Мотивационный этап | Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Меня зовут Эмма Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам понадобится: учебник, рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе. Проверьте все ли у вас готово, лишнее уберите. Мы начинаем наш урок. Посмотрите внимательно на слайд. Марина, прочитай цитату. Ребята, скажите, а что значит быть грамотным человеком? Да, действительно. Понятие «быть грамотным» очень широкое. Быть грамотным это не просто уметь читать и писать без ошибок, быть грамотным значит быть образованным, быть хорошим специалистом, мастером своего дела. Именно этим мы сегодня на уроке и займемся. | Встают, приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Марина читает: Какое это счастье – быть грамотным! М. Горький Это значит уметь писать без ошибок; уметь писать и читать; быть грамотным – значит, правильно говорить, говорить без ошибок. | Слайд 1 |
Актуализация знания и фиксирование индивидуального затруднения в пробном дейтсвийй | Посмотрите внимательно на карточку №1. Виталя, прочитай задание. Выполните это задание самостоятельно ручкой в карточке. Поменяйтесь листочками, проверьте по эталону на доске. Поставьте отметку «5», если нет ошибок или есть 1 ошибка. Поставьте отметку «4», если есть 2 ошибки. Поставьте отметку «3», если есть 3 ошибки. Поставьте отметку «2», если 4 ошибки и более. Хорошо. Откройте тетради, запишите число (сегодня 2 октября), классная работа. Ребята, откройте Обратный словарь на странице 143. Посмотрите внимательно на глаголы, которое оканчиваются на -ать-. Запишите в тетради в столбик любые 4 глагола, оканчивающиеся на –ать-, кроме тех, которые написаны заглавными буквами. Через дефис запишите эти глаголы в 3 лице, ед. числе, м. роде. Выделите окончания. Как мы какую гласную букву написать в окончании у глаголов? Это какое спряжение? Какой суффикс? Значит, в окончании какая буква? Окончание -ет-. Хорошо. Проделайте такую же работу с остальными глаголами. Присаживайся. А как вы думаете, все ли глаголы на -ать- относятся к 1-ому спряжению? Проверим. Запишите в тетради следующий глагол. Записываю на доске: Держать – держ_т / держ_т Какую букву необходимо написать? Да, в соответствии с правилом, вы говорите верно. НО. Я посмотрела в словаре и тут пишется буква И. Как вы думаете почему так? Верно. Это слово исключение, эти глаголы относятся ко второму спряжению. Как вы думаете какова тема нашего урока? | Прочитайте. Впишите на место пропуска мягкий знак там, где он требуется. Выполняют задание Выставляют отметки в листочке Записывают число, классная работа. Записывают 4 глагола в столбик Один об-ся выполняет задание у доски. Записывают По спряжению 1-е спряжение Суффикс -а- Е Да/Нет Е, т.к. глагол оканчивается на -ать-. Потому что это слово исключение Глаголы-исключения на -ать- | Карточка №1 Слайд 2 Сядьте ровно, спина прямая Обратный словарь Слайд 3 |
Реализация построенного проекта | Итак, какой первый вопрос, на который нам необходимо ответить? Где мы можем это узнать? Посмотрите в Обратном словаре на слова, которые выделены заглавными буквами. Продиктуйте их. На первый вопрос урока мы уже ответили. Ребята, а вы помните, как изменяются глаголы 2-го спряжения? Какая буква повторяется в личных спряжениях ед.ч.? А какой буквой отличается окончание 3-го лица мн.ч.? Чтобы запомнить, как пишутся личные окончания у глаголов-исключений на -ать-, представим их в форме небольшой таблицы. На следующей строчке запишите: 1 лицо - я держУ́ — мы де́ржИм 2 лицо -ты де́ржИшь — вы де́ржИте 3 лицо - он де́ржИт — они де́ржАт Отлично. Остальные глаголы проговорим устно, четко выделяя окончания. Итак, какой вывод мы можем сделать? Этим упражнением мы ответили сразу на два вопроса: Какие окончания они имеют? Как пишутся. Откройте учебник. На странице 69. Андрей, прочитай правило в рамке в конце страницы. Мы с вами сделали такой же вывод? Отлично. Значит, мы делаем всё верно. | Какие глаголы-исключения на -ать- существуют? В словаре Держать, гнать, дышать, слышать. Да И Я и А Записывают в тетрадь Проговаривают устно Глаголы держать, слышать, гнать, держать относятся ко второму спряжению. Запомни, что глаголы ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ и СЛЫШАТЬ относятся ко 2-му спряжению! Да | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Мы очень много писали и, наверное, ваши руки устали. Я предлагаю провести небольшую гимнастику: Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, - Покрутили, - Потянули - И открыли! Немного размяли плечи, выпрямили спинку, подняли руки: вдох-выдох. Тихо сели И чтобы обобщить полученные нами знания, необходимо их применить на практике. А именно, в упражнении 49. ____, прочитай задание. В каких глаголах требуется выбрать букву? Прочитайте их. Имеют ли оно отношение к глаголам-исключениям? По цепочке, начиная с 1 ряда, проговорите, какую букву вы выберите и обоснуйте. Только глаголы, целые предложения читать не нужно. К какому спряжению относятся эти глаголы? Хорошо. Запишите, вставляя нужные буквы. | Повторяют гимнастику за учителем. Найди в тексте все глаголы, где требуется выбрать букву. Имеют ли они отношение к глаголам-исключениям? Чтобы это узнать, мысленно отбрось приставку от каждого глагола. К какому спряжению относятся все эти глаголы? Содержит, выдержишь, одержат, услышишь, догонит, пригонит, подышишь, выгонишь, обгонишь. Да, это и есть глаголы-исключения с приставками. СодержИт, выдержИшь, одержАт, услышИшь, догонИт, прогонИт, подышИшь, выгонИшь, обгонИшь. Ко второму спряжению Записывают в тетрадь | |
Рефлексия | Итак, какие глаголы-исключения на -ать- существуют? Какого они спряжения? Какие окончания они имеют? Верно. К сожалению, наш урок подошёл к концу. Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо за урок. До свидания. | Гнать, держать, слышать, дышать Второго И, А, Я | |