Урок
Тема: Ремесло в средневековом городе
Цель:
- Познакомить обучающих с процессом развития городского ремесла в период Средневековья; раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла;
- Продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни; продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников; продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней; продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками; продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия при работе в группе, развивать коммуникативные умения при работе в группе, в выступлениях;
- воспитывать интерес к предмету; чувства ответственности и сознательного отношения к получению знаний
Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Торговля в Средние века», карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»
Тип урока: Комбинированный
ХОД УРОКА:
I. Организация класса
1) проверка готовности
2) эмоциональный настрой
II. Актуализация изученного
1) Работа с дифференцированными карточками:
Для сильных учеников — подготовить рассказ «История возникновения средневековых городов».
Для средних учеников - составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».
Для слабых учеников — ответить на вопрос: Почему в Средние века возникла поговорка: " Городской воздух делает свободным"?
III. Изучение нового материала
1) работа в тетради
- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Ремесло в Средние века».
(слайд 1)
План урока:
Мастерская ремесленника.
Участники ремесленного производства.
Цеха.
Роль цехов в жизни города.
Основные понятия и термины: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, старшина, братство.
2) рассказ учителя
- Тема сегодняшнего урока познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе. Мы ставим перед собой цель раскрыть признаки городского ремесла и выяснить особенности и значение цеховой организации.
- Развитие хозяйства привело к тому, что ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Оно стало занятием большой группы людей – ремесленников.
(слайд 2)
- Посмотрите, какие замечательные изделия были сделаны в средние века (учебник, с. 108). Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения. Это были настоящие произведения искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало. Достичь этого было не легко. Инструменты у мастеров были простыми. Поэтому от мастера требовались старание, любовь к своему делу. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению. (слайд 3)
- Представим, что мы попали средневековый город. Давайте заглянем в мастерские ремесленников.
Давайте остановимся в мастерской обувщика.
Учитель: Где располагалась мастерская?
Ученик: На первом этаже дома ремесленника.
Учитель: Каковы ее размеры?
Ученик: Небольшая мастерская.
Учитель: Сколько человек работает в мастерской?
Ученик: Три человека.
Учитель: Что они делают?
Ученик: Шьют и продают обувь.
Учитель: Какие орудия труда применяют?
Ученик: Простые орудия труда (нитки, иголки). Изделия делаются руками, машин не было.
Учитель: Кто хозяин мастерской?
Ученик: Человек, который продаёт обувь.
3) работа в тетради, составление схемы (слайд 4)
- Перед вами лежит незаконченная схема «Основные признаки ремесленного производства».
(слайд 5)
4) рассказ учителя
- Что такое натуральное хозяйство? (ответы детей)
- Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором всё произведённое идет на собственное потребление, а не на продажу.
- Это понятие относится к деятельности ремесленника? (Нет)
- А деятельность крестьянина по-прежнему продолжает во многом носить натуральный характер. (слайд 6)
(слайд 6)
- Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником.
5) работа с текстом учебника
- Найдите ответ на вопрос «Кто работал в мастерской?» в учебнике на стр. 106-107
(Мастер, подмастерье, ученик)
- Расскажите о положение и обязанности работников ремесленной мастерской.
(слайд 7)
Третье задание для группы:
Учитель: Почему мастера устанавливали долгий срок обучения?
6) работа с документом «Договор о найме ученика».
- Чтобы овладеть ремеслом, надо было долго учиться. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом. Затем ученик становился подмастерьем.
- Что нужно сделать, чтобы открыть свою мастерскую и стать мастером? (Накопить денег на открытие мастерской и изготовить шедевр)
Шедевр – лучший образец изделия (определение в тетрадь).
- Главным в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.
Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр – образец изделия.
7) рассказ учителя
- На определённом этапе мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединяются в цеха (они селятся рядом, создавая свои улицы). Запись определения в тетрадь.
Какие общие интересы объединяют ремесленников одной специальности?
( Стремление оградить себя от соперничества сельских ремесленников, защитить себя от притеснений феодалов, бороться за участие в управлении городом).
(слайд 8)
- На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Во главе цеха стоял избираемый мастерами старшина, который следил за соблюдением устава.
7) работа с документами
(Приложение)
«Из устава цеха парижских ткачей» 1-я группа,
«Постановление лондонского цеха ткачей» 2-я группа,
«Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий» 3-я группа
Вывод: устав требовал, чтобы все мастера делали вещи по определённому образцу, устав устанавливает ограничения на количество станков, работников, рабочее время, цену изделий, заработную плату для подмастерьев.
- Какие отрицательные последствия имели эти ограничения? Выход на схему.
(слайд 9)
- Эти утверждения могут быть противоречивыми и справедливыми одновременно.
- Цех в жизни ремесленника играл огромную роль. В том числе об этом свидетельствует наличие герба у цеха. (слайд 10)
- Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника
- Цехи способствовали развитию ремесла. Но на определенном этапе происходят такие изменения. (слайд 11)
- Можем мы по – прежнему говорить, что к концу эпохи средневековья цех способствует развитию промышленного производства в городах? (Нет)
Выход на схему: (слайд 12)
IV. Закрепление изученного
- Назовите причины появления ремесленных мастерских?
- Зачем ремесленники объединялись в цехи??
- Что такое шедевр?
- Чем отличалась работа подмастерье от ученика?
V. Домашнее задание
п. 13, пункт 4-6, выучить термины в тетради
Приложение
Постановление лондонского цеха ткачей.
*Ни один ткач не возьмёт ученика на срок меньший, чем 7 лет… Ремесленник работает хорошо и честно и не работает ночью…
*Ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – добротой и хорошо сделанной. Ткань в стиле «меньюет», должна иметь в весе, по крайней мере, 9 фунтов, когда она выходит из рук ткача… И должны быть назначены контролёры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткача.
ВОПРОС:
1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.
2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?
Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий.
*Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шёлка, не проучившись и не прослужив 3 года в этом цехе…Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не более 4 учениц. Ткачиха может обучать девушек ремеслу только у себя дома, держа их на своём иждивении под угрозой исключения из цеха навсегда. Мастерицы не имеют права отдавать шёлк для прядения…лицам, живущим вне Кёльна. *Нарушивших это правило лишают права заниматься своим ремеслом.
*Запрещается примешивать к парче крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шёлковых изделий, а товар (их) сжигается…
ВОПРОС:
1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.
2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?
Из устава парижских ткачей.
*Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий.
*Каждый ткач в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы.
*Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как в середине.
*Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
*Подмастерья – ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит колокол к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.
ВОПРОСЫ:
1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.
2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?