Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Задачи урока:
отработка практических навыков в написании и определении существительных;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: обобщение изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Рапорт
2.Слово- приветствие. (Слайд 1)
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
3.Работа над девизом урока
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Прочитайте пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
Повторение - мать ученья это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (Слайд 2)
II. Чистописание.Словарная работа.
1. Правила посадки при письме (Слайд 4)
2.Чистописание.
3. Словарная работа.
Загадка: Много ягодок-огней
Будет осенью на ней
И подарит для Марины
Бусы красные ….рябина
Напишите транскрипцию слова.
.Это словарное слово.Но у слова есть подсказка-объяснение.Давайте вместе обсудим и познакомимся.
Работа над картиной сказки «Курочка Ряба».Как думаете, почему курочку так звали? Ведь домашним животным дают клички по схожести-Пушок( потому что пушистый),Рыжик- потому что рыженький. А Ряба?
Оказывается вот в чём дело. Какого окраса курица? Можем сказать , что она чёрная? Или белая? У курочки несколько цветов. Это значит – РЯБАЯ.Слайд- значение слова из словаря. И так подсказку можем записать РЯБА. Как раз слог Ря- ударный.
III. Тема.Постановка цели.
А вот подсказки для озвучивания темы урока спрятаны в девизе урока и в словарном слове.
Ещё раз напомните девиз( Повторение- мать учения!) Над чем мы работали на протяжении нескольких последних уроков? Какая тема урока? Какова же цель нашего урока? (Вспомнить и закрепить свои знания о грамматических признаках этой части речи).
Сегодня повторим и обобщим всё, что мы знаем об имени существительном.
IV. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
-Ребята , поработаем со словарным словом.
Рябина- к какой части речи относится?(Имя сущ) Докажите.
Запишем все данные в рабочий лист.
----Секрет 1. Попробуй восстановить правило
об имени существительном:
Обозначает: ПРЕДМЕТ
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
ФИЗПАУЗА
Секрет 2. Прочитай слова. На какие две равные группы можно разделить слова? Докажи. Подпиши названия этих групп на 1 строке. Запиши слова, распределяя их в два столбика.
Медведь, гроза, собака, театр, дождь,
дерево, малыш, озеро, щука, дедушка.
Вывод: имена существительные бывают
_______________________ или _____________________
Секрет 3. Прочитай слова. На какие две равные группы можно разделить данные ниже слова? Докажи. Подпиши названия этих групп на 1 строке. Запиши слова, распределяя их в два столбика.
Морковь, Марина, ромашка, осина, Сидоров,
Алексеевна, вода, Россия, море, Чёрное.
Вывод: имена существительные бывают____________________или __________________
Имена _____________________________ пишутся с ___________________________буквы.
СЕКРЕТ 4
Распределить слова в три столбика
солнце, метель, сугроб, гора, счастье, хоккей, мороз, пальто, позёмка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: имена существительные бывают женского рода, мужского рода , среднего рода.
Секрет 5.
Запишите слова в два столбика.
снегири, лисица, медведи, молоко, Москва, ножницы
ед.ч. мн.ч.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: имена существительные могут употребляться в ………….. или во …………………………. числе.
V.Рефлексия.Итог урока.