Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о задании на самоподготовку
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Текст и Основные признаки текста
Урок смыслового чтения в 6 классе
Тип урока:постановка и решение учебных задач.
Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.
Сценарий урока
Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.
Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?
Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?
Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы
1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок не раз слышал рассказы ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!
(Настадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )
1) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает?
Вопросы
Что такое текст?
Что вы о нём знаете? какие бывают тексты?
как можно работать с текстом?
каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой? Какова композиция теста? Чему подчинена она?
Постановка целей и задач урока
Формулирование учащимися цели и задач урока:
Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?
Формулируйте тему сегодняшнего урока.
1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.
2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.
Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .
Работа над темой урока
ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)
Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)
Приём «Инсерт»
Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать
«V» - я это знал(а);
«+» - я этого не знал(а) (новая информация);
«-» - я думал(а) иначе;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.
Фактологическая точность
Слайд
Какой процесс характерен для развития языка?
Можно ли избежать этого процесса заимствований?
Вредит ли этот процесс языку?
Что приводит к речевой ошибке?
Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)
1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.
Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:
Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо важнее, — правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы...»
«…За каждым текстом, - пишет М. Бахтин, - стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан).
Что нового мы узнали из этих цитат?
Учащиеся дают ответы как они поняли данные слова
Задание 4.Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:
(Приложение 1)
.
РАБОТА в группах:
1-я группа. Проведите лексический анализ текста;
2-я группа. Проведите морфемный анализ;
3-я группа. Проведите морфологический анализ;
4-я группа. Проведите синтаксический анализ.
Каждой группе предлагается задание из приложения 2. Внутри группы ученики могут разбиться на пары и распределить задания между парами.На подготовку дается 15 мин, затем учитель выслушивает каждую группу и помогает ребятам выделить основные признаки текста, сделать вывод.
Проверка работ групп (Привожу примерные ответы учеников )
1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.
Опорная лексика: язык – слово –процесс заимствования – родной язык – торговые контакты, неизбежен – самобытность, лексическое заимствование , грамматич строй, законы языка,, значение, стилистическая окраска, , речевая ошибка
Вывод : нет морфем характерных для разговорной и худ речи (уменьшительно –ласкательных или наоборот), суффиксы существительных указывают на научный характер лексики
3-я группа: Морфологический анализ( ребята приходят к следующим результатам):
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
Вывод – тип речи: рассуждение с элементами описания.
4-я группа: Синтаксический анализ:
В тексте используются предложения по цели высказывания повествовательные, 4 вопросительных и одно побудительное в конце. Цель данного текста – призыв к действию.
Простое предложение употребляется 3 раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод:В тексте используются вопросительные предложения, сложные предложения , вводные слова, побудительное предложение - это публицистический текст
Выводы пишем на доске
Рефлексия
Учитель : итак, мы проанализировали текст с точки зрения разных пластов языкового материала : лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса. Сделали выводы, о том, что все языковые средства, единицы подчиненны смысловому пространству текста.
Давайте посмотрим на цитаты лингвистов, которые мы прочитали в начале . Согласимся ли мы с ними?
Что нового вы узнали на этом уроке? – ответы учеников. Текст – это система, в которой все подчинено главной мысли.
Интерактивный приём «Микрофон»
С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что текст –это система…
Оценивание результатов работы.
Дом задание 1.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный
2. Написать рассуждение на тему : Текст – это языковая система.
Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам, иноязычным словам, носители языка часто относятся с изрядной долей подозрительности. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?
Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами.
Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит его самобытности, потому что при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остается присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.
Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Часто бывает, что человек, употребляя иноязычное слово, не совсем понимает его лексическое значение. Давайте познакомимся с некоторыми заимствованными словами, недавно вошедшими в наш язык!
Словарь современных заимствований
Аутсорсинг – outsourcing – передача части неосновных операций сторонней организации, специализирующейся в этой сфере;
инаугурация – официальное (часто – торжественное) вступление в должность главы государства;
экстрадиция (от ex – из, вне и traditio – передача) – выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства;
баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на баллотирование (фр. Ballotter от balle – шар), голосовать, решать что-либо голосованием;
бестселлер – bestseller – хорошо продающаяся книга;
брифинг – briefing – короткий инструктаж;
биллинг – billing – от bill – счёт, билет, система ведения счёта;
Приложение 2. Карточки для работы групп.
Работа 1 группы: Лексический анализ текста. ( ребята распределяют задания по парам)
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
А) Определите значение суффиксов имен существительных._( выпишите менв существительные , выделите из суффиксы, попытайтесь определить значение суффикса, можно обратиться к словарю)__________________
Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________
Есть ли в тексте прилагательные ? сколько их ? можно ли назвать их выразительными, эмоциональными?_____________________________________________________________
Д) В чем сходство употребления глаголов?_( определите форму глаголов)___________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?( сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов? Есть ли служебные части речи?)
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о задании на самоподготовку
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Текст и Основные признаки текста
Урок смыслового чтения в 6 классе
Тип урока:постановка и решение учебных задач.
Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.
Сценарий урока
Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.
Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?
Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?
Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы
1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок не раз слышал рассказы ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!
(Настадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )
1) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает?
Вопросы
Что такое текст?
Что вы о нём знаете? какие бывают тексты?
как можно работать с текстом?
каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой? Какова композиция теста? Чему подчинена она?
Постановка целей и задач урока
Формулирование учащимися цели и задач урока:
Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?
Формулируйте тему сегодняшнего урока.
1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.
2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.
Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .
Работа над темой урока
ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)
Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)
Приём «Инсерт»
Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать
«V» - я это знал(а);
«+» - я этого не знал(а) (новая информация);
«-» - я думал(а) иначе;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.
Фактологическая точность
Слайд
Какой процесс характерен для развития языка?
Можно ли избежать этого процесса заимствований?
Вредит ли этот процесс языку?
Что приводит к речевой ошибке?
Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)
1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.
Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:
Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо в
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "ТЕКСТ и его признаки" 6 кл ( конспект урока )»
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Стадия вызова.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о задании на самоподготовку
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и сверстниками в классе.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то ….
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то...
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то …..
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Основные признаки текста
Урок смыслового чтения в 6 классе
Тип урока:постановка и решение учебных задач.
Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах и в группе.
Сценарий урока
Актуализация опорных знаний (стадия вызова) . Работа в парах.
Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?
Какие задания и вопросы вы бы подобрали для учеников , если бы были учителем?
Подберите заголовок. Расставьте предложения в логической последовательности. Разделите на абзацы
1)Как робкий новичок, заглянул он в залитый светом класс. 2)Наступила пора осенних дождей и холодов. 3)Мужественно сопротивлялся он злому ветру. 4) Кленовый листок не раз слышал рассказы ветвей об этом неприветливом времени года. 5)Казалось, он готов был ко всем испытаниям! 6)Не поддавался и упорному, надоедливому дождю. 7) Но вот расшалившийся порыв подхватил его и унёс к окнам высокой школы. 8) Ему так захотелось войти туда!
(Настадии вызова следует настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. )
1) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает?
Вопросы
Что такое текст?
Что вы о нём знаете? какие бывают тексты?
как можно работать с текстом?
каковы признаки текста? Что объединяет предложения в текст? Как связаны предложения между собой? Какова композиция теста? Чему подчинена она?
Постановка целей и задач урока
Формулирование учащимися цели и задач урока:
Итак, какие цели перед нами сегодня стоят?
Формулируйте тему сегодняшнего урока.
1) Озвучивание темы; Текст , его основные признаки.
2)Целеполагание .Цель :Сегодня мы рассмотрим основные признаки текста и проанализируем, как они проявляются в тексте.
Ответ учащегося : Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. .
Работа над темой урока
ОДИН человек читает текст. ( приложение 1)
Задание 1.Слушание и чтение текста ( Приложение 1)
Приём «Инсерт»
Предлагается обучающимся текст не только прочитать, но и промаркировать
«V» - я это знал(а);
«+» - я этого не знал(а) (новая информация);
«-» - я думал(а) иначе;
«?» - непонятная или недостаточная информация.
Задание 2 .Во время слушания текста ответьте на вопросы.
Фактологическая точность
Слайд
Какой процесс характерен для развития языка?
Можно ли избежать этого процесса заимствований?
Вредит ли этот процесс языку?
Что приводит к речевой ошибке?
Задание 3 .«Мозговой штурм» (работа в группах)
1)Придумайте вопросы по данному тексту и задайте их своим одноклассникам.
Слайд 2) Познакомьтесь с высказываниями известных ученых о тексте:
Лев Щерба считал : «При создании текстов действуют..не только правила синтаксиса, но, что гораздо важнее, — правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы...»
«…За каждым текстом, - пишет М. Бахтин, - стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан).
Что нового мы узнали из этих цитат?
Учащиеся дают ответы как они поняли данные слова
Задание 4.Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:
(Приложение 1)
.
РАБОТА в группах:
1-я группа. Проведите лексический анализ текста;
2-я группа. Проведите морфемный анализ;
3-я группа. Проведите морфологический анализ;
4-я группа. Проведите синтаксический анализ.
Каждой группе предлагается задание из приложения 2. Внутри группы ученики могут разбиться на пары и распределить задания между парами.На подготовку дается 15 мин, затем учитель выслушивает каждую группу и помогает ребятам выделить основные признаки текста, сделать вывод.
Проверка работ групп (Привожу примерные ответы учеников )
1-я группа: Лексический анализ текста: лексика.
Опорная лексика: язык – слово –процесс заимствования – родной язык – торговые контакты, неизбежен – самобытность, лексическое заимствование , грамматич строй, законы языка,, значение, стилистическая окраска, , речевая ошибка
Вывод : нет морфем характерных для разговорной и худ речи (уменьшительно –ласкательных или наоборот), суффиксы существительных указывают на научный характер лексики
3-я группа: Морфологический анализ:
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
Вывод – тип речи: рассуждение с элементами описания.
4-я группа: Синтаксический анализ:
В тексте используются предложения по цели высказывания повествовательные, 4 вопросительных и одно побудительное в конце. Цель данного текста – призыв к действию.
Простое предложение употребляется 3 раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод:В тексте используются вопросительные предложения, сложные предложения , вводные слова, побудительное предложение - это публицистический текст
Выводы пишем на доске
Рефлексия
Учитель : итак, мы проанализировали текст с точки зрения разных пластов языкового материала : лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса. Сделали выводы, о том, что все языковые средства, единицы подчиненны смысловому пространству текста.
Давайте посмотрим на цитаты лингвистов, которые мы прочитали в начале . Согласимся ли мы с ними?
Что нового вы узнали на этом уроке? – ответы учеников. Текст – это система, в которой все подчинено главной мысли.
Интерактивный приём «Микрофон»
С учётом того, что вы сегодня узнали на уроке, докажите, что текст –это система…
Оценивание результатов работы.
Дом задание 1.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный
2. Написать рассуждение на тему : Текст – это языковая система.
***
Приложение 1.
Текст 1
Заимствованная лексика в современном русском языке
Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам, иноязычным словам, носители языка часто относятся с изрядной долей подозрительности. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?
Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами.
Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит его самобытности, потому что при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остается присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.
Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Часто бывает, что человек, употребляя иноязычное слово, не совсем понимает его лексическое значение. Давайте познакомимся с некоторыми заимствованными словами, недавно вошедшими в наш язык!
Словарь современных заимствований
Аутсорсинг – outsourcing – передача части неосновных операций сторонней организации, специализирующейся в этой сфере;
инаугурация – официальное (часто – торжественное) вступление в должность главы государства;
экстрадиция (от ex – из, вне и traditio – передача) – выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства;
баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на баллотирование (фр. Ballotter от balle – шар), голосовать, решать что-либо голосованием;
бестселлер – bestseller – хорошо продающаяся книга;
брифинг – briefing – короткий инструктаж;
биллинг – billing – от bill – счёт, билет, система ведения счёта;
Приложение 2. Карточки для работы групп.
Работа 1 группы: Лексический анализ текста. ( ребята распределяют задания по парам)
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
А) Определите значение суффиксов имен существительных._( выпишите менв существительные , выделите из суффиксы, попытайтесь определить значение суффикса, можно обратиться к словарю)__________________
Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________
Есть ли в тексте прилагательные ? сколько их ? можно ли назвать их выразительными, эмоциональными?_____________________________________________________________
Д) В чем сходство употребления глаголов?_( определите форму глаголов)___________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?( сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов? Есть ли служебные части речи?)