СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Имя существительное" 5 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Имя существительное" 5кл

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное" 5 кл»

Урок русского языка в 5 классе

«Здравствуйте, имя существительное!»

(обобщение)


Оказывается, чудеса и волшебники есть и в наше время. Не верите? А вот послушайте. Я расскажу вам необычную историю.

Однажды школьники Катюша и Женька вместе со своей учительницей, которая была обыкновенной феей, отправились путешествовать в страну с совершенно волшебным названием, которое похоже на журчание ручейка: Речь.

Фрегат причалил к берегу, и наши путешественники выбрались на сушу. Красота здесь была необычная: диковинные развесистые деревья, цветы редких видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным оперением распевали на разные голоса.

Путешественники остановились у первого домика жителя этой страны. За забором они увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была светящаяся палочка.


-Неужели волшебная?- - подумали вслух путешественники. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился… в кошку (картинка). ?


-Дедушка,- закричали Катюша,- а вы можете превратиться ну в дерево, например?

-Пожалуйста,- ответил дедушка и превратился в дерево (картинка).


-А в коня? В коня можете?- восхищенно завопил Женька.

-Нет проблем! – и дедушка стал конем (картинка).

-Извините, а чайником можете?

-Разумеется! (картинка)


Я могу превратиться в любой ПРЕДМЕТ.

-А что такое - предмет? Нам не понятно,- сказали ребята.

- Очень просто,- ответила их учительница.- Предметами называются все вещи, все растения, явления природы, города, села, машины, люди, животные, насекомые - это тоже предметы. Ну-ка, ребята, назовите мне предметы, которые знаете,- сказала учительница. И ребята долго называли разные предметы.

ЗАДАНИЕ:


А теперь вы назовите предметы, которые окружают нас, какие вы знаете.



  • Скажите, как же звали того старичка с волшебной палочкой и почему он может превращаться в разные предметы?

  • Что такое существительное?


Сегодня на уроке речь пойдет об этой части речи, которой мы посвятили уже много времени, наша задача подытожить всё то, чему научились и что знаем (стихотворение о существ.)


Пока мы с вами разговаривали, дедушка превратился в новый предмет. Путешественник только успевали рассматривать предметы:

-Что это? Цветок (картинка)

-А это что? Мяч.(картинка)

-Это кто? Собака.(картинка)

- Ой, а это кто? Это девочка Катя.(картинка)

  • Почему в одних случаях я задаю вопрос ЧТО? А в других – КТО ?


ЗАДАНИЕ:


Распределите данные существительные по принципу: одушевленные/ неодушевленные (письменно, в две колонки).

( Лошадь, море, печка, слон, мячик, радио, сказка, гном, ромашка, мотылёк, птенец, остров, дом)


  • Ответьте на вопрос:

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок,

Пёсик Шарик и Дружок,

Дети- Поля и Антон,

Дядя Коля, дед Семён,

Города - Рязань, Ковров,

Александров и Ростов,

Реки - Волга и Ока?

Скажешь мне наверняка?


ЭТО - ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.

  • Какие существительные называются собственными? Как они пишутся?


(читают дети)

Всех ребят мы уважаем,

Имя буквой выделяем:

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Анна, Фёдор, Яков, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Серёжа, и Андрей.


Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша,

бычок Гаврюша-

все их клички, до одной,

пишут с буквы ПРОПИСНОЙ.


Игра с мячом «Я знаю…»

(5 имен девочек, 5 имен мальчиков, 5 городов).


Дедушка Имя Существительное может превращаться в самые разные предметы. Про одни из них мы можем сказать: ОН МОЙ. Это существительные мужского рода.


А если волшебник превратится в предмет, к которому можно подставить слова ОНА МОЯ, то это будет существительное женского рода.


А если можно подставить слова ОНО МОЁ, то это будет существительное среднего рода.


ЗАДАНИЕ:

Определить род существительных (работа на сигнальных карточках)- предметы вынимаются их корзины.


  • А теперь давайте вспомним, сколько чисел имеет имя существительное?


ЗАДАНИЕ:

-Давайте немножко поколдуем,- Предложил дедушка Имя Существительное.- Давайте превращать сами, своими силами существительные единственного числа во множественное и наоборот.

  1. Лампочка, курица, лужица, дождь, рыбка, капля, щенки, мячик, луч, лист, коса, глаз, буква.

  2. Руки, чашки, ножи, карандаши, кнопки, банты, ботинки, девочки, тетради, вопросы, линейки, тарелки, звери.


    • Вспомним, сколько падежей у существительного?


ЗАДАНИЕ:

Определить падежи существительных (каждому дается задание на перфокартах).




-Ах, путаница, путаница!- пробормотал вдруг дедушка Имя Существительное.

- Что случилось?- встревожились наши путешественники

-Собрался я позвонить по телефону приятелю Предлогу, а номер забыл. Не поможете ли вспомнить?

-Конечно поможем! - ответили ребята.- А что надо делать?


ЗАДАНИЕ:

Вспомним, что существительные делятся на три группы.

Эти группы называются СКЛОНЕНИЯМИ.

Определите номер склонения у каждого из предложенных существительных и запишите его. Из этих цифр и сложится номер телефона Предлога, и дедушка сможет ему позвонить.

(песня, братишка, кокос, зверь, солнце, мышь, орех, дворняжка, заяц, соль, мысль, закат, дедушка, кошка, дерево, рожь, мебель, голод, облако, панама, кровать, гнездо, мышка, конь)- пишется цифровой диктант.

(Ответ:1,1,2,2,2,3,2,1,2,3,3,2,1,1,2,3,3,2,2,1,3,2,1,2.)


  • Молодцы! Теперь дедушка Имя Существительное наконец-то сможет позвонить своему приятелю Предлогу.


Наши путешественники остались очень довольны тем, что побывали в гостях в стране Речь и засобирались домой, но вдруг поднялся такой шквалистый ветер, начался шторм, и им пришлось остаться. Когда все стихло, обнаружилось, что у любимого дерева антонимов в саду у деда Существительного облетела половина листьев. Поскольку страна была волшебная, листья можно было вернуть на ветки, но не просто так, в любом порядке, а по особому принципу.


ЗАДАНИЕ:

Перед вами - дерево антонимов (противоположных по смыслу слов). На нем уже есть часть листочков с существительными, ваша задача подобрать к ним противоположные слова и прикрепить на ветки.


Молодость-старость

Труд-лень

Здоровье-болезнь

Работа-безделье

Жара-холод

Восход-закат

День-ночь

Зима-лето

Друг-противник

Радость-грусть

Темнота-свет

Жадность-щедрость

Смелость-трусость


  • Молодцы, вы с успехом закончили начатое дело!


Но пора, наконец, возвращаться домой. Познакомившись с существительным, вы узнали массу нового и интересного, давайте подарим на прощанье дедушке Имени Существительному нашу песенку:


Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты-

Называются ПРЕДМЕТЫ.


Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты-

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!


Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.


Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты-

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.


Все младенцы и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тёти Светы

И они у нас - ПРЕДМЕТЫ!


До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!




















Всех ребят мы уважаем,

Имя буквой выделяем:

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Анна, Фёдор, Яков, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Серёжа, и Андрей.


Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,


коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша,

бычок Гаврюша-

все их клички, до одной,

пишут с буквы ПРОПИСНОЙ.



Песня


Братишка

Кокос


Зверь



Солнце Мышь Дворняжка Заяц

Соль

Мысль

Закат


Дедушка Кошка Дерево


Рожь

Мебель Голод

Облако

Кровать

Панама

Гнездо

Мышка

Конь

Орех