СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конспект

пробного урока по русскому языку

в 4 «Г» классе

школы № 18

На тему: «Употребление отрицательной частицы НЕ»

студентки группы П-181

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Ивановой Алины Львовны





Допуск к уроку:

Подпись учителя Хакимова Р.Р.

Дата проведения урока: 25.04.2022



Оценки:

За конспект _________________

За урок _____________________

За самоанализ _______________

За наглядный материал ________

Итоговая оценка _____________

2021 год




Тема: «Употребление отрицательной частицы НЕ»


Цель: формирование умений употребления частицы не с глаголами;


Задачи:

Дидактические:

  • познакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами;

  • развитие умения видеть и слышать орфограмму, навыка самостоятельной работы у учащихся и умения работать в группе;

  • воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию интереса к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;


Планируемые результаты:

Предметные:

  • научаться раздельно писать частицу не с глаголами;

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • научатся работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативные:

  • научатся слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Тип урока: открытие новых знаний.


Оборудование: УМК «Планета знаний», наглядное пособие, раздаточный материал.



Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент

- Здравствуйте, меня зовут Алина Львовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь, спины выпрямили, ноги вместе, касаются пола, на партах ничего лишнего.

Приветствуют учителя.



Проверяют свою готовность к уроку.

Мотивационный этап

- Предлагаю начать урок с пословицы.

«Знанье не водица –

В рот само не станет литься».

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Верно. И добывать знания мы будем сегодня, работая в парах и в группах.

Слушают.



Знания надо добывать самому, надо трудиться.

Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

- Ребята, предлагаю провести небольшую словарную работу. Я буду говорить слова, а вы пишите в тетрадях через занятую.

Не решил, не смог, не знает, не любит, не верит, не спится, не хотел, не стану, не мог, не был, не подумал, не решил, не ответил.

- Я увидела, что некоторые слова вы написали по-разному. Давайте запишем их на доске.

- Почему эти слова написаны по-разному, они же одинаковые?

- Так как же напишем эти слова? Слитно или раздельно?

- Узнаем сегодня уроке.

Записывают.



Слушают. Выполняют.

Записывают.




Записывают на доске.


Проблемная ситуация.

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какая тема будет нашего урока?

- Какую цель мы можем поставить на уроке?

- Составим план урока.

План:

  1. Узнать, к какой части речи относится НЕ.

  2. Научиться писать НЕ с глаголами.

  3. Познакомиться с другими частицами.

Тема: «Правописание НЕ с глаголами»

Цель: научиться писать НЕ с глаголами.

Составляют план урока.


Реализация построенного проекта

- Для того, чтобы узнать, к какой части речи относится НЕ, разгадайте ребус в парах.

Давайте вспомним правила работы в парах. (на слайде)

- Верно, ответ: частица.

- НЕ является частицей.

- Мы с вами выполнили первый пункт нашего плана: узнали, к какой части речи относится НЕ.

- А теперь, чтобы узнать, как писать НЕ с глаголами откройте учебники на стр. 66 и прочитайте правило в красной рамке.

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно: не_смог, не_сказал, не_придёт. Это орфограмма.

- Мы с вами выполнили второй пункт плана.

Вспоминают правила работы в парах.



Отгадывают ребус.












Открывают учебники.


Читают правило.





Первичное закрепление

- Откройте учебник на стр. 66, упр. 85.

- Прочитайте пословицы.

Умелые руки не знают скуки.

Ссора до добра не доведёт.

- О чём эти пословицы? Какие действия отрицаются в них? С помощью чего?

- Запишите эти пословицы, укажите глаголы и отрицательную частицу.



Физкультминутка.

- А сейчас аккуратно встаем из-за парт, немного отдохнем.

- Молодцы, садитесь.

- Следующее задание на стр. 66, упр. 86.

- Прочитайте четверостишие.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели –

Это в моих руках.

- Какие действия невозможны для героя стихотворения?

- Запишите строки, раскрывая скобки. Укажите глаголы и отрицательную частицу.

- Что утверждается в стихотворении?

- Как можно помочь птицам петь?

Открывают учебники.

Читают пословицы.

О трудолюбивом человеке, отрицается лень.

Ничего хорошо в том, что ы поссорились с кем-то. Отрицаются ссора.

С помощью частицы НЕ.

Выполняют.

Выполняют упражнения.




Открывают учебники.


Читают.

Невозможно унять метели и растопить снега.

Утверждается то, что в его руках пение птиц.

Каждый человек может помочь птицам зимой, в самое тяжелое для них время. Для этого нужно построить скворечник и кормить их.

Самостоятельная работа

- Поработаем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группах. (на слайде)

- Задание в учебниках на стр. 67, упр. 88.

- Ваша задача восстановить смысл пословиц и записать их на листах.

- Давайте проверим вашу работу. Сравните свои ответы, если выполнили правильно, поднимите правую руку, если есть ошибки – левую.

- Молодцы ребята!

- Посмотрите внимательно на экран. Оказывается, частицы бывают не только отрицательными, но и бывают формообразующими и смысловыми. Например, давай, пусть, бы – это формообразующие, разве, как, даже, вот, только, почти – это смысловые частицы. С ними вы познакомитесь позже.

- Мы выполнили последний пункт плана: познакомились с другими частицами.

Вспоминают правила работы в группах.


Слушают задание.


Выполняют.



Проверяют свою работу по эталону.

Подведение итогов

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Помогла ли нам пословица, о которой мы говорили в начале урока?

- Ребята, на партах лежат два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета.

- Спасибо за урок, до свидания!

Тема: «Правописание НЕ с глаголами»

Цель: научиться писать НЕ с глаголами.





Оценивают результаты своей деятельности на уроке.


Самоанализ урока по русскому языку в 4 «Г» классе.


Тема: «Употребление отрицательной частицы НЕ»

Цель: формирование умений употребления частицы не с глаголами;

Задачи:

Дидактические:

  • познакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами;

  • развитие умения видеть и слышать орфограмму, навыка самостоятельной работы у учащихся и умения работать в группе;

  • воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию интереса к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научаться раздельно писать частицу не с глаголами;

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • научатся работать по предложенному учителем плану;

Познавательные:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя;

Коммуникативные:

  • научатся слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные; практические (работа в тетради); проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конспект

пробного урока по русскому языку

во 2«Е» классе

школы № 35

На тему: «Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов»

студентки группы П-181

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Ивановой Алины Львовны





Допуск к уроку:

Подпись учителя Хакимова Р.Р.

Дата проведения урока: 05.05.2022



Оценки:

За конспект _________________

За урок _____________________

За самоанализ _______________

За наглядный материал ________

Итоговая оценка _____________

2021 год




Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов»


Цель: закрепление знаний по образованию слов с помощью суффиксов.

Задачи:

Дидактические:

  • закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов;

  • закрепить умения определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов;

  • совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию интереса к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;


Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить и выделять суффиксы в словах, составлять новые слова при помощи суффиксов.

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • научатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • научатся слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Тип урока: закрепление знаний.


Оборудование: УМК «Планета знаний», наглядное пособие, раздаточный материал.



Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент

- Здравствуйте, меня зовут Алина Львовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь, спины выпрямили, ноги вместе, касаются пола, на партах ничего лишнего.

Приветствуют учителя.



Проверяют свою готовность к уроку.

Мотивационный этап

- А теперь настроимся на работу – потрем ладошки, откроем их новым знаниям и произнесём волшебную фразу: Я хочу много знать!

Слушают.


Выполняют.

Актуализация знаний

-Давайте с вами повторим пройденный материал. Для этого у вас на партах есть карточки №1.

Вам необходимо подписать их и ответить на вопросы.

Карточка №1.

1. Без чего не может существовать слово?

А) без корня;

Б) без основы;

В) без суффикса.

2. Что такое корень?

А) главная значимая часть слова;

Б) основа слова;

В) общая часть слов синонимов.

3. Как найти в слове корень?

А) подобрать родственные слова;

Б) подобрать синонимы;

В) подобрать слова, близкие по значению.

- Давайте проверим ваши работы, поменяйтесь друг с другом карточками и проверьте соседа по парте.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Записывают.



Слушают.


Отвечают на вопросы в карточках.














Обмениваются работами, проверяют.

Постановка учебной задачи

- Для того, чтобы определить тему урока отгадайте загадку.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)

- Давайте сформулируем тему урока.

- Правильно, ребята тема сегодняшнего урока: «Образование слов с помощью суффиксов».

- Какую цель поставим?

- Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

- Составим план урока.

План:

  1. Повторить, что такое суффикс и как его определять.

  2. Закрепить умение определять суффиксы.

  3. Узнать, что такое морфемы и основа слова.

Отгадывают загадку.








Тема: «Образование слов с помощью суффиксов»



Цель: закрепить знания по образованию слов с помощью суффиксов.



Составляют план урока.





Реализация построенного проекта

- Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс?

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Откройте учебники на стр. 90, упр. 10.

От каких слов и с помощью чего образованы имена прилагательные? Запиши по образцу.

Холодный (холод) день, рябиновый куст, голубоватый свет, золотистый месяц, светлый плащ.

Составь предложение с любыми сочетаниями слов.

- Предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах. (на слайде)

- Возьмите карточки №2, на них таблица. В первом столбце названия животных, второй столбец пустой, вам необходимо записать названия их детишек используя суффиксы.

Карточка №2

Животное

Детёныш

Слон


Лиса


Медведь


Мышь


Кот


Волк


- Проверим ваши работы, если верно ответили поставьте плюс.

Физкультминутка.

- Аккуратно встаньте из-за парт, выполним физкультминутку.

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

- Откройте учебники на стр. 90, упр. 13.

С помощью каких частей слова можно образовывать однокоренные слова? Почему эти части слова называют значимыми?

Значимые части слова (морфемы) – это приставка и суффикс.

Заметьте! Суффиксы и приставки вместе с корнем составляют основу слова. Именно в основе выражается лексическое значение слова.

Вспоминают, что такое суффикс.





Открывают тетради и учебники.


Выполняют задание.






Устно составляют предложения.

Вспоминают правила работы в парах.


Заполняют таблицу.













Проверяют свои работы.


Выполняют физкультминутку.




Открывают учебники.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа

- Откройте учебник на стр. 91, упр. 14.

Рассмотри схему, которая показывает, как образовалось слово подберёзовик.

Запиши слово, обозначь корень, приставку и суффикс.

(проверка по сладу)

- Упр. 15.

Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов.

Шоколадная (глазурь), попутчик, пуховой (платок), кормушка, ножнища, подножный (корм), рассвет, заеду, местный (говор).

- Давайте проверим. (по слайду)

Выполняют задание.






Проверяют свою работу.


Выполняют.






Проверяют свою работу по эталону.

Подведение итогов

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?

- Все ли пункты плана выполнили?

- У вас на партах лежат квадратные листочки. Напишите на них цифру по лестнице успеха в соответствии с вашими успехами.

- Если у вас были трудности, и тема показалась вам недоступной, напишите цифру 3.

- Если у вас были трудности, но тема вами усвоена, напишите цифру 2.

- Если у вас не было трудностей, и вы поняли тему, напишите цифру 1.

- Напишите большие цифры, чтобы я увидела у всех.

- Поднимите все листочки.

- Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать.

- Спасибо за урок! До свидания!

Тема: «Образование слов с помощью суффиксов»

Цель: закрепить знания по образованию слов с помощью суффиксов.


Оценивают результаты своей деятельности на уроке.











Показывают.



Прощаются.






Самоанализ урока по русскому языку в 4 «Г» классе.


Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов»


Цель: закрепление знаний по образованию слов с помощью суффиксов.

Задачи:

Дидактические:

  • закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов;

  • закрепить умения определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов;

  • совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию интереса к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;


Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить и выделять суффиксы в словах, составлять новые слова при помощи суффиксов.

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • научатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • научатся слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: закрепление знаний.

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.


На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные; практические (работа в тетради); проблемно-исследовательский, частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.

Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.