Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК "Школа России")
Тема: Наша речь и наш язык.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Осознание ценности русского языка как национального достояния и важности вежливого общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать высказывания К. Паустовского, Д. Лихачёва, К. Ушинского, И. Тургенева о русском языке.
Понимать смысл пословиц о языке и речи.
Знать и классифицировать "волшебные слова" речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, извинения).
Уметь списывать текст без ошибок.
Уметь создавать небольшой текст на заданную тему (по пословице).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль (при списывании, записи пословиц), оценивать результат.
Познавательные УУД: Анализировать высказывания и пословицы, извлекать необходимую информацию, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в паре/группе, аргументированно высказывать свое мнение, представлять результат работы.
Личностные:
Формирование ценностного отношения к русскому языку как великому достоянию нации и части мировой культуры.
Осознание важности сохранения чистоты и богатства родного языка.
Развитие чувства ответственности за свою речь.
Формирование потребности в вежливом, уважительном и эффективном общении.
Оборудование: Учебник, тетрадь, проектор/доска, карточки с высказываниями и пословицами, карточки с "волшебными словами".
Ход урока (45 мин):
I. Орг. момент. Мотивация. (1 мин)
Приветствие. Проверка готовности. "Сегодня исследуем сокровища родного языка и силу вежливых слов! Тема: 'Наша речь и наш язык. Сокровища русского слова'."
II. Актуализация. Проблема. (4 мин)
Беседа: Чем язык отличается от речи? Зачем они нужны? Какой язык наш государственный? (Язык - система, речь - использование; общение, информация; русский).
Проблема: "Писатель Паустовский сказал: 'С русским языком можно творить чудеса'. Как вы это понимаете? Что такое 'чудеса' языка?" (Выслушать 1-2 кратких мнения).
III. Постановка учебной задачи. (1 мин)
"Чтобы понять чудеса языка, его ценность для народа и силу вежливых слов, проанализируем высказывания мудрецов, пословицы и 'волшебные слова'."
IV. Открытие нового знания. (25 мин)
Упражнение 1. Чудеса языка (7 мин):
Паустовский (на доске): Чтение. Анализ (2 мин): "Что можно 'чудесно' сделать с языком?" (Выразить ЛЮБОЕ явление, чувство, создать шедевры).
Списывание (3 мин): Запись в тетрадь. Самопроверка (2 мин): По образцу.
Лихачёв (на доске): Чтение. Анализ (2 мин): "Почему речь - часть поведения? Как по речи узнать человека?" (Показывает культуру, ум; по речи судят о человеке).
Упражнение 2. Мудрость пословиц (5 мин):
Чтение 3-4 пословиц (напр., "По речам узнают человека", "Сперва подумай...", "Не спеши языком..."). Краткий смысл (3 мин): Объяснение 1-2 пословиц по выбору учителя/учеников. Запись 1 пословицы по памяти (2 мин).
Упражнение 3. Язык - связь поколений (7 мин):
Ушинский (на доске): Чтение. Анализ (2 мин): "Что сохраняет язык?" (Опыт, знания, культуру поколений - связь прошлого, настоящего, будущего).
Тургенев (Учебник, с.3): Чтение. Анализ (2 мин): "Какие качества языка восхищают Тургенева?" (Величие, мощь, правдивость, свобода, поддержка). Сравнение (1 мин): "Что общего с Ушинским?" (Ценность, сила языка для народа). Списывание фразы Тургенева (2 мин): "...великий, могучий... русский язык!".
Упражнение 4. Волшебные слова (6 мин):
Чтение списка слов (на доске). Беседа (3 мин): "Почему 'волшебные'? В чем их сила?" (Вежливость, уважение, создают добрые отношения, решают конфликты).
Классификация (3 мин): Быстрая запись в тетрадь по 2 примера: Приветствия (Здравствуйте! Добрый день!), Прощания (До свидания! Всего доброго!), Благодарности (Спасибо! Благодарю!), Извинения (Извините! Простите!).
V. Первичное закрепление. (3 мин)
Мини-практикум "Ситуация - Слово": Учитель называет ситуацию ("Утром входишь в класс", "Тебе помогли", "Нечаянно толкнул", "Урок окончен"), ученики хором говорят подходящее "волшебное слово".
VI. Физкультминутка. (1 мин)
Быстрая разминка: "Потянемся к солнышку высоко (руки вверх) - как красивые слова! Улыбнемся друг другу широко - как доброе 'Здравствуй!'".
VII. Творческое применение. (7 мин)
Задание: "Выберите ОДНУ пословицу (напр., 'По речам узнают человека' или 'Сперва подумай...'). Напишите 3-4 предложения, поясняющие ее смысл.
Пример: 'Если человек говорит вежливо и умно, мы думаем, что он хороший. Грубая речь отталкивает. Пословица учит следить за речью'."
Работа (5 мин): Индивидуальное письмо в тетради.
Краткая самопроверка (2 мин): "Проверьте, раскрыта ли мысль пословицы?".
VIII. Рефлексия. Итог. (2 мин)
Вопросы:
- "Какое открытие о языке вы сделали сегодня?" (Язык - сокровище, связь поколений).
- "Почему 'волшебные слова' важны?" (Делают общение добрым).
Итог учителя: "Русский язык – наше великое богатство и связь поколений. Берегите его, говорите правильно и вежливо! Помните: 'Язык мой – друг мой'."
IX. Домашнее задание. (1 мин)
Обязательное: 1) Дописать/улучшить текст по пословице. 2) Составить "Словарик вежливости" (по 2 слова: приветствие, прощание, благодарность, извинение).
По выбору: Найти 1 пословицу о языке ИЛИ нарисовать "волшебное слово" в ситуации.
Примечания (для учителя):
Тайминг - Критично: Строго следить за временем, использовать таймер. Готовые материалы (высказывания, слова) должны быть сразу на доске/экране.
Дифференциация в рамках времени:
Сильные: Пишут больше примеров в классификации "волшебных слов" или полное предложение Тургенева. Анализ пословиц глубже.
Нуждающиеся в поддержке: Работают с опорой на карточки (готовые списки слов, шаблоны для текста: "Пословица учит нас тому, что... Например..."). Могут записать только ключевые слова из высказываний.
Инклюзия: Для детей с ОВЗ:
- Предоставить карточки с высказываниями/словами для подчеркивания ключевой мысли вместо списывания.
- Разрешить устный ответ на этапе анализа ("О чем говорит Ушинский?").
- Для творческого задания: выбрать из предложенных вариантов пояснения к пословице ИЛИ нарисовать ситуацию вежливого общения.
- Помощь ассистента/тьютора в организации.
ФГОС 3.0: Все этапы соблюдены: мотивация, проблема, открытие, закрепление, рефлексия. Деятельностный подход: анализ, классификация, творчество. УУД: анализ (познават.), самоконтроль при списывании (регулят.), диалог (коммуник.), осознание ценности языка (личност.).
УМК "Школа России": Содержание соответствует учебнику (ссылка на Тургенева), развивает речь, мышление, культуру общения в рамках программы 4 класса.
Гибкость: Если какой-то этап пройдет быстрее (напр., списывание), высвободившееся время добавить на творческое задание или рефлексию. Не углубляться в детали, если время вышло.