СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Религия как одна из форм культуры", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Религия как одна из форм культуры", 8 класс»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА: Религия как одна из форм культуры

Цели и задачи: познакомить с различными функциями рели­гии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций. ;

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий

религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессионалъный конфликт', харак­теризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи ми­ровых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; при­обретать опыт регуляции речевого поведения как основы ком­муникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотно­сить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся си­туацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фик­сировать информацию, выделяя главную и второстепенную; ста­вить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания; уважение к свободе вероисповедания, взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.


  1. Введение в новый материал

Как возникла жизнь? Что происходит после смерти? Суще­ствуют ли другие миры? Что лежит в основе поступков человека? В чем разница между добром и злом? Религия — один из способов найти ответы на эти вопросы.

Тема урока «Религия как одна из форм культуры».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Особенности религиозной веры.

  2. Роль религии в жизни общества.

  3. Религиозные организации и объединения.

  4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Проблемные вопросы

  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

  • Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране?

  • Какова роль религии в жизни общества?

  1. Работа по теме урока

Из уроков истории вам известно, что религиозные представле­ния зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад. На опреде­ленном этапе развития религии появляется социальный институт, объединяющий людей одного вероисповедания, формирующий единые каноны, догматы, нормы поведения (например, церковь в христианстве).

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «религия»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на до­ске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые по­могают ученикам сформировать определение понятия «религия».)

Запись в тетради

Религия (от лат religio — святыня) — совокупность представле­ний, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфи­ческие действия (культ).

  • Проанализируйте следующие высказывания и ответьте на вопросы.

  1. Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).

  2. Религия — это познание всех наших обязанностей как боже­ственных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жест­кие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).

  3. Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание чело­века, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).

Вопросы к классу

  • Какое из высказываний, по вашему мнению, более точно определяет сущность религии?

  • С какими высказываниями вы согласны, а с какими не со­гласны? Почему?

(Ответы учеников.)


  1. Особенности религиозной веры

Понять, как и почему возникли различные верования, пыта­лись и светские мыслители, многие из которых были неверующи­ми, и представители церкви.

  • Послушайте различные мнения о происхождении религии.

Рабочий материал

Одни исследователи считают, что религия сложилась как свое­образный ответ на страдания и лишения людей. Мечтавшие об ином уделе люди находили утешение в вере в помощь сверхъестественных сил. Другие предлагают психологическое объяснение происхождения религии. По их мнению, бессознательное восхищение отцом, поэти­зация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества — это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему божества в различных религиях и добрые, и суровые, они и карают, и милуют.

Некоторые исследователи вопросов веры полагают, что религия, особенно единобожие, объективное следствие того, что человеку не­обходимо познать целостность мироздания, единую систему законов природы и общества. Существует мнение, что религия способствует творческой, познавательной деятельности. Некоторые представители науки и искусства замечали, что вера дает импульс к творчеству.

Многие мыслители отрицали истинность религиозной картины мира, искали светские нравственные опоры в обосновании жизне­утверждающего мироощущения. Б. Рассел в работе «Почему я не хри­стианин» писал: «...действительная причина того, что люди прини­мают религию, на мой взгляд, не имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают религию из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяли, что нападать на религию весьма пагубно, ибо ре­лигия делает людей добродетельными».

Вопрос к классу

  • Какая точка зрения, на ваш взгляд, наиболее объективно объясняет появление религиозных верований? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

  • Изучив материал рубрики «Документ» на с. 95,96 учебника, выполните задание к нему.

(Проверка выполнения задания.)

В любой религии существуют определенные обряды. Они яв­ляются зримым воплощением религиозных представлений. Это совокупность специфических действий и ритуалов, обусловлен­ных верой и регламентированных вероучением. Нередко обряды имеют воспитательное значение. Они приучают человека подчи­няться общему порядку. Вершиной обрядовых действий являет­ся молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.

  1. Роль религии в жизни общества

Как любой социальный феномен религия выполняет в обще­стве определенные задачи:

  1. регулирует поведение людей в обществе — религиозные нормы диктуют, как себя вести, вводят ограничения;

  2. воспитывает человека — побуждает к развитию таких поло­жительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

  3. отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

  4. снимает психологическое напряжение — верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облег­чение, приток сил;

  5. объединяет людей в рамках религиозной общины, избавляя их от одиночества;

  6. объединяет общество для решения различных задач.

Из курса истории России вы знаете, какой важный вклад внесла Русская православная церковь в объединение Руси после политической раздробленности. Она вдохновляла русский народ на борьбу против ордынского владычества. К сожалению, история знает немало примеров и национальной вражды, порожденной религиозной верой.

— Изучите и прокомментируйте схему.








(Комментарии учащихся.)

  • Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и опи­саны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второ­законие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и че­ловека, следующие шесть — человека с человеком.

Список заповедей в современной трактовке, с исходными цита­тами.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой... да не бу­дет у тебя других богов перед лицом Моим». Изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем стало напоминанием еще больше чтить единого Бога.

  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в во­дах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой...». Было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно — это все, что отвлекает от веры в Бога.

  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...».

  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свя­то хранить его... шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». В некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье.

  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою».

  6. Не убивай. «Не убий».

  7. Мужчина и женщина должны жить в браке. «Не прелюбодей­ствуй».

  8. Не кради. «Не укради».

  9. Не лги и не клевещи. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Изначально это касалось судебных клятв, позд­нее стало толковаться расширенно.

  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его [ни всякого скота его], ни всего, что есть у ближнего твоего».

Вопросы к тексту

  • Актуальны ли сегодня эти заповеди?

  • Какие функции религии реализуются посредством этих за­поведей?

(Ответы учеников.)


  1. Религиозные организации и объединения

Правовое положение религиозных организаций в России ре­гулируется Федеральным законом № 125-ФЗ «О свободе совести

и о религиозных объединениях». На начало 2010 г. в России было зарегистрировано около 23 500 религиозных организаций, объеди­ненных в 70 различных конфессий.

Предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие.

Рабочий материал

Слайд 1. У большинства церквей есть своя структура и иерархия. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche власть) — располо­жение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Так, иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архирейства.

Слайд 2. Священнослужители разделяются на диаконов, пресви­теров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому духовенству.

Слайд 3. Секта (от лат. secta, sequi — следовать за кем-то, повино­ваться, secare — отсекать (часть от целого)) — группа, следующая за ли­дером, произвольно формирующим особое религиозное направление и отсекающим людей от изначальной религиозной целостности как организационной, так и мировоззренческой.

Слайд 4. В христианском истолковании понятие «секта» тесно связано с лжеучением (ложным учением). Длительное время слова «ересь» и «секта» рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверг­лись в Новое время, когда слово «секта» стало обозначать группу или организацию, а «ересь» — ее учение.

Слайд 5. Для всех сект свойственен: 1) молодой исторический воз­раст; 2) преувеличенное представление о личности лидера, с которо­го только и начинается история секты; 3) доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Слайд 6. Выделяются так называемые тоталитарные секты — осо­бый тип организаций, для которых характерны авторитарные мето­ды управления, ограничения прав человека для членов организации. Их деятельность представляет опасность для жизни и здоровья гра­ждан. Например, члены секты Аум Синрике совершили газовую атаку в токийском метро с помощью отравляющего газа зарин.

  1. Свобода совести, свобода вероисповедания

В Российской Федерации проживают представители многих распространенных в мире религий. По данным социологического исследования, проведенного в 2012 г., население России распре­деляется по религиозной принадлежности следующим образом:

  1. православные верующие (прихожане Русской православ­ной, грузинской, армянской и других церквей) — 42,4%;

  2. мусульмане — 6,5%;

  3. христиане, не принадлежащие к определенной конфес­сии, - 4,1%;

  4. последователи неоязычества — 1,1%;

  5. буддисты - 0,4%;

  6. старообрядцы — 0,2%;

  7. протестанты — 0,2%;

  8. атеисты — 12,9%.

А 25% участников опроса определили себя как «духовных, но не религиозных» людей.

Одна из свобод, закрепленная в статье 28 Конституции Рос­сийской Федерации, гласит, что каждому в России гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право испо­ведовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 14 Конвенции ООН о правах ребенка утверждает, что «государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руковод­ством их родителей».

Свобода совести состоит и в том, что можно быть и атеистом.

Запись в тетради

Атеизм (от греч. atheos — отрицание бога) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование бога (божеств) и отвер­гающая всякую религию.

Как же реализуются принципы свободы совести и свобода вероисповедания в Российской Федерации?

— Изучите и прокомментируйте схему.









(Комментарии учащихся.)

Представьте, что мы с вами стали свидетелями спора между посетителями одного из форумов, которые обсуждали проблему вовлечения детей в религию. Одни участники дискуссии утвержда­ют, что ребенок должен по мере взросления самостоятельно опре-

делиться в вопросе выбора религии, а другие считают, что родите­ли должны помочь ребенку, а во многих случаях и сделать выбор за него, руководствуясь собственными религиозными взглядами.

  • Разделитесь на две группы. Работая с п. 4 § 12 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Ответьте на вопросы 1—3, 5 рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника.

  2. Выполните задания 2—4 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

  • Что вы получили от этого урока?

  • Что чувствовали?

  • Что вас удивило?

  • За что вы можете себя похвалить?

  • За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

  • Я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...

  • Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

  1. Прочитать § 12 учебника.

  2. Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 101 учебника.

  3. Написать эссе на тему: «Смысл веры не в том, чтобы посе­литься на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» (Т. Харди).



7