Конспект урока
Тип урока: повторение и закрепление.
Цель урока: закрепление умений решать текстовые задачи.
- Добрый день, ребята.
- Проверьте готовность к уроку: пенал, рабочий лист у каждого и карточка для работы в группе. Садитесь, пожалуйста.
Создание эмоционального настроя.
- Вспомним правила «успешного» урока.
1. Глазки смотрят …
2. Ушки слушают …
3. Сначала думаю….
4. Помню, что в классе…
- А помогать нам будет сегодня Заврик.
Картинка на доску
1.Устный счёт
— Начнем с устного счёта, который мы проведём в виде математического диктанта. Запишите только ответы.
1 за доской
1
— Масса дыни — 8 кг. Сколько кг в 1/2 дыни? (4 кг)
— Сторона квадрата — 8 см. Чему равен его периметр? (32 см)
— 4 открытки стоят 12 рублей. Сколько стоит 1 открытка? (3 руб.)
— Одна пара носков стоит 3 рубля. Сколько пар носков можно купить на 24 рубля? (8 пар.)
— В 2 пачках 10 ирисок. В скольких пачках находятся 35 ирисок? (7 п.)
— Ира засушила для гербария 5 осенних листьев, а Марина — 10 листьев. Во сколько раз меньше засушила листьев Ира, чем Марина? (В 2 раза.)
— В одном альбоме 160 листов, а в другом — 80. На сколько больше листов в первом альбоме, чем во втором? (На 80.)
взаимопроверка
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Напоминаю, что ошибки мы исправляем простым карандашом.
— Оцените свою работу…
Актуализация
— Однажды, читая книгу по истории математики, Заврик увидел интересную картинку. Что же так его заинтересовало?(непонятно, что написано, что перед ним).
работа по карточке в группе
— Найдя значения выражений, мы сможем расшифровать фразу.
— Каждому ответу соответствует буква. Для выполнения этой работы я предлагаю вам продолжить работать в группах! Будьте внимательны и помогайте друг другу. Время ограничено. Вперёд!
— Прочитаем фразу хором… (ПАПИРУС АХМЕСА) Что же она обозначает? Что было записано на этом историческом документе? Как вы думаете? (Предположения детей.)
— Хотите узнать? Тогда отправляемся путешествовать в прошлое!
Даша рассказывает
— Математический папирус Ахмеса — это древнеегипетское учебное пособие по арифметике, которое было написано в 1650 году до нашей эры, а обнаружено в 1858 году в городе Фивы. Это первый полный египетский задачник, дошедший до наших дней. Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач. В основном это задачи на нахождение площади фигур, разнообразные действия с числами, задачи на умножение и деление. Для решения многих из них вырабатывались специальные правила и алгоритмы. Многие задачи решались при помощи уравнений. Некоторые из этих задач показались бы довольно сложными современному ученику. Представляете себе, как трудно было их решить 4 тысячи лет назад! Ведь у древних египтян не было ни удобного способа записи чисел, ни наших правил арифметических действий, ни таблицы умножения. Решением задач занимаются и в современном мире.
А для чего нам надо уметь решать задачи? (встречаемся в повседневной жизни… в магазине, при ремонте…)
Целеполагание
— Исходя из выполненных ранее заданий, сформулируйте тему урока (Решение задач изученных видов).
— Какие цели поставим перед собой на урок?
— Повторить, … что такое задача и из каких частей она состоит.
- Закрепить… умение решать задачи.
- Давайте составим план нашего урока:
1) повторить изученное;
2) применить знания и умения при решении задач;
3) выполнить самостоятельную работу;
4) подвести итоги.
— Молодцы! План урока составлен, приступим к его реализации.
Повторение П1
— Вспомним, что такое задача и из каких частей она состоит.
— Что же такое задача? (Задача — это особый текст, содержащий вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметического действия.)
— Какие части задачи вы знаете? (Условие, вопрос, решение, ответ.)
------------------(2)------------------------
— Посмотрите, части задачи рассыпались. Поставьте их в правильной последовательности.
- Прочитайте условие (Во дворе стояло 15 легковых машин, а грузовых в 3 раза меньше.)
— Что показывает нам условие задачи? (Условие — это часть задачи, в которой рассказывается о том, что нам известно, оно содержит числовые данные.)
- Прочитайте вопрос (Сколько грузовых и легковых машин стояло во дворе?)
— Что показывает вопрос задачи? (Вопрос — это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.)
— Составляем план решения задачи, который представляет собой цепочку из последовательных действий. Записывать решение задачи можно по действиям с пояснениями, с ответом к каждому действию или выражением. Как записано решение в этой задаче? (Выражением.)
- Прочитайте решение задачи (15+ (15:3)= 20 машин)
— После проверки решения задачи записываем ответ. Ответ всегда начинается с числа.
— Что помогает нам более точно представить понять, о чем идет речь в задаче и установить зависимость между данными задачи? (условный рисунок, схема, краткая запись, таблица).
Сверяемся с планом
— Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями. Какой пункт плана мы уже реализовали.
- Перед тем, как перейти ко 2 пункту, немного разомнемся. (раз – подняться, потянуться…)
Физминутка
П.2 применить знания и умения при решении задач;
— Замечательно. Переходим к следующему этапу.
-------------------------------- (3)-------------------------------------------
Даня купил журналы по 60р., а Ира открытки по 25 рублей.
Сколько Даня купил журналов, а Ира открыток,
если заплатили они одинаково – по 300р.
— Прочитайте задачу и заполните таблицу.
— Проверьте себя. О каких величинах идёт речь в задаче? (Цена, количество, стоимость.)
— Что нам надо найти? (Количество предметов, которое купил каждый из детей).
- Как мы найдем количество? (Надо стоимость разделить на цену.)
— Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
— Проверьте решение и ответ задачи.
— Оцените свою работу.
---------------------------------(4)---------------------------------
— Чтобы легче было представить то, о чём говорится в задаче, к некоторым видам можно сделать краткую запись. Прочитайте задачу.
У Володи было 136 фотографий.
Несколько фотографий он подарил,
а остальные разместил на 15 страницах альбома по 6 фотографий.
Сколько фотографий подарил Володя?
- Сделаем к ней краткую запись.
Было — 136 ф.
Подарил — ? ф.
Разместил — ?, на 15 стр. по 6 ф.
— Сколько раз вы записали знак вопроса в краткой записи? (Два.)
— Сколько действий будет в задаче? (Два.)
— Решите задачу по действиям с пояснением и запишите ответ.
— Предлагаю вам обменяться листами и проверить работу своего соседа. Помним, если мы видим ошибку, то исправить её можно простым карандашом.
— Для некоторых задач удобнее построить схему. Это поможет установить зависимость между данными задачи. Из схемы будет видно, что показывает каждое число, что неизвестно, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему.
--------------------------------(5)------------------------------------
Решаем вместе
В забеге участвовало 48 человек.
25 из них – мужчины, 15 – женщины., а остальные дети.
Сколько детей участвовало в забеге?
— Прочитайте задачу и дополните схему по условию. Проверьте себя.
— Решим эту задачу. Что необходимо найти? (Сколько детей участвовало в забеге.)
— Можно сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, надо знать, сколько мужчин и женщин участвовало в забеге.)
— Какое действие запишем первым? (25 + 15 = 40 (ч.) — мужчин и женщин.)
— Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да.) Запишите решение.
Выражением записывают сами
— Запишите решение этой задачи при помощи выражения.
— Какой ответ у этой задачи?
----------------------------------- (6)------------------------------------------
—Прочитайте задачу и расставьте действия по порядку. Что нужно узнать первым? (Сколько листов цветной бумаги в одном наборе.)
- Как? (делением)
-Какое действие будет вторым? (В скольких наборах находятся 72 листа цветной бумаги.)
- Как? (делением)
— Запишите самостоятельно решение задачи по действиям и дайте ответ на вопрос задачи.
Самопроверка по эталону
------------------------------------------ (7)------------------------------------------
В саду росло 40 астр, маков в 2 раза меньше,
а гвоздик столько, сколько астр и маков вместе.
Во сколько раз больше росло в саду гвоздик,чем маков?
На сколько меньше росло в саду астр, чем гвоздик?
— Предлагаю вам поработать с ещё над одной задачей. Прочитайте её. Составим краткую запись по её условию.
У доски краткая запись
— О каких цветах говорится в задаче? (Об астрах, маках и гвоздиках.)
— Что сказано об астрах? (Их 40.)
— Что сказано о маках? (Их в 2 раза меньше — 40 : 2.)
— Что сказано о гвоздиках? (Их столько, сколько астр и маков вместе — 40 + 40 : 2.)
— Что надо найти в задаче? (узнать… во сколько раз больше, на сколько меньше,
- Т.е. выполнить разностное и кратное сравнение.
— Можем сразу выполнить сравнение? (Нет, мы не знаем, сколько маков и гвоздик.)
— Какие правила нам понадобятся для решения этой задачи? (Чтобы уменьшить число в несколько раз, надо выполнить действие деления. Чтобы найти, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. Чтобы найти, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.)
— Сколько знаков вопроса мы поставили в схеме? (Четыре.)
- Сколько действий будет в задаче? (Четыре.)
— Предлагаю решение этой задачи выполнить в парах. Запишите решение в тетрадь.
В парах решают задачу. Проверяют по образцу.
— Проверьте решение и ответ задачи.
— Оцените свою работу.
П3. Самостоятельная работа
--------------------------------------(8)-------------------------------------
— В группе работали, в парах работали, предлагаю вам выбрать задачу и самостоятельно записать её решение и ответ – это наш 3П плана
Попугай живёт
120 лет, а ворон — 60. Во сколько раз ворон живёт меньше?
На сколько лет попугай живет больше?
На 4 страницы альбома наклеили поровну
60 почтовых марок. Сколько таких марок можно поместить
на 6 страницах альбома?
— Проверьте решение задач.
Проверка по образцу
— Кто выбрал первую задачу, какие правила вы использовали?
— Кто выбрал вторую задачу, каким алгоритмом вы воспользовались для решения?
П.4 Итог урока
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
-На ваших партах лежат Заврики с разным настроением. Выберите того Зварика, с которым ваше настроение совпало.
Поднимите вверх.
Расположим Завриков на лестнице успеха – чем больше зеленых сигналов в вашем рабочем листе, тем выще будет ваш Заврик….
Выходим по рядам.