СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Тема урока: « Падеж имен существительных»

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия



Ход урока:

1.Мотивация

Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение, на лицах улыбки. Как говорится в русской поговорке « Доброму делу – доброе начало». Как вы это понимаете?

У вас на столах листы самооценки, в которых вы сами будете ставить себе оценки за каждое задание.

2. Повторение теории.

- Давайте прочитаем слова (ЭД).

Весна, март, синева, дочь, сын, береза, солнце, вершина, небо, мышь.

  • Какой частью речи являются данные слова?

  • Какая часть речи называется именем существительным?

Практическая часть. Работа в тетрадях:

Определите склонение существительных, распределяя их по колонкам.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

….

….




Фронтальная проверка

3.Актуализация знаний (ЭД).

1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22.

В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний» (ЭД).

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

- Сколько падежей в русском языке?

- Давайте повторим падежи и вопросы к ним (ЭД).



5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело». (ЭД). Выписать слова в тетрадь, определить падеж.

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дела как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом»?

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).



Задание 2.

- посчитайте, сколько существительных в данном тексте - 12.

-Перечислите их.

Найдите и выпишите существительные, определите их падеж (1 человек у доски)

.

                      1. Октябрь листвой засыпал чёрный пруд.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

( 1 человек у доски)



Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Кто? Что?


Р.п.

Кого? Чего?

Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг

Д.п.

Кому? Чему?

К, по

В.п.

Кого? Что?

Через, про, в, во, на, за,под

Т.п.

Кем? Чем?

Над, ,за, под, перед, с, со, между

П.п.

О ком? О чем?

При, о, об, на, в, во



Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.



Задание 3. Первое предложение – синтаксический разбор (1 человек у доски).

Задание 4. Работа по карточкам. (Проверяет учитель).

Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.



Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.



  • - Как вы думаете, зачем нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)



Работа с учебником.

1.упр. 524 (устно);

2. упр. 525 (письменно). Проверка - фронтальная.



ЛИСТ САМООЦЕНКИ.



Рефлексия.

-Что же мы с вами положим в рюкзак знаний? (падежи, вопросы к ним, предлоги падежей).



А теперь на листе самооценки заполните раздел Утверждения; если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? (Таблица у каждого ученика на столе)



Утверждения

Поставьте знак + или ? 
Я знаю падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного



Домашнее задание: параграф 96, упр.531.




















































Лист самооценки__________________________________________



Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке








Индивидуальные задания на карточках



    1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.



ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из город_ - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….

  1. Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….






Индивидуальные задания на карточках



    1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.



ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из город_ - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….

  1. Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….