Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект
пробного урока по русскому языку
в 4 «Г» классе
школы № 18
На тему: «Употребление отрицательной частицы НЕ»
студентки группы П-181
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Ивановой Алины Львовны
Допуск к уроку:
Подпись учителя Хакимова Р.Р.
Дата проведения урока: 25.04.2022
Оценки:
За конспект _________________
За урок _____________________
За самоанализ _______________
За наглядный материал ________
Итоговая оценка _____________
2021 год
Тема: «Употребление отрицательной частицы НЕ»
Цель: формирование умений употребления частицы не с глаголами;
Задачи:
Дидактические:
познакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами;
развитие умения видеть и слышать орфограмму, навыка самостоятельной работы у учащихся и умения работать в группе;
воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию интереса к чтению;
привитие навыков культурного общения;
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
научатся работать по предложенному учителем плану;
Познавательные:
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные:
научатся слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Планета знаний», наглядное пособие, раздаточный материал.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Алина Львовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Садитесь, спины выпрямили, ноги вместе, касаются пола, на партах ничего лишнего. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивационный этап | - Предлагаю начать урок с пословицы. «Знанье не водица – В рот само не станет литься». - Как вы понимаете данную пословицу? - Верно. И добывать знания мы будем сегодня, работая в парах и в группах. | Слушают. Знания надо добывать самому, надо трудиться. |
Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности | - Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. - Ребята, предлагаю провести небольшую словарную работу. Я буду говорить слова, а вы пишите в тетрадях через занятую. Не решил, не смог, не знает, не любит, не верит, не спится, не хотел, не стану, не мог, не был, не подумал, не решил, не ответил. - Я увидела, что некоторые слова вы написали по-разному. Давайте запишем их на доске. - Почему эти слова написаны по-разному, они же одинаковые? - Так как же напишем эти слова? Слитно или раздельно? - Узнаем сегодня уроке. | Записывают. Слушают. Выполняют. Записывают. Записывают на доске. Проблемная ситуация. |
Постановка учебной задачи | - Как вы думаете, какая тема будет нашего урока? - Какую цель мы можем поставить на уроке? - Составим план урока. План: Узнать, к какой части речи относится НЕ. Научиться писать НЕ с глаголами. Познакомиться с другими частицами. | Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Цель: научиться писать НЕ с глаголами. Составляют план урока. |
Реализация построенного проекта | - Для того, чтобы узнать, к какой части речи относится НЕ, разгадайте ребус в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. (на слайде) - Верно, ответ: частица. - НЕ является частицей. - Мы с вами выполнили первый пункт нашего плана: узнали, к какой части речи относится НЕ. - А теперь, чтобы узнать, как писать НЕ с глаголами откройте учебники на стр. 66 и прочитайте правило в красной рамке. Частица НЕ с глаголами пишется отдельно: не_смог, не_сказал, не_придёт. Это орфограмма. - Мы с вами выполнили второй пункт плана. | Вспоминают правила работы в парах. Отгадывают ребус. Открывают учебники. Читают правило. |
Первичное закрепление | - Откройте учебник на стр. 66, упр. 85. - Прочитайте пословицы. Умелые руки не знают скуки. Ссора до добра не доведёт. - О чём эти пословицы? Какие действия отрицаются в них? С помощью чего? - Запишите эти пословицы, укажите глаголы и отрицательную частицу. Физкультминутка. - А сейчас аккуратно встаем из-за парт, немного отдохнем. - Молодцы, садитесь. - Следующее задание на стр. 66, упр. 86. - Прочитайте четверостишие. Мне не унять метели, Не растопить снега, Но чтобы птицы пели – Это в моих руках. - Какие действия невозможны для героя стихотворения? - Запишите строки, раскрывая скобки. Укажите глаголы и отрицательную частицу. - Что утверждается в стихотворении? - Как можно помочь птицам петь? | Открывают учебники. Читают пословицы. О трудолюбивом человеке, отрицается лень. Ничего хорошо в том, что ы поссорились с кем-то. Отрицаются ссора. С помощью частицы НЕ. Выполняют. Выполняют упражнения. Открывают учебники. Читают. Невозможно унять метели и растопить снега. Утверждается то, что в его руках пение птиц. Каждый человек может помочь птицам зимой, в самое тяжелое для них время. Для этого нужно построить скворечник и кормить их. |
Самостоятельная работа | - Поработаем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группах. (на слайде) - Задание в учебниках на стр. 67, упр. 88. - Ваша задача восстановить смысл пословиц и записать их на листах. - Давайте проверим вашу работу. Сравните свои ответы, если выполнили правильно, поднимите правую руку, если есть ошибки – левую. - Молодцы ребята! - Посмотрите внимательно на экран. Оказывается, частицы бывают не только отрицательными, но и бывают формообразующими и смысловыми. Например, давай, пусть, бы – это формообразующие, разве, как, даже, вот, только, почти – это смысловые частицы. С ними вы познакомитесь позже. - Мы выполнили последний пункт плана: познакомились с другими частицами. | Вспоминают правила работы в группах. Слушают задание. Выполняют. Проверяют свою работу по эталону. |
Подведение итогов Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какая тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели? - Все ли пункты плана выполнили? - Помогла ли нам пословица, о которой мы говорили в начале урока? - Ребята, на партах лежат два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета. - Спасибо за урок, до свидания! | Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Цель: научиться писать НЕ с глаголами. Оценивают результаты своей деятельности на уроке. |
Самоанализ урока по русскому языку в 4 «Г» классе.
Тема: «Употребление отрицательной частицы НЕ»
Цель: формирование умений употребления частицы не с глаголами;
Задачи:
Дидактические:
познакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами;
развитие умения видеть и слышать орфограмму, навыка самостоятельной работы у учащихся и умения работать в группе;
воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию интереса к чтению;
привитие навыков культурного общения;
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
научатся работать по предложенному учителем плану;
Познавательные:
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные:
научатся слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные; практические (работа в тетради); проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.
Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект
пробного урока по русскому языку
во 2«Е» классе
школы № 35
На тему: «Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов»
студентки группы П-181
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Ивановой Алины Львовны
Допуск к уроку:
Подпись учителя Хакимова Р.Р.
Дата проведения урока: 05.05.2022
Оценки:
За конспект _________________
За урок _____________________
За самоанализ _______________
За наглядный материал ________
Итоговая оценка _____________
2021 год
Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов»
Цель: закрепление знаний по образованию слов с помощью суффиксов.
Задачи:
Дидактические:
закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов;
закрепить умения определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов;
совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию интереса к чтению;
привитие навыков культурного общения;
Планируемые результаты:
Предметные:
находить и выделять суффиксы в словах, составлять новые слова при помощи суффиксов.
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
научатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя.
Коммуникативные:
научатся слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: УМК «Планета знаний», наглядное пособие, раздаточный материал.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Алина Львовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Садитесь, спины выпрямили, ноги вместе, касаются пола, на партах ничего лишнего. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивационный этап | - А теперь настроимся на работу – потрем ладошки, откроем их новым знаниям и произнесём волшебную фразу: Я хочу много знать! | Слушают. Выполняют. |
Актуализация знаний | -Давайте с вами повторим пройденный материал. Для этого у вас на партах есть карточки №1. Вам необходимо подписать их и ответить на вопросы. Карточка №1. 1. Без чего не может существовать слово? А) без корня; Б) без основы; В) без суффикса. 2. Что такое корень? А) главная значимая часть слова; Б) основа слова; В) общая часть слов синонимов. 3. Как найти в слове корень? А) подобрать родственные слова; Б) подобрать синонимы; В) подобрать слова, близкие по значению. - Давайте проверим ваши работы, поменяйтесь друг с другом карточками и проверьте соседа по парте. - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. | Записывают. Слушают. Отвечают на вопросы в карточках. Обмениваются работами, проверяют. |
Постановка учебной задачи | - Для того, чтобы определить тему урока отгадайте загадку. После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю … (суффиксом) - Давайте сформулируем тему урока. - Правильно, ребята тема сегодняшнего урока: «Образование слов с помощью суффиксов». - Какую цель поставим? - Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов. - Составим план урока. План: Повторить, что такое суффикс и как его определять. Закрепить умение определять суффиксы. Узнать, что такое морфемы и основа слова. | Отгадывают загадку. Тема: «Образование слов с помощью суффиксов» Цель: закрепить знания по образованию слов с помощью суффиксов. Составляют план урока. |
Реализация построенного проекта | - Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс? Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. - Откройте учебники на стр. 90, упр. 10. От каких слов и с помощью чего образованы имена прилагательные? Запиши по образцу. Холодный (холод) день, рябиновый куст, голубоватый свет, золотистый месяц, светлый плащ. Составь предложение с любыми сочетаниями слов. - Предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах. (на слайде) - Возьмите карточки №2, на них таблица. В первом столбце названия животных, второй столбец пустой, вам необходимо записать названия их детишек используя суффиксы. Карточка №2 Животное | Детёныш | Слон | | Лиса | | Медведь | | Мышь | | Кот | | Волк | | - Проверим ваши работы, если верно ответили поставьте плюс. Физкультминутка. - Аккуратно встаньте из-за парт, выполним физкультминутку. - Молодцы, присаживайтесь на свои места. - Откройте учебники на стр. 90, упр. 13. С помощью каких частей слова можно образовывать однокоренные слова? Почему эти части слова называют значимыми? Значимые части слова (морфемы) – это приставка и суффикс. Заметьте! Суффиксы и приставки вместе с корнем составляют основу слова. Именно в основе выражается лексическое значение слова. | Вспоминают, что такое суффикс. Открывают тетради и учебники. Выполняют задание. Устно составляют предложения. Вспоминают правила работы в парах. Заполняют таблицу. Проверяют свои работы. Выполняют физкультминутку. Открывают учебники. Отвечают на вопросы. |
Самостоятельная работа | - Откройте учебник на стр. 91, упр. 14. Рассмотри схему, которая показывает, как образовалось слово подберёзовик. Запиши слово, обозначь корень, приставку и суффикс. (проверка по сладу) - Упр. 15. Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов. Шоколадная (глазурь), попутчик, пуховой (платок), кормушка, ножнища, подножный (корм), рассвет, заеду, местный (говор). - Давайте проверим. (по слайду) | Выполняют задание. Проверяют свою работу. Выполняют. Проверяют свою работу по эталону. |
Подведение итогов Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какая тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели? - Все ли пункты плана выполнили? - У вас на партах лежат квадратные листочки. Напишите на них цифру по лестнице успеха в соответствии с вашими успехами. - Если у вас были трудности, и тема показалась вам недоступной, напишите цифру 3. - Если у вас были трудности, но тема вами усвоена, напишите цифру 2. - Если у вас не было трудностей, и вы поняли тему, напишите цифру 1. - Напишите большие цифры, чтобы я увидела у всех. - Поднимите все листочки. - Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. - Спасибо за урок! До свидания! | Тема: «Образование слов с помощью суффиксов» Цель: закрепить знания по образованию слов с помощью суффиксов. Оценивают результаты своей деятельности на уроке. Показывают. Прощаются. |
Самоанализ урока по русскому языку в 4 «Г» классе.
Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов»
Цель: закрепление знаний по образованию слов с помощью суффиксов.
Задачи:
Дидактические:
закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов;
закрепить умения определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов;
совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию интереса к чтению;
привитие навыков культурного общения;
Планируемые результаты:
Предметные:
находить и выделять суффиксы в словах, составлять новые слова при помощи суффиксов.
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
научатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя.
Коммуникативные:
научатся слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: закрепление знаний.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные; практические (работа в тетради); проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.
Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.