СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русский язык "Как различить звуки и буквы" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация подготовлены к открытому уроку

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русский язык "Как различить звуки и буквы" 2 класс»

Тема урока: «Как различить звуки и буквы»

Цель: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе;

развитие умения различать звуки и буквы

Задачи урока:

  • создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;

  • создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;

  • создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;

  • создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Планируемые предметные результаты:

  • уметь различать букву и звук

  • учиться записывать и читать транскрипцию слов

Планируемые метапредметные результаты:

  • умение работать в паре ( коммуникативное УУД)

  • умение доказывать, аргументировать (познавательное УУД)

  • умение осуществлять самоконтроль (регулятивное УУД)


Литература: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть 2024 год



Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши

улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания. СЛАЙД 2

- Открываем тетради и старательно пишем, запишите число, классная работа.

1 строка: Пишем заглавную и строчную буквы Бб.

2 строка: пословица Без труда - нет плода.

Работа по развитию речи и обогащению словарного запаса.

-Как вы понимаете смысл пословицы, о каких плодах идет речь? ( В нашем случае плоды - это знания.) Будьте внимательными, знания получают лишь те, кто хочет учиться и не боится трудностей.

2. Словарнаая работа : СЛАЙД 2

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

1. Она не бурёнка,

Но всё же пока

Даёт ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю –

Семь дней не пройдёт –

Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза.)

2. В лесу обитает,

Дичью питается

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется. (Лиса.)

3. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

4. Её никто не пугает. А она всё дрожит. (Осина.)

5. Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает… (Сова.)

6. В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился. (Сахар.)

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- На какие две группы можно разделить слова? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить, и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить.)

- Как мы называем слова, которые нужно запомнить? (Словарные)

Назовите их (Капуста, осина, сахар.), обведите их в облачко.

- Как проверить безударные гласные в остальных словах? (Дети подбирают слова по правилу «один – много».)

- Ребята, а почему в этих словах мы можем допустить ошибки? (потому что произношение и написание у слов бывают разными)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы урока

Отгадайте загадки.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)


Чёрные, кривые, от рождения немые

Встанут в ряд – все заговорят. (буквы)

Молодцы! А как вы можете объяснить, что такое буквы и звуки, и отличаются ли они друг от друга? (Буквы – это знаки письма, а звуки – мы произносим при говорении)

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте текст. Ответим на вопросы и заполним таблицу

Учащиеся читают текст. СЛАЙД 5, 6

- СЛАЙД 7

Звуки:

Буквы:

Произносим

Видим

Слышим

Читаем


Пишем


Называем

- А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. (Звуки и буквы, что такое звуки и буквы, звуки и буквы и их различие)

IV. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 10

V. Работа над новой темой

1. Чтение, составление и запись слов с помощью букв и звуков (транскрипции).

-Как вы думаете, можно ли по- разному записать одно и тоже слово? (ребята делают свои предположения).

-Два ученика второго класса записали слова, но по-разному. Вам нужно понять, одинаковые это слова, или разные.

Давайте сейчас поиграем с вами в игру «Найди пару»

СЛОВА НАПЕЧАТАНЫ НА КАРТОЧКАХ НА ПАРТЕ У КАЖДОЙ ПАРЫ.

[й᾽олка] ёлка

[м᾽ач᾽] мяч

[лошка] ложка

[пал᾽то] пальто

Одинаковые ли записаны слова? СЛАЙД 8

Ребята работают в парах и приходят к выводу, что правы оба ребёнка. Но один записал слова с помощью букв, а другой – звуками. СЛАЙД 9

- Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной?( Часто слышим одно, пишем другое.)

- Что для этого делаем? ( Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)

2. Работа по учебнику стр.78, Упр.114

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Произнесите по порядку звуки в каждом слове.

Запишите слова. (Шар, ложка, шарф, лодка)

VII. Закрепление изученного материала СЛАЙД 11

– Могут ли слова различаться одним звуком?

- И что тогда изменится?

-Попробуйте составить в паре цепочку слов, различающихся только одним согласным звуком. Условие: можно заменять только один и тот же звук. (работа в тетради)

ДОМ - СОМ – СОН – ТОМ – ЛОМ

-Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)

-А теперь измените гласный.

ДОМ – ДЫМ – ДАМ.

-Какой вывод мы сделаем?

-Проверьте, правильно ли мы сделали вывод? (стр. 80) СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

-Давайте выполним в учебнике Упр.117 стр.80. Что там нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы. Индивидуальная работа)

СЛАЙД 14

- Упр.118 стр.80

Работа со словарём стр.136-138 учебника, составление слов из букв ненастоящих слов. Запись их в тетрадь.

9.РефлЕксия.

Чем отличаются звуки и буквы?

Что раньше появилось: звуки или буквы?

Перед вами лесенка успеха. Прочитайте утверждения, записанные на каждой ступеньке. Вспомните свою работу на уроке и оцените себя. Обведите человечка на той ступеньке, на которой записано утверждение, с которым вы согласны.


11. Домашнее задание по выбору

1. Упр.118 стр.80

По желанию составить слова из букв ненастоящего слова. Записать их в тетрадь.