СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Что такое обобщающие слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Обобщающие слова при однородных членах" - одна из трудных в курсе русского языка. Необходимо так построить урок, чтобы пятиклассники разобрались в понятии "обобщающее слово", научились различать близкие по смыслу конструкции, правильно расставлять знаки препинания. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Что такое обобщающие слова?"»

Урок русского языка в 5 классе по теме
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Урок открытия нового знания

Развивающая цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия.

Обучающая цель:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Знание интонационных и пунктуационных особенностей данных предложений, союзов и обобщающих слов;

Опираясь на знания, уметь находить в предложениях однородные члены, соблюдать нормы сочетания однородных членов, правильно выделять их в предложениях

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

  2. Выделить и сформулировать новое знание.

 

Постановка темы и цели урока.

Пунктуационный разбор предложения:

Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи, человек разумный.

Формулирование задач деятельности и формы изучения нового материала.

2. Смоделировать способ открытия нового знания. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

 

Что такое обобщать? «Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные члены, его поясняют, конкретизируют, уточняют.

Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот.
Составьте с ними предложения.
Животные: .....................
Одежда: .........................
Обувь: ...........................
Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло - .....

Отвечают на вопрос. Моделируют открытие нового знания.  
.

 

 









Конструируют предложения




3. Изучение нового материала:
Актуализация имеющихся знаний.

 Первичное закрепление теоретического материала.

Прочитайте § учебника

Сформулируйте вопросы к параграфу

Индивидуальная  работа с материалом для наблюдения, чтение  теоретического материала §  
Ответы на вопросы в парах.

4.Сопоставление близких по смыслу конструкций

Сопоставление предложений

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – СКАЗУЕМОЕ

Воробьи, синицы, вороны, сороки – это городские птицы.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОБОБАЮЩЕЕ СЛОВО

Снегири, свиристели, синицы – все эти птицы прилетают на нашу рябину.


Объяснить разницу в данных конструкциях

5. Закрепление сформированности понятия обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.



 



 

 

6.Включение нового знания в систему прежних знаний.

Составьте схемы к предложениям:

И море, и небо, и белый песок – всё радовало глаз.
Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы – зеленели приветливо и свежо.
Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

Самопроверка

И О, и О, и О – О



О: О,О,О,О - …





О: и О, и О, и О


7. Подведём итоги.

Что обозначает обобщение?
На какие вопросы отвечает обобщающее слово и каким членом предложения является?

Отвечают на вопросы.

8. Домашнее задание.

Конструирование предложений

С обобщающими словами на тему «Осень»


Записывают д.з.

9. Тест.

Выполните тест (с самопроверкой).
Тест.
Определите, в каких предложениях с однородными членами при обобщающих словах нужно поставить не только двоеточие, но и тире (знаки препинания не расставлены).
1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
2. Всё в тающей дымке холмы перелески.
3. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.
4. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
5. Лиственные деревья осина ольха берёза ещё голы.

Выполняют тест.

10. Проверь себя.

1, 3,4, 5.

Самопроверка.

11.    Рефлексия

 Нам удалось ответить на вопрос урока?

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания используются в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения?

Какие трудности возникали при выполнении заданий?

 

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!