Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, шаблон таблицы. - Начну занятие с высказывания великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева: «Великий и могучий, правдивый и свободный наш русский язык. Берегите чистоту языка, как святыню». Как вы понимаете высказывание Ивана Сергеевича? - Верно, русский язык – народное достояние и сокровище каждого русского человека. Мы живем в стране с глубокой историей и богатым и красивым языком. Его надо беречь и пользоваться его литературными словами. А слова, засоряюшие речь, не использовать в общении. Беречь русский язык и его чистоту – иметь правильную разговорную и письменную речь, богатый словарный запас самому и, по возможности, прививать любовь к родному языку другим. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Русский язык – наше народное достояние. Нужно знать наш язык, беречь, чтобы не испортить его красоту и величие. | Слайд 1 (цитата, портрет И. С. Тургенева) |
Актуализация и пробное учебное действие | Возьмите шаблон таблицы. Я продиктую слова, ваша задача – записать их. Каждое слово пишите с новой строки. Итак, сначала записываете слова в первый столбик. Приготовьтесь, сядьте правильно, обе ноги на полу, спина прямая, локти лежат на столе, листок под наклоном. Итак, запишите слова в первый столбик: снег, выпал, пушистый. Запишите слова во второй столбик: книжка, лежит, стол. - Итак, прочитайте по цепочке, как вы написали слова. - Почему нужно написать букву г? - Следующее слово. - В конце слова пишется буква «а»? - Следующее слово. - Как нужно написать сочетание «ШИ»? - Следующее слово. - Какую букву вы написали после буквы «и»? - Следующее слово. - Почему в первом слоге «е»? - Следующее слово. | - Снег. - Можно проверить словом «снега». - Выпал. - Пушистый. - С буквой «и», так как «жи» и «ши» пишется с мягким знаком. - Книжка. - «ж», проверяем словом «книжечка». - Лежит. - Можно проверить словом «лёжа». - Стол. | |
Выявление места и причины затруднения | - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Напомните правила работы в парах. - Итак, составьте устно предложение из слов первого столбика. Слова менять нельзя. - Озвучьте первое предложение. - У кого по-другому? - Теперь составьте предложение из слов второго столбика. Слова менять нельзя. - Озвучьте второе предложение. - Ребята, сегодня на уроке вы изучите, как же строить предложения, что обязательно должно быть в предложении. | - Слушать друг друга, уважать мнение друг друга, не мешать другим. Составляют предложение. - Выпал пушистый снег. Называют свои предложения. Составляют предложение. - Мы не смогли составить (затруднение) | |
Построения проекта выхода из затруднения | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Я подготовила план работы на урок, но в нем появились лишние пункты. Определите, какие пункты не подходят для достижения цели занятия. - Почему? - Верно, лень и отсутствие дисциплины не позволить качественно усвоить материал урока и научиться строить предложения. Поэтому я предлагаю исключить эти пункты из нашего занятия и заменить их трудолюбием и дисциплинированностью. - Наш план на урок: 1. Узнать, как связаны между собой слова в предложении; 2. Выяснить, как составить предложение из указанных слов; 3. Научиться составлять предложения; 4. Научиться выделять голосом важное по смыслу слово в предложении. | - Тема нашего урока «Как составить из слов предложение?». - Узнать, как составлять предложения из слов. - Лишние пункты: нарушать дисциплину, лениться. - Если нарушать дисциплину, лениться, у нас не получится достигнуть цели. | Слайд 2 (тема) Слайд 3 (цель) Слайд 4-5 (план: узнать, как связаны между собой слова в предложении, выяснить, как составить предложение из указанных слов, научиться составлять предложения, научиться выделять интонацией важное по смыслу слово в предложении) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана - узнать, как связаны между собой слова в предложении. Прочитайте надпись на доске. - Какие признаки предложения вы видите в надписи? - Если вы нашли признаки предложения, можно ли утверждать, что эта надпись – предложение? - Почему? Есть ли смысл между этими словами? - Исходя из этого, какой вывод можно сделать? - Откройте учебник на странице 27, прочитайте правило и проверьте верность вашего вывода о том, что слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу. - Итак, совпал ли ваш вывод с правилом? - Значит, слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу. - Приступим к выполнению второго и третьего пункта плана - выясним, как составить предложение из указанных слов, и научимся составлять предложения. Для этого выполним задание, которое указано на доске, устно. Прочитайте слова. - Это предложение? - Что нужно сделать, чтобы слова стали предложением? - Свяжите слова по смыслу, не меняя слова. - У вас получилось предложение? - Измените слова так, чтобы они подходили друг к другу (согласовались), но не добавляя другие слова. - Это предложение? - Что можно изменить, чтобы получилось предложение? - Что получится? - Это предложение? - Итак, ребята, что мы сейчас сделали? - Опишите последовательность действий при составлении предложения? - Это алгоритм составления предложения из данных слов. Первый пункт – связать слова по смыслу, второй – изменить форму некоторых слов, третий – добавить вспомогательные слова. - Приступим к выполнению четвертого пункта плана – научиться выделять интонацией важное по смыслу слово в предложении. Выполним упражнение 27 на странице 27. Прочитайте первое предложение, выделяя голосом слово «осень», а второе предложение прочитайте, выделяя слово «наступила». - Это разные по смыслу предложения? - Что нужно сделать, чтобы дать понять, о чем именно идет речь? - Для чего нужно выделить голосом важное по смыслу слово? - Верно, мы выделяем голосом важное по смыслу слово, чтобы привлечь внимание слушающего к тому, что имеешь в виду; дать понять, о чем идет речь. - Итак, вернемся к затруднению, которое было у вас в начале занятия. Возьмите листочки, прочитайте еще раз слова из второго столбика. - Теперь вы можете из этих слов составить предложение? - Составьте устно предложение. - Верно. | (один ученик читает вслух) - Лисица траву ласточкой. - Начинается с заглавной буквы, в конце стоит знак препинания. - Нет. - В надписи нет смысла. - Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу. - Да. - Женя, спектакль, пригласить, я. - Нет, так как слова не связаны по смыслу. - Связать по смыслу. - Я пригласить Женя спектакль. - Нет, так как слова не согласовываются между собой. - Я пригласил Женю спектакль. - Нет, так как слово «спектакль» не подходит к другим словам, соответственно, нет смысла. - Добавить слово «на». - Я пригласил Женю на спектакль. - Да, так как все слова связаны по смыслу. - Составили предложение? - Сначала связали слова по смыслу, далее изменили форму некоторых слов, потом добавили необходимые слова. - Осень наступила. Осень наступила. - Да, так как в первом предложении говорится о том, что именно осень наступила, а не другое время года. А во втором предложении сказано, что осень наступила, то есть описывается действие осени. - Выделить голосом важное слово. - Чтобы привлечь внимание слушающего к тому, что имеешь в виду; дать понять, о чем идет речь. - Книжка, лежит, стол. - Да. - Книжка лежит на столе. (На столе лежит книжка. Лежит книжка на столе. Лежит на столе книжка. Книжка на столе лежит. На столе книжка лежит.) | На доске – алгоритм составления предложения из данных слов. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Итак, ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение 28 на странице 28. Запишите в тетради номер упражнения. Вам нужно прочитать предложения, выделяя голосом важные по смыслу слова. - Прочитайте первое предложение. - Какое слово в этом предложении главное по смыслу? (после каждого ответа спрашивает, все ли согласны; если нет – обсуждает с обучающимися правильность выполнения) - Прочитайте второе предложение. - Какое слово в этом предложении главное по смыслу? - Прочитайте третье предложение. - Какое слово в этом предложении главное по смыслу? - Теперь я предлагаю ответить на эти вопросы, используя слова для справок. Прочитайте их. - Кто эти люди? - Верно, это русские писатели. Итак, давайте составим предложение – ответ на первый вопрос. Кто написал стихотворение «Игрушки»? - Какое еще предложение можно составить? - Запишите в тетради одно из этих предложений, (имя), запиши предложение на доске. - Сейчас ответим на второй вопрос устно. Какое предложение будет ответом? - Какое еще предложение можно составить? - Каков ответ на третий вопрос? - Какое еще предложение можно составить в качестве ответа на этот вопрос? - Запишите в тетради одно из этих предложений, (имя), запиши предложение на доске. - Ребята, посмотрите на иллюстрацию. К какому из перечисленных произведений она относится? - Как вы поняли, что иллюстрация дана к рассказу «Первая охота»? - Верно, иллюстрация дана к рассказу «Первая охота», на ней изображены герои рассказа – щенок и птица – удод. | (Читает один одно предложение ученик вслух) - Кто написал стихотворение «Игрушка»? - «Кто», так как нам нужно узнать, кто именно написал стихотворение. - Кто автор рассказа «Первая охота»? - «Кто», так как нам нужно узнать, кто автор рассказа. - Кто написал сказку «Айболит»? - «Кто», так как нам нужно узнать, кто написал сказку. - Корней Иванович Чуковский, Агния Львовна Барто, Виталий Валентинович Бианки. - Это русские писатели. (отвечают по одному) - Стихотворение «Игрушки» написала Агния Львовна Барто. - Агния Львовна Барто написала стихотворение «Игрушки». Записывают. - Виталий Валентинович Бианки – автор рассказа «Первая охота». - Автор рассказа «Первая охота» - Виталий Валентинович Бианки. - Корней Иванович Чуковский написал сказку «Айболит». - Сказку «Айболит» написал Корней Иванович Чуковский. Записывают. - Иллюстрация дана к рассказу Виталия Валентиновича Бианки «Первая охота». - В рассказе «Первая охота» главный герой – щенок, который охотился на разных животных, в том числе и на птицу (птица – удод). | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните тест на карточках. Варианты ответа подчеркиваете карандашом. - Закончили работу. Проверьте по эталону Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Карточки 1 Выберите предложение: Кот пошёл гулять. Лисья мост красивый. 2. Какой вариант не является предложением? Пошёл река огнём. Мама приготовила варенье. 3. В каком предложении неверно выделено главное по смыслу слово? Ученик несёт портфель. Мы с Машей пошли в кафе. Слайд 6 (эталон) 1 Выберите предложение: Кот пошёл гулять. Лисья мост красивый. 2. Какой вариант не является предложением? Пошёл река огнём. Мама приготовила варенье. 3. В каком предложении неверно выделено важное по смыслу слово? Ученик несёт портфель. Мы с Машей пошли в кафе. |
Включения в систему знаний и повторение | - Предлагаю вам выполнить задание. Вам нужно устно составить все возможные варианты предложений из указанных слов и вставить пропущенные буквы. Форму слов менять можно. Даю вам 1 минуту, чтобы придумать предложения. - Какие предложения у вас получились? - Какая буква пропущена в слове «окно»? - Какая буква пропущена в слове «сидит»? - Теперь выполните задание, используя другие слова. У вас 1 минута. - Какие предложения у вас получились? - Какая буква пропущена в слове «нора»? - Какая буква пропущена в слове «живёт»? - Вы справились с заданием. | Выполняют задание. - Кошка сидит на окне. Кошка на окне сидит. Сидит кошка на окне. Сидит на окне кошка. На окне кошка сидит. На окне сидит кошка. - Буква «о», проверяем словом «окна». - Буква «и», проверяем словом «сидя». Выполняют задание. - Лис живёт в норе. Лис в норе живёт. В норе живёт лис. В норе лис живёт. Живёт лис в норе. Живёт в норе лис. - Буква «о», проверяем словом «норы». Буква «и», так как «жи» и «ши» пишем с буквой «и». | Слайд 7 Кошка …кно С..дит На Слайд 8 Лис Н…ра Ж…вёт В |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт? - Как связаны между собой слова в предложении? - Выполнили второй пункт? - Как составить предложения из данных слов? - Выполнен третий пункт плана? Вы научились составлять предложения? - Выполнен четвертый пункт плана? - Для чего нужно выделять важное по смыслу слово? - Как нужно выделять важное по смыслу слово? - Все пункты плана выполнены? - Цель занятия достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – составить три предложения со словами: осень, золотая, пришла, это. Первое предложение – вопросительное, второе – восклицательное, третье – утвердительное. -На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Как составить из слов предложение?» - Узнать, как составлять предложения из слов. - Да. - Слова в предложении связаны между собой по смыслу. - Да. - 1 – объединить слова по смыслу, 2 – изменить форму некоторых слов, 3 – при необходимости вставить вспомогательные слова. - Да. - Да. - Для привлечения внимания слушателя. - Силой голоса. - Да. - Да. Поднимают руки. Прощаются. | |