СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Ремесло в средневековом городе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Ремесло в средневековом городе"»

Урок


Тема: Ремесло в средневековом городе


Цель:

- Познакомить обучающих с процессом развития городского ремесла в период Средневековья; раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла;


- Продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни; продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников; продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней; продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками; продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия при работе в группе, развивать коммуникативные умения при работе в группе, в выступлениях;

- воспитывать интерес к предмету; чувства ответственности и сознательного отношения к получению знаний

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Торговля в Средние века», карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»

Тип урока: Комбинированный

ХОД УРОКА:

I. Организация класса

1) проверка готовности

2) эмоциональный настрой



II. Актуализация изученного

1) Работа с дифференцированными карточками:

Для сильных учеников — подготовить рассказ «История возникновения средневековых городов».

Для средних учеников - составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обще­стве».

Для слабых учеников — ответить на вопрос: Почему в Средние века возникла поговорка: " Городской воздух делает свободным"?

 III. Изучение нового материала

1) работа в тетради

- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Ремесло в Средние века».

(слайд 1)

План урока:

  1. Мастерская ремесленника.

  2. Участники ремесленного производства.

  3. Цеха.

  4. Роль цехов в жизни города.

Основные понятия и термины: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, старшина, братство.

2) рассказ учителя

 - Тема сегодняшнего урока познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе. Мы ставим перед собой цель раскрыть признаки городского ремесла и выяснить особенности и значение цеховой организации.

- Развитие хозяйства привело к тому, что ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Оно стало занятием большой группы людей – ремесленников.

(слайд 2)

- Посмотрите, какие замечательные изделия были сделаны в средние века (учебник, с. 108). Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения. Это были настоящие произведения искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало. Достичь этого было не легко. Инструменты у мастеров были простыми. Поэтому от мастера требовались старание, любовь к своему делу. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению. (слайд 3)

- Представим, что мы попали средневековый город. Давайте заглянем в мастерские ремесленников. 

Давайте остановимся в мастерской обувщика.

Учитель: Где располагалась мастерская?

Ученик: На первом этаже дома ремесленника.

Учитель: Каковы ее размеры?

Ученик: Небольшая мастерская.

Учитель: Сколько человек работает в мастерской?

Ученик: Три человека.

Учитель: Что они делают?

Ученик: Шьют и продают обувь.

Учитель: Какие орудия труда применяют?

Ученик: Простые орудия труда (нитки, иголки). Изделия делаются руками, машин не было.

Учитель: Кто хозяин мастерской?

Ученик: Человек, который продаёт обувь.



3) работа в тетради, составление схемы (слайд 4)

- Перед вами лежит незаконченная схема «Основные признаки ремесленного производства».

(слайд 5)



4) рассказ учителя


-  Что такое натуральное хозяйство? (ответы детей)

- Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором всё произведённое идет на собственное потребление, а не на продажу.

-  Это понятие относится к деятельности ремесленника? (Нет)

- А деятельность крестьянина по-прежнему продолжает во многом носить натуральный характер. (слайд 6)



(слайд 6)



- Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником.

5) работа с текстом учебника

- Найдите ответ на вопрос «Кто работал в мастерской?» в учебнике на стр. 106-107

(Мастер, подмастерье, ученик)

- Расскажите о положение и обязанности работников ремесленной мастерской.

(слайд 7)

Третье задание для группы:

Учитель: Почему мастера устанавливали долгий срок обучения?

6) работа с документом «Договор о найме ученика».

- Чтобы овладеть ремеслом, надо было долго учиться. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом. Затем ученик становился подмастерьем.

- Что нужно сделать, чтобы открыть свою мастерскую и стать мастером? (Накопить денег на открытие мастерской и изготовить шедевр)

Шедевр – лучший образец изделия (определение в тетрадь).

- Главным в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.

Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр – образец изделия.

7) рассказ учителя

- На определённом этапе мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединяются в цеха (они селятся рядом, создавая свои улицы). Запись определения в тетрадь.

Какие общие интересы объединяют ремесленников одной специальности?

( Стремление оградить себя от соперничества сельских ремесленников, защитить себя от притеснений феодалов, бороться за участие в управлении городом).

(слайд 8)

- На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Во главе цеха стоял избираемый мастерами старшина, который следил за соблюдением устава.

7) работа с документами

(Приложение)

  • «Из устава цеха парижских ткачей» 1-я группа,

  • «Постановление лондонского цеха ткачей» 2-я группа,

  • «Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий» 3-я группа

Вывод: устав требовал, чтобы все мастера делали вещи по определённому образцу, устав устанавливает ограничения на количество станков, работников, рабочее время, цену изделий, заработную плату для подмастерьев.

- Какие отрицательные последствия имели эти ограничения? Выход на схему.

(слайд 9)

- Эти утверждения могут быть противоречивыми и справедливыми одновременно.

- Цех в жизни ремесленника играл огромную роль. В том числе об этом свидетельствует наличие герба у цеха. (слайд 10)

- Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника

-  Цехи способствовали развитию ремесла. Но на определенном этапе происходят такие изменения. (слайд 11)



- Можем мы по – прежнему говорить, что к концу эпохи средневековья цех способствует развитию промышленного производства в городах? (Нет)

Выход на схему: (слайд 12)



IV. Закрепление изученного

- Назовите причины появления ремесленных мастерских?

- Зачем ремесленники объединялись в цехи??

- Что такое шедевр?

- Чем отличалась работа подмастерье от ученика?


V. Домашнее задание

п. 13, пункт 4-6, выучить термины в тетради















Приложение

Постановление лондонского цеха ткачей.


*Ни один ткач не возьмёт ученика на срок меньший, чем 7 лет… Ремесленник работает хорошо и честно и не работает ночью…

*Ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – добротой и хорошо сделанной. Ткань в стиле «меньюет», должна иметь в весе, по крайней мере, 9 фунтов, когда она выходит из рук ткача… И должны быть назначены контролёры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткача.

ВОПРОС:

1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.

2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?


Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий.


*Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шёлка, не проучившись и не прослужив 3 года в этом цехе…Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не более 4 учениц. Ткачиха может обучать девушек ремеслу только у себя дома, держа их на своём иждивении под угрозой исключения из цеха навсегда. Мастерицы не имеют права отдавать шёлк для прядения…лицам, живущим вне Кёльна. *Нарушивших это правило лишают права заниматься своим ремеслом.

*Запрещается примешивать к парче крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шёлковых изделий, а товар (их) сжигается…

ВОПРОС:

1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.

2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?


Из устава парижских ткачей.


*Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий.

*Каждый ткач в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы.

*Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как в середине.

*Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

*Подмастерья – ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит колокол к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.

2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?