Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква С с»
Власкина А. А., Пономарева С. А.
Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква С с»
Цель урока: сформировать представление о звуках [с], [с’] и букве С с.
Уметь давать характеристику звуков [с], [с’], определять место звуков [с], [с’] в слове, уметь читать слоги, слова, предложения с буквой С с.
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), устную речь, воображение.
Воспитывать ценностные отношение к теме, к учебе и предмету русский язык.
Учебник УМК «Школа России» Азбука 1 класс 1ч., рабочая программа УМК «Школа России», меловая доска, электронная доска, раздаточный материал.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя, определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Ребята, сейчас я прочитаю одно высказывание. Послушайте. В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества! Данное высказывание принадлежит известному российскому литератору и историку – Карамзину Николаю Михайловичу, который также прославился реформами русского языка. Давайте подумаем, что означает данное высказывание. Совершенно верно. Образование является одним из главнейших и сильнейших способов борьбы с проблемами человечества. Так, автор освещает идею важности образования в общественной жизни. Образование – это ключ к счастливому и процветающему обществу. | Приветствуют учителя. Высказывают мнение. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Давайте повторим изученный материал. Какие буквы вы уже знаете? На какие группы их можно разделить? Назовите буквы гласных звуков Назовите букву согласного звука На какие группы можно разделить гласные звуки? Какие гласные указывают на твердость? Какие гласные указывают на мягкость? С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Правильно. Сейчас я прочитаю слова, а вы укажите фишкой, какой звук н вы услышали, твердый или мягкий. (слон, нос, низ, нюх, ножницы, конь) | А, о, у, и, ы, н Буквы гласных и согласных звуков А, о, у, и, ы Н Указывающие на мягкость и твердость предшествующего согласного А, о, у, ы Н Обозначают звук фишкой. | |
Выявление места и причины затруднения | Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какая буква есть и в одном слове, и в другом? Совершенно верно. Но сегодня мы будем изучать не только букву С, но и звуки [c] и [с’]. Скажите, а звуки [c] и [с] согласные или гласные? Звонкие или глухие? Твердые или мягкие? | Читают. Буква с. Затрудняются в ответе на вопросы учителя. | На доске слова сон и месяц |
Построение проекта выхода из затруднения | Какая же тема нашего урока? Какую цель мы поставим? Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы достигнуть цели? | Звуки [с], [с’]. Буква С с. Узнать о звуках [с], [с’] Составить характеристику звуков, узнать букву, которой эти звуки обозначаются | На доску вывешивается план |
Реализация построенного проекта | А чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами выполним задание. Посмотрите на доску. Что вы видите? Верно Сколько звуков в слове лось? Звук [с’] согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Звонкий или глухой? А сколько в слове слогов? Составьте схему слова из фишек. (проверяет у каждого) Следующее слово слон. Сколько в нем звуков? А сколько слогов? Произнесите слово слон несколько раз. Звук [с] согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Составьте схему. Теперь вы знаете, что буква С обозначает 2 звука. Сейчас я буду читать стихотворение и если в слове будете слышать букву С, то вы хлопаете, если нет, то тихо сидите. По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена Сколько носиков зеленых! Молодцы, ребята! Звуки [с], [с’] обозначаются буквами С и с. Для чего нужна заглавная буква? Совершенно верно. На что похожа буква с? У вас на столах лежат вырезки из газет. Найдите там буквы С и с. Откройте учебник на странице 45. Давайте хором прочитаем слоги. Теперь прочитайте по цепочке. В каком слоге буква с обозначает мягкий звук? Почему? В остальных слогах какой звук? На этой же странице прочитаем слова. Читаем слова из первого столбика. Это один и тот же объект или разные? Почему тогда разные формы? Совершенно верно. Буква с в слове обозначает какой звук? Прочитайте второй столбик. Первая буква с какой звук обозначает? Вторая? | Слона и лося 3 Согласный Мягкий Глухой 1 Составляют. 4 1 Согласный Твердый Глухой Составляют схему. Выполняют задание. Она указывает на начало предложения и с нее начинаются имена собственные. На месяц. Выполняют. Си, са, сы, со, су Си И указывает на мягкость согласного Твердый Осины, осина Один и тот же Осина – одно дерево, а осины – много деревьев. [с’], мягкий Сосна, сосны. [с], твердый [с], твердый | На доске картинки лося и слона. |
Физминутка | Давайте с вами немного отдохнем, и выполним физминутку. Встаньте, ребята. Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | Выполняют физминутку. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речь | Давайте с вами повторим изученный материал. Сейчас я вам прочитаю интересный рассказ, ваша задача быть очень внимательными, и запомнить слова в которых встречается буква С. Готовы? Итак, слушайте Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом. Свинья была очень довольна за такое угощение. -Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости. А теперь каждый по цепочке назовет по несколько слов, которые он запомнил со звуками [с], [с’]. Хорошо. На странице 45 есть замечательное стихотворение Ивана Бунина. Сейчас я его прочитаю. О чем это стихотворение? О каком времени года говориться? Какое отношение у автора к осени? Все ли слова вам знакомы? Терем – это высокое жилое здание, в котором на Руси жили богатые люди, например, бояре, купцы. Багряный – насыщенный красный цвет. Давайте прочитаем хором стихотворение. | Да Называют слова по цепочке Об осени. Положительное, он восхищается осенью. Мы не знаем значения слов терем, багряный Читают хором вместе с учителем. | Карточки с текстом на партах. |
Физминутка | Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) | Выполняют физкультминутку. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам нужно, соотнести каждое слово с звуковой схемой. Потом я выведу на доску образец выполненного задания, и вы проверите свои работы. Закончили. Проверьте. У всех получилось? | Выполняют задание самостоятельно Проверяют. Да | Карточки с заданием (слова: сом, мост, лиса, осина, сено) |
Включение в систему знаний и повторений | Итак, сегодня на уроке вы познакомились с новыми звуками и буквой. Назовите эти звуки и букву. Верно, молодцы! Охарактеризуйте эти звуки. Какие они? Теперь, вы узнали на одну букву больше. В нашей ленте появилась новая буква (открывает букву с на ленте букв) | Звуки [с] и [с’] и буква С. Мягкие и твердые. | |
Рефлексия учебной деятельности | К сожалению, наш урок подошел к концу. Давайте сейчас каждый оценит свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики 3 цветом (красный, желтый, зеленый). Красный смайлик – на уроке было трудно, ничего не понял; Желтый смайлик – на уроке немного затруднялся, не все было понятно; Зеленый смайлик – на уроке было интересно и все понятно. | Каждый из учеников показывает смайлик, которым он себя оценил. | На столах у каждого лежат смайлики трех цветов. |