Урок русского языка УМК Планета знаний Класс 2
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Цели урока:
- знакомить с понятиями «орфограмма» и «орфографическое правило»;
- учить пользоваться алгоритмом проверки безударного гласного в корне;
- развивать частично-поисковую деятельность, образное мышление, познавательные интересы; формировать учебные умения: работать по учебнику и в тетради, работать «в паре», индивидуально и самостоятельно, проверять работу и доказывать свою точку зрения, проявлять активность при фронтальном опросе, слушать и быть внимательным, анализировать, делать выводы, классифицировать;
- воспитывать интерес к литературным произведениям, умение сотрудничать (договариваться друг с другом), культуру поведения.
Планируемые результаты:
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи товарищам.
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формировать ЗОЖ.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 2 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; светофорчики; компьютер; карточки «солнышко» и «тучка» презентация по теме урока.
Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом
Ход урока
Организационный момент
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
Слайд 1
Дед Егор в густом лису
Встретил рыжую лису.
- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Запишите транскрипцию слова «гроза». ( [г р а з а])
Рефлексия. - Оцените свою работу
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока. Слайд 2.
Безударные гласные в корне слова.
- Чему мы будем учиться?
Правильно писать слова с безударными гласными в корне слова.
IV. Работа по теме урока.
Слайд 3. Запись на экране:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Слайд 4 (проверка)
Солонка, соль, солить, солёный.
Рефлексия. - Оцените свою работу
- Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему? (В корне ударный гласный)
- А почему сомневаетесь в остальных случаях? (Безударные гласные в корне) Слайд 5
- В какой позиции находится гласный в корне в этих словах?
- Слово «соль» является «проверочным»? (Да)
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно звук [0])
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. (произносим слова и сопоставляем с написанием)
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать? Слайд 6
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) Слайд 7
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
Хвосты – хвост
Спина – спины
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Докажите, какое слово является проверочным (подчеркиваем)
Рефлексия. - Оцените свою работу
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов
Слайд 8
С
пособы подбора проверочных слов
подбираем однокоренное слово: изменяем форму слова:
звонок – звон мосты – мост
шагать - шаг стена - стены
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я) слайд 9
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
Работа в парах (с учебником) Выполнение упр. 2, с. 102
( Дети определяют, какие из однокоренных слов можно использовать.)
- Почему не все слова можно использовать как проверочные
- Какие слова в каждой группе являются лишними? Почему?
Рефлексия. - Оцените свою работу
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы
Задания 2-й группе:
Проверка выполнения задания
Слайды 10, 11.
Составление алгоритма проверки безударного гласного в корне.
На примере слова совята
Совята – совушка, совы.
Алгоритм действий. Слайд 12.
1.Прочитай слово, поставь ударение.
2.Выдели в слове корень.
3.Для проверки безударного гласного в корне измени слово или подбери однокоренное так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
4.Напиши в проверяемом слове такую же гласную, как и в проверочном.
VII. Подведение итогов урока
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание
Упр. 5 с. 103
IX. Рефлексия
- Продолжите предложения:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
Слайд 13
- Всем спасибо за активную работу, молодцы!