Конспект урока
родного русского языка для 2 класса
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Общеобразовательной автономной
некоммерческой организации
«Тамбовская православная гимназия
имени святителя Питирима,
епископа Тамбовского»
Поповой Людмилы Анатольевны
Тема урока: «Антонимы».
Цель: познакомить с понятием «антонимы», научить распознавать антонимы и подбирать их к заданным словам.
Задачи:
способствовать углублению знаний из раздела науки о языке «Лексикология»; совершенствованию навыков работы со словарями; обогащению словарного запаса; развитию аналитического мышления, памяти, устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, исследовательских умений; расширению кругозора учащихся; воспитанию трудолюбия через культуру родного русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности; формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников информации.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – получить знания об антонимах; научиться подбирать антонимы к словам и находить их в предложениях.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, листы для работы на уроке, толковый словарь, словарь антонимов.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Мотивация учебной деятельности.
Доброе утро, ребята!
Я рада вновь видеть улыбки на вашем лице.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
Думаю, что на уроке вы многое узнаете и многому научитесь. Он принесёт нам всем радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.
Предлагаю вам разгадать кроссворд (приложение, упражнение 1).
На протяжении долгого времени мы с вами учились культуре общения.
Каковы же основные средства общения?
(Жесты, мимика, речь и т. д.)
Главный помощник в общении.
(Речь)
1.Речь, которую мы слышим и произносим (способность человека говорить и слушать).
(Устная)
2.Речь, которую мы читаем и записываем.
(Письменная)
3.Из чего строится речь?
(Из предложений)
Что такое предложение?
(Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)
4.Предложения состоят из …
(Слов)
5.Слова – из…
(Слогов)
6.В устной речи слоги состоят из …
(Звуков)
7.В письменной - …
(Букв)
8.Предложения, связанные по смыслу образуют …
(Текст)
4 | с | л | о | в | а | |
3 | п | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | я |
| | | | 8 | т | е | к | с | т | |
| | | | | 5 | с | л | о | г | и | |
| | | 1 | у | с | т | н | а | я |
| | | 6 | з | в | у | к | и | | |
| 2 | п | и | с | ь | м | е | н | н | а | я |
| | | | 7 | б | у | к | в | ы | |
Ребята, прочитайте записи (на доске/слайде). Определите, будут ли они образовывать текст?
Учёба и труд рядом идут. Есть терпенье, будет и уменье. Человек, безделье, от, болеет, здоровеет, а, труда, от.
(Нет. Первое и второе предложения – пословицы. Последняя запись не является предложением (набор слов, не связанных по смыслу))
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, помогите восстановить последнюю запись (приложение, упражнение 2).
Человек, безделье, от, болеет, здоровеет, а, труда, от.
(Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет)
К какому малому жанру относится это предложение? (Пословица)
Объясните ее смысл?
Запишите пословицу.
Обратите внимание на выделенные слова.
Что интересного заметили?
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
(«Слова с противоположными значениями»)
Чтобы более точно её сформулировать, обратимся к кроссворду, разгаданному нами ранее. Прочитайте ключевое слово (записанное вертикально).
(«Антонимы»)
Составим план работы над темой сегодняшнего урока.
План
Познакомиться с понятием «антонимы».
Научиться подбирать слова – антонимы.
Учиться составлять предложения, используя слова с противоположными значениями.
Выяснить роль антонимов в речи.
Как нужно работать на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?
(Дружно, внимательно…)
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Обратимся к первому пункту нашего плана.
Какой информационный источник нам поможет дать определение этому понятию?
(Толковый словарь)
Прочитаем, что такое «антонимы».
(Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
Перейдём ко второму пункту плана.
Подберите слова-антонимы к данным (приложение, упражнение 3):
работа – …
радоваться –…
тщательно – …
активный – …
болезнь – …
При затруднении обратимся к словарю антонимов. Среди других словарей русского языка он занимает важную роль.
(Учитель объясняет алгоритм работы со словарём антонимов).
Вы хорошо потрудились. От труда человек здоровеет (как гласит наша пословица).
Чтобы здоровье было в порядке, приглашаю всех на зарядку.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука направлена вверх, другая – вниз. Выполняем рывки руками)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся)
Думаю, каждый из вас услышал в тексте физкультминутки слова-антонимы. Назовите их.
(Вправо-влево, вверх- вниз)
Реализация построенного проекта, первичное закрепление.
Продолжим работу. Обратимся к упражнению 4.
Упражнение 4. Составьте предложения, используя антонимы:
тепло – холодно
вопрос – ответ
весёлый – печальный
медленно – быстро
работать – отдыхать
Образец.
Вчера было тепло, а сегодня холодно.
Выполним упражнение 5. Прочитаем к нему задание.
(Спишите текст, заменяя выделенные слова антонимами)
Изначально прочитаем текст.
(Я был плохим учеником. На уроках мне было скучно. В тетрадях писал небрежно. Мама всегда огорчалась, когда видела мои отметки.)
Обратите внимание на выделенные слова. Подберём для них антонимы.
Прочитайте текст, заменяя выделенные слова антонимами.
(Я был хорошим учеником. На уроках мне было интересно. В тетрадях писал аккуратно. Мама всегда радовалась, когда видела мои отметки.)
Что заметили? Какую роль сыграли антонимы в данном задании?
(Изменили смысл текста)
Верно. Теперь предлагаю списать полученный текст.
Самостоятельная работа.
Выполним небольшую самостоятельную работу (на рабочем листе).
Допишите предложение.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с _____________________ лексическим значением.
Соедини пары антонимов:
труженик молчать тяжело
говорить легко лентяй
Впиши антонимы в текст пословиц:
Добро помни, а __________ забывай.
Тяжело в ученье – __________в бою.
Каково начало, таков и ___________ .
Очень надеюсь, что полученные на уроке знания помогли вам легко справиться с данной работой. Недаром говорится: «Тяжело в ученье – легко в бою».
Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте данную работу. Правильные ответы представлены на слайде.
(Дети осуществляют взаимопроверку)
7. Рефлексия учебной деятельности.
А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Hаоборот"
Скажу я слово
"Высоко",
А ты ответишь (хором):
"Hизко".
Скажу я слово
"Далеко",
А ты ответишь:
... ("близко").
Скажу я слово
"Потолок",
А ты ответишь:
... ("пол").
Скажу я слово
"Потерял".
И скажешь ты:
... ("нашёл").
Скажу тебе
Я слово
"Трус",
Ответишь ты:
... ("храбрец").
Теперь
"Hачало"
Я скажу, -
Hу, отвечай:
... ("конец")!
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.
Что нового узнали?
Что показалось самым интересным?
С какими трудностями столкнулись?
Домашнее задание: составьте текст по теме «Осень», используя слова-антонимы.
Всем спасибо за урок!
Приложение
к конспекту урока
Упражнение 1
Разгадай кроссворд:
1. Речь, которую мы слышим и произносим.
2. Речь, которую мы читаем и записываем.
3. Из чего строится речь?
4. Предложения состоят из …
5. Слова – из…
6. В устной речи слоги состоят из …
7. В письменной - …
8. Предложения, связанные по смыслу образуют …
Упражнение 2
Восстанови пословицу.
Человек, безделье, от, болеет, здоровеет, а, труда, от.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3
Подбери антонимы к словам:
работа –________________
радоваться –_________________
тщательно – __________________
активный – _________________
болезнь – ________________
Упражнение 4
Составьте предложения, используя антонимы:
тепло – холодно
вопрос – ответ
медленно – быстро
весёлый – печальный
работать – отдыхать
Образец.
Вчера было тепло, а сегодня холодно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Упражнение 5
Спишите текст, заменяя выделенные слова антонимами.
Я был плохим учеником. На уроках мне было скучно. В тетрадях писал небрежно. Мама всегда огорчалась, когда видела мои отметки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Допишите предложение.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с _____________________ лексическим значением.
Соедини пары антонимов:
труженик молчать тяжело
говорить легко лентяй
Впиши антонимы в текст пословиц:
Добро помни, а __________ забывай.
Тяжело в ученье - __________в бою.
Каково начало, таков и ___________ .