СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Цель: формирование понятия о числительном как о части речи.

Задачи:

образовательные:

  • раскрыть общее значение имени числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

  • познакомить с понятиями «количественное» и «порядковое» числительное;

  • научить отличать порядковые и количественные числительные, отличать числительное от других слов со значением числа;

  • вырабатывать умение находить числительные в тексте, определять роль числительных в речи.

развивающие:

  • развивать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

  • обогащать словарный запас и грамматический строй языка учащихся;

  • развивать творческую деятельность учащихся.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к родному языку;

  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения: метод проблемного обучения, приемы развития критического мышления.

Средства обучения и оборудование: учебник под редакцией М.Т. Баранова, раздаточный материал, словарные статьи слов.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать имена числительные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли; разграничивать порядковые и количественные числительные; определять роль числительных в тексте, в речи.

Метапредметные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; выделять главную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде, анализировать языковой материал, группировать слова по предлагаемым признакам, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения; планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.


Ход урока:


Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

––Здравствуйте, ребята.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день,- ответил ты.

–– Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок. Садитесь.

Запишем в тетради, какое сегодня число.

Приветствуют друг друга. Демонстрируют готовность к уроку.


Личностные УУД

формирование мотивации к учебной деятельности,

самоопределение к деятельности

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Целеполагание

–– Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Какое сегодня число?

(Сегодня двадцать первое февраля)

Сколько человек сегодня в классе?

В нашем классе восемь человек.

Сколько девочек? (шесть)

Сколько мальчиков? (двое)

Сколько минут длится урок? (сорок)

Сколько у вас сегодня уроков? (пять)

Сколько этажей в нашей школе? (один)

Сколько минут длится самая большая перемена? (пятнадцать)

–– Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы, назовите. Вы знаете, какой частью речи являются эти слова?

–– При ответе вы использовали имена числительные. Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать?

––Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока

(Имя числительное как часть речи)

(прикрепляется надпись на доску)

–– Ответьте ещё на два вопроса: можно ли заменить все эти слова цифрами? А если я скажу одноэтажная или пятнадцатиминутная? Получится заменить цифрами? Почему? (Какие это части речи?)

Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.

Что же мы должны будем узнать и чему научиться?

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. (записаны на доске)

1.Познакомиться с именем числительным как…;

2.Учиться отличать имя числительное … .

Отвечают на вопросы учителя.

Осознают недостаточность известных слов для создания картины мира.







Выдвигают предположения о принадлежности слов к части речи.


Формулируют тему, цель и задачи урока.

Познавательные УУД:

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; группировать объекты на основе предложенных признаков;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные УУД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять проверку;

определять и формулировать цель, задачи деятельности на уроке;

высказывать свои предположения на основе учебного материала.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.


3. Создание проблемной ситуации


–– Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле...

–– Как вы думаете, зачем нам нужны числительные? Где в жизни вы встречаетесь с числительными?

(математика, история, география, биология, литература)

Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

–– Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное».

(работа со словарной статьёй толкового словаря)








Приводят примеры употребления числительных

Подготовленный ученик зачитывает словарную статью слова «числительное»


Знакомятся с теоретическим материалом, данным в словаре; формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.


Познавательные УУД

извлекать необходимую информацию из словаря;

давать определение понятиям;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Регулятивные УУД:

высказывать свои предположения на основе учебного материала;

искать пути решения проблемы;

планировать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные УУД

планировать учебное сотрудничество с одноклассниками соблюдать правила речевого поведения;

свободно излагать свои мысли в устной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Открытие новых знаний


Выявление места и причины затруднения







Построение проекта выхода из затруднения и реализация плана

















5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

–– Давайте попробуем оформить в виде кластера наши знания о числительном.

1. На какие вопросы отвечает имя числительное? – Какой? Сколько? (прикрепляются на доску листы с вопросами)

2. Что обозначает числительное? – число, количество, порядок предметов при счете. (прикрепляются на доску листы с надписями)

3. Числительные делятся на количественные и порядковые. (прикрепляются на доску листы с надписями)какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и

Составьте словосочетания «числительное +существительное», предложения с числительным. какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и

4. Каким членом предложения может быть числительное? (прикрепляются на доску листы с надписями)


–– Откроем учебник на странице 42-43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали? (Чтение параграфа 67)


Сейчас я предлагаю вам рассмотреть упражнение 394 на странице 44.

Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите часть речи каждого слова.

(Три мальчика – сколько? числительное.

Трехмачтовое судно – какое? прилагательное (от словосочетания – три мачты)

Оценка три – числительное.

Тройка лошадей (что?) существительное).

––Попробуйте записать эти слова с помощью цифр. Все ли слова смогли записать? Какой вывод можно сделать?

(Имена числительные можно записать цифрами, слова других частей речи цифрами записать нельзя)

Заполнение таблицы

Чтобы выявить отличие и сходство имени существительного и имени числительного, давайте заполним таблицу, пользуясь знаниями. В случае затруднения можно обратиться к учебнику.


числительное

Часть речи

существительное

сколько? который? какой?

Отвечает на вопрос

что?

число, порядок при счёте

Грамм. значение

предмет

падеж

Морфологические признаки

падеж, число



род

разными членами предложения

Синтаксическая роль

разными членами предложения


Выполняют задание учителя на основе предположений о числительном как части речи.

В диалоге с учителем составляют кластер «Имя числительное»

Самостоятельно формулируют определение

Исследуют предложенный языковой материал, делают выводы на основе наблюдений, сравнивают с материалом учебника.



Работают с учебником, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем делают выводы.











Отвечают на вопросы учителя на основе знаний о частях речи.

Планируют свою деятельность по выполнению задания.

Осуществляют проверку выполнения задания под руководством учителя.


Познавательные УУД

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, словаря, учебника;

давать определение понятиям;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

проводить анализ учебного материала; сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

Регулятивные УУД:

высказывать свои предположения на основе учебного материала;

искать пути решения проблемы;

планировать свою деятельность на уроке;

осуществлять контроль выполнения учебной задачи, коррекцию.

Коммуникативные УУД

планировать учебное сотрудничество с одноклассниками соблюдать правила речевого поведения;

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Включение в систему знаний

––Сейчас я предлагаю вам распределить данные слова по частям речи.


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие





Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).


Выполняют задание учителя: группируют предложенные слова по частям речи.

Представляют результаты своей работы.

Осуществляют проверку выполнения задания под руководством учителя.


Познавательные УУД

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проводить анализ учебного материала, делать выводы.

Регулятивные УУД

осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные УУД

строить связное рассуждение; оказывать взаимопомощь.

7. Закрепление изученного

–– В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив сказки и пословицы с числительными. Предлагаю вам провести небольшой «урок литературы», чтобы убедиться в этом. Согласны?

–– Литературная игра «Собери пословицы». Я даю вам непростые карточки, пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение. По моей команде вы начинаете собирать пословицы.

–– «Найди числительное».

Прочитайте строки из известных сказок, назовите автора и вставьте попущенное числительное.

(На партах тексты-фрагменты сказок А.С.Пушкина, В.А.Жуковского).

Какую роль в этих текстах играют имена числительные?


Работают с предложенными заданиями,

читают деформированный текст, восстанавливают пропущенные числительные, узнают название и автора произведения.

высказываются о полученной информации, делают вывод о роли числительных в тексте, речи.

Познавательные УУД:

систематизировать собственные знания;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности;

уметь находить нужную информацию, обосновывать выбор

Коммуникативные УУД

с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

6. Рефлексия

–– Что нового вы узнали на уроке? Достигли ли поставленных целей?

––Заполните листы самооценки работы группы, оценочные листы своей деятельности на уроке.

––Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.

Выясняют правильность своих предположений.


Оценивают работу группы на уроке, свою деятельность.

Оценивают урок.


Регулятивные УУД

соотносить цели и результаты своей деятельности;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные УУД:

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

7. Домашнее задание

1. Параграф 67, упражнение 395, 396 (выполните одно упражнение по своему выбору),

2. Индивидуальные задания: происхождение числительных сорок, тысяча, миллион.

Записывают домашнее задание




Приложения

Раздаточный материал

Пословицы для 1 группы

Пословицы для 2 группы

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Опять двадцать пять.

Семеро одного не ждут.

Семь бед - один ответ.

Семь верст до небес и все лесом.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

У семи нянек дитя без глазу.

Тексты для 1 группы

Тексты для 2 группы

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»



«…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые…»



«Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой»

«И на пир весёлый тот 
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой, 
Царь на праздник не позвал…»


«С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка,

Со второго щелчка

Лишился он языка,

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика»


«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»






Лист достижений


Ученика (цы) 6 класса__________________________

по теме « »


Задание (этап урока)

Моя оценка


Оценка товарища


Оценка группы

Комментарий и оценка учителя

Составление кластера и рассказ правила





Заполнение таблицы







Заполнение таблицы примерами






«Собери пословицы»






«Найди числительное»






Общая оценка