-развивать логическое мышление;
-развивать словарный запас;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать связную речь.
- систематизировать знания учащихся по теме «Деревья», дать детям представление о многозначности слова «игла», через разгадывание загадок.
-создать условия для развития речевых способностей учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
-воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: предметно-тематические картинки, пиктограммы, карточки-символы: деревьев по временам года лето-осень-зима-весна, снежинки, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Подготовка:
Зарядка для язычка:
ма-ма-ма наступила зима;
ок-ок-ок выпал белый снежок;
ул – ул – ул ветер сильный подул;
оз – оз – оз – пришёл трескучий мороз;
ой-ой-ой очень холодно зимой;
а) Собирание пазлов «Деревья». («пазлы» на каждого обучающегося, разные по сложности собирания, сюжет один на всех)
– Что у вас получилось? (деревья)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
б) Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивлённо, грустно, обиженно, гневно). Упражнение выполняется детьми сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
-Ах ты зимушка-зима,
Все дороги замела!
в) Игра «Чего не бывает?»
Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой:
-Зимой не бывает жары (листопада, цветов, насекомых т.д.)
г) Игра «Закончи предложение»
-Зимой бывает снегопад, а осенью….
-Зимой бывает снег, а летом….
-Зимой снег падает, а весной….
-Зимой катаются на санках, а летом….
-Зимой лес спит, а весной….
-Зимой катаются на коньках, а летом….
-Зимой бывает холодно, а летом….
-Зимой деревья белые, а осенью….
-Зимой растут сугробы, а летом растут….
-Зимой лепят снеговика, а летом….
-Зимой насекомые прячутся, а весной….
– Скажите, если на деревьях растут листья, какие это деревья?
– Лес, в котором растут лиственные деревья, называется…?
– А какие лиственные деревья вы знаете?
д) Дидактическая игра: «Ласковые слова».
(берёза-берёзка; ветка-веточка; рябина-рябинка; лист- дерево- лес- снег- ветер- тополь), (работа в тетрадях)
– Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев? – А как по-другому называются иголки?
– Значит это, какие деревья?
Лес, в котором растут хвойные деревья, называется…?
– Назовите хвойные деревья.
Многозначность слова: игла.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ежик)
Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
И на вид не ёлка. (кактус)
Его так боятся в больнице дети,
Он главнейший враг на свете.
Как увидят - убегают
Или в голос зарыдают. (Укол)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик… (Иголка)
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные?
-Разные, но называются, одним словом.
– А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие).
Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
- Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? (ствол, ветви, крона, корни, кора).
III. Работа по теме урока:
Загадка:
-Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ... (Зима).
– Давайте вспомним зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
– С какого месяца начинается зима, а заканчивается год?
– Как выглядят деревья зимой?
– Как называются деревья, которые зимой голые? (лиственные).
–Давайте вспомним, как меняются лиственные деревья по временам года? (карточки-символы деревьев по временам года).
– Меняют ли хвойные деревья свой наряд?
–– Почему хвойные деревья не сбрасывают хвою? (Хвойные деревья растут и зимой – хвоя приспособлена к холодам. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год).
- Что же происходит с деревьями зимой? (они спят, дремлют под снежным одеялом).
– Что зимой помогает деревьям перенести лютые морозы? (снег).
- Деревья – это наши друзья! Они дают нам…? (кислород, плоды, лекарство, тепло в дом…). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждое деревце.
– Как помогают деревья животным и птицам перезимовать? (…)
а) Дидактическое упражнение: «Найди место» расположить животных по местам. (Составление предложений с предлогами, соедини «маму с малышом»).
б) Игра: «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой-…………
-летом день длинный, а зимой-……….
-летом небо светлое, а зимой - ……….;
-весной лёд на реке тонкий, а зимой-...;
-одни сосульки длинные, а другие-…..;
- снег мягкий, а лёд-……………………...
-у дуба ствол толстый, а у берёзы-….;
-сосна высокая, а рябина-…………….;
-у берёзы ствол светлый, а у клёна-..;
-у клёна лист большой, а у берёзы -…..;
Физ. минутка.
Развитие связной речи, логического мышления
-А сейчас мне потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все картинки и теперь нужно собрать их по порядку.
На доске картинки (на партах картинки): ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод, сугроб, снежинка.
-Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая…..(снежинка).
-Она кружилась в воздухе вместе со своими …..(подружками).
-Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и превратились в…(сугроб).
-Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло….(солнышко).
-Солнышко разбудило ….(детей), и они вышли на улицу….(гулять).
-Дети решили слепить….(снеговика).
-Потом вокруг снеговика стали водить….(хороводы).
-И детям, и снеговику, и снежинкам было очень….(весело), и они….(подружились).
- Из снежного кома можно слепить снеговика.
(Дорисуй снеговика)
- Расставь по порядку цифры в кружочках.
Что было сначала, а что потом? (индивидуальные задания на развитие логического мышления).
Загадка
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (варежка)
- Соедини линией одинаковые варежки, пришей «резиночку» (индивидуальные задания на развитие зрительного восприятия).
Итоги урока, подарки.
Областное государственное казенное образовательное учреждение
«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11»
г. Димитровграда
Тема урока:
«Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Предложение»
Подготовила: Гришкова
Валентина Михайловна
(21.02.20)
2020 год