СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме: "Что такое антонимы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен в соответствии с УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 3 класса по теме: "Что такое антонимы?"»

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Учебный корпус «Колледж Медведково»








Конспект урока

для 3 класса

по русскому языку









студентки

Шевляковой Елены Евгеньевны













Москва, 2017

Тема урока: «Что такое антонимы?»
Тип урока:
Урок открытия нового знания
Цель урока:
Открытие значения понятия антонимы

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совмест- ной деятельности на уроке и вне урока.

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД:
- саморегуляция;
- коррекция;

- целеполагание;

- контроль;

- самооценка;

- взаимооценивание.

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, решать её;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существен- ную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содер- жание текста;

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и ис- пользовать её для выполнения учебных заданий;

- пользоваться словарями и справочным материалом учеб- ника;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- осуществлять анализ.

Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятель- ности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему ре- шению, осуществлять взаимоконтроль;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаи- модействии.

  • Предметные:

Обучающиеся должны знать:
- что такое омонимы

Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
- находить антонимы в тексте и предложении

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

для учителя:

- Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2013. – 159с.

- компьютер

- раздаточный материал

для обучающихся:

- Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2013. – 159с.

- карточки для оценивания

Информационные источники:


- Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2013. – 159с.

- http://www.prosv.ru/

Содержание урока


Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД по каждому заданию

Средства,

оборудование

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин)

М: рассказ

- Здравствуйте, ребята, начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

Приветствуют учителя.



Р: саморегуляция


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

М: рассказ

М: беседа







М: Создание ситуации творческого поиска

М: проблемный

- Открыли тетради. Записали число, классная работа. Каллиграфическая минутка: Аз Ад Ар Ан

- Сегодня мы продолжим работу по изучению темы «Лексическое значение слов». –Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

- Замените фразеологические обороты синонимами.

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, фразеологические обороты?


Учитель на доске выписывает слова: высокий, рослый, долговязый, низкий, длинный, высокорослый.

- Ребят, какое слово с среди написанных лишнее?

- Почему?


- А слово «низкий» какое?


Дети прописывают букву Оо



Близкие по значению




Чтобы речь была красивой и выразительной





- Низкий

- Потому что все остальные слова синонимы

- Противоположное по значению







Слайд 1







Выявление места и причин затруднения

М: создание ситуации удивления

М: беседа

- На какой вопрос отвечат данные слова?

- Интересно узнать, как называются эти слова?

- На один и тот же, но противоположные по значению

да

П: Осознавать познавательную задачу, решать её

Р: целеполагание



Построение проекта выхода из затруднения

М: беседа

- А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите в тетради, они нам пригодятся.

- В каждом отгаданном слове выпишете первую букву. Какое слово у вас получилось?

- Так как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?


Учитель вывешивает записывает на доске пункты плана, среди которых один лишний. (узнать, что такое антонимы; научиться пользоваться словарем антонимов; узнать, что такое синонимы; научиться находить в тексте антонимы)

- Итак, на доске я повесила пункты плана, по которым мы будем работать. Все согласны, с моим планом?

- Почему?


- Хорошо, я уберу этот пункт. Теперь все согласны с планом?

- Кто сможет его прочитать?

(аквариум, натюрмор, тропинка, озеро, ноги, ива, мухомор)


- Антоним

- Антонимы










- Нет

- Мы уже узнали, что такое синонимы

- Да


-Узнать что такое антонимы

Научиться пользоваться словарем антонимов

Научиться определять их в тексте











П: осуществлять анализ;

Р: коррекция;

Слайд 2








Реализация построенного проекта

М: беседа

М: работа с книгой

М: частично-поисковый

- Хорошо, теперь, объеденитесь по парам и попробуйте сами дать определение слову «омонимы».

Кто хочет прочитать?





- Давайте сравним с определением в учебнике. Откройте страницу 45 и найдите определение омонимов. Кто хочет прочитать?


- Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей?





- Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение



- В языке есть слова, противоположные по значению: большой – маленький, плакать смеяться, день – ночь. Такие слова называются антонимами.

- Да



П: самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и ис- пользовать её для выполнения учебных заданий;

Л: Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совмест- ной деятельности на уроке и вне урока;

П: воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существен- ную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содер- жание текста;



Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2013. – 159с.






Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

М: практические упражнения

М: беседа

- Ребят, откройте страницу 142. Что вы видете?

- В каком порядке стоят слова?

- Значит как нужно искать необходимое нам слово?


- Хорошо, разбейтесь на пары и откройте страницу 55, номер 72. Каждой паре я назначу слово, антоним к которому нужно будет найти и написать в тетрадь по образцу.

- Теперь выберете , кто от пары прочитает, что вы записали.

- У кого первая пара слов? Прочитай, что вы написали.

- Молодцы, спасибо. У кого вторая пара слов?

- Здорово. Следующая пара. Какая пара слов у вас?

И т.д.



- Молодцы, вы все отлично справились.

У вас на парте лежит листок, на котором написано : Задание 1. Выполните с соседом по парте.

- Какие антонимы вы подчеркнули?


- Почему?



- На слайде записаны слова. Подумайте и напишите в тетради антонимы к ним (самостоятельно).

- (Катя) прочитай, какой антоним ты подобрала к первому слову.

Все согласны с (Катей)?

- (Леша), какой антоним ы подобрал ко второму слову?

И т.д.

- Хорошо, а теперь объединитесь в группы по 4 человека и возьмите листок со вторым заданием.




- Почему?

- Словарь антонимов

- в алфавитном

- Сначала найти букву, с которой слово начинается, а затем найти слово.







Чистый – грязный


Храбрый – трусливый

Вчера – сегодня









- Начало и конец; медленно и быстро; умного и глупого

- Потому что это слова противоположные по значению.





- белый – черный


- да

- Далеко – близко



Предтавитель группы, которая закончит раньше всех выходит и читает предложения.

Антонимы: сверху – мнизу, ночь – день; назад и вперед.

Т.к. снизу – это противоположное слово по значению слову сверху и т.д.

П: пользоваться словарями и справочным материалом учеб- ника;

П: самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и ис- пользовать её для выполнения учебных заданий;

К: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятель- ности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему ре- шению, осуществлять взаимоконтроль;

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаи- модействии;




К: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятель- ности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему ре- шению, осуществлять взаимоконтроль.

Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2013. – 159с.






Раздаточный материал.








Слайд 3

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону

М: беседа

- Сейчас я каждому из вас раздам лист с небольшой проверочной работой.



- Итак, сейчас обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте и оцените ответы в соответствии с эталоном на презентации.

Дети выполняют работу

К: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль

Раздаточный материал




Слайд 4

Включение в систему знаний и повторение

М: беседа

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что такое антонимы?


- Где можно найти лантоним к какому-либо слову?

Мы узнали, что такое антонимы

Это слова противоположные по значению

В словаре антонимов.



Рефлекия учебной деятельности

М: беседа

- Что вам сегодня понравилось?

- Поднмите зеленую карточку те, у кого все получилось сегодня на уроке, желтую те, у кого все получилось, но было трудно и красную те, у кого не все получилось и было трудно.

- Что вызвало затруднения?


Л: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

Р: самооценка.