Урок русского языка в 5 классе
«Здравствуйте, имя существительное!»
(обобщение)
Оказывается, чудеса и волшебники есть и в наше время. Не верите? А вот послушайте. Я расскажу вам необычную историю.
Однажды школьники Катюша и Женька вместе со своей учительницей, которая была обыкновенной феей, отправились путешествовать в страну с совершенно волшебным названием, которое похоже на журчание ручейка: Речь.
Фрегат причалил к берегу, и наши путешественники выбрались на сушу. Красота здесь была необычная: диковинные развесистые деревья, цветы редких видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным оперением распевали на разные голоса.
Путешественники остановились у первого домика жителя этой страны. За забором они увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была светящаяся палочка.
-Неужели волшебная?- - подумали вслух путешественники. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился… в кошку (картинка). ?
-Дедушка,- закричали Катюша,- а вы можете превратиться ну в дерево, например?
-Пожалуйста,- ответил дедушка и превратился в дерево (картинка).
-А в коня? В коня можете?- восхищенно завопил Женька.
-Нет проблем! – и дедушка стал конем (картинка).
-Извините, а чайником можете?
-Разумеется! (картинка)
Я могу превратиться в любой ПРЕДМЕТ.
-А что такое - предмет? Нам не понятно,- сказали ребята.
- Очень просто,- ответила их учительница.- Предметами называются все вещи, все растения, явления природы, города, села, машины, люди, животные, насекомые - это тоже предметы. Ну-ка, ребята, назовите мне предметы, которые знаете,- сказала учительница. И ребята долго называли разные предметы.
ЗАДАНИЕ:
А теперь вы назовите предметы, которые окружают нас, какие вы знаете.
Скажите, как же звали того старичка с волшебной палочкой и почему он может превращаться в разные предметы?
Что такое существительное?
Сегодня на уроке речь пойдет об этой части речи, которой мы посвятили уже много времени, наша задача подытожить всё то, чему научились и что знаем (стихотворение о существ.)
Пока мы с вами разговаривали, дедушка превратился в новый предмет. Путешественник только успевали рассматривать предметы:
-Что это? Цветок (картинка)
-А это что? Мяч.(картинка)
-Это кто? Собака.(картинка)
- Ой, а это кто? Это девочка Катя.(картинка)
ЗАДАНИЕ:
Распределите данные существительные по принципу: одушевленные/ неодушевленные (письменно, в две колонки).
( Лошадь, море, печка, слон, мячик, радио, сказка, гном, ромашка, мотылёк, птенец, остров, дом)
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Котик Васька и Пушок,
Пёсик Шарик и Дружок,
Дети- Поля и Антон,
Дядя Коля, дед Семён,
Города - Рязань, Ковров,
Александров и Ростов,
Реки - Волга и Ока?
Скажешь мне наверняка?
ЭТО - ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.
(читают дети)
Всех ребят мы уважаем,
Имя буквой выделяем:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Анна, Фёдор, Яков, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Кошка Маришка,
Котенок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
корова Бурёнка,
коза Найдёнка,
поросёнок Хрюша,
бычок Гаврюша-
все их клички, до одной,
пишут с буквы ПРОПИСНОЙ.
Игра с мячом «Я знаю…»
(5 имен девочек, 5 имен мальчиков, 5 городов).
Дедушка Имя Существительное может превращаться в самые разные предметы. Про одни из них мы можем сказать: ОН МОЙ. Это существительные мужского рода.
А если волшебник превратится в предмет, к которому можно подставить слова ОНА МОЯ, то это будет существительное женского рода.
А если можно подставить слова ОНО МОЁ, то это будет существительное среднего рода.
ЗАДАНИЕ:
Определить род существительных (работа на сигнальных карточках)- предметы вынимаются их корзины.
А теперь давайте вспомним, сколько чисел имеет имя существительное?
ЗАДАНИЕ:
-Давайте немножко поколдуем,- Предложил дедушка Имя Существительное.- Давайте превращать сами, своими силами существительные единственного числа во множественное и наоборот.
Лампочка, курица, лужица, дождь, рыбка, капля, щенки, мячик, луч, лист, коса, глаз, буква.
Руки, чашки, ножи, карандаши, кнопки, банты, ботинки, девочки, тетради, вопросы, линейки, тарелки, звери.
Вспомним, сколько падежей у существительного?
ЗАДАНИЕ:
Определить падежи существительных (каждому дается задание на перфокартах).
-Ах, путаница, путаница!- пробормотал вдруг дедушка Имя Существительное.
- Что случилось?- встревожились наши путешественники
-Собрался я позвонить по телефону приятелю Предлогу, а номер забыл. Не поможете ли вспомнить?
-Конечно поможем! - ответили ребята.- А что надо делать?
ЗАДАНИЕ:
Вспомним, что существительные делятся на три группы.
Эти группы называются СКЛОНЕНИЯМИ.
Определите номер склонения у каждого из предложенных существительных и запишите его. Из этих цифр и сложится номер телефона Предлога, и дедушка сможет ему позвонить.
(песня, братишка, кокос, зверь, солнце, мышь, орех, дворняжка, заяц, соль, мысль, закат, дедушка, кошка, дерево, рожь, мебель, голод, облако, панама, кровать, гнездо, мышка, конь)- пишется цифровой диктант.
(Ответ:1,1,2,2,2,3,2,1,2,3,3,2,1,1,2,3,3,2,2,1,3,2,1,2.)
Наши путешественники остались очень довольны тем, что побывали в гостях в стране Речь и засобирались домой, но вдруг поднялся такой шквалистый ветер, начался шторм, и им пришлось остаться. Когда все стихло, обнаружилось, что у любимого дерева антонимов в саду у деда Существительного облетела половина листьев. Поскольку страна была волшебная, листья можно было вернуть на ветки, но не просто так, в любом порядке, а по особому принципу.
ЗАДАНИЕ:
Перед вами - дерево антонимов (противоположных по смыслу слов). На нем уже есть часть листочков с существительными, ваша задача подобрать к ним противоположные слова и прикрепить на ветки.
Молодость-старость
Труд-лень
Здоровье-болезнь
Работа-безделье
Жара-холод
Восход-закат
День-ночь
Зима-лето
Друг-противник
Радость-грусть
Темнота-свет
Жадность-щедрость
Смелость-трусость
Молодцы, вы с успехом закончили начатое дело!
Но пора, наконец, возвращаться домой. Познакомившись с существительным, вы узнали массу нового и интересного, давайте подарим на прощанье дедушке Имени Существительному нашу песенку:
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты-
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты-
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты-
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
Все младенцы и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
И они у нас - ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они- СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
Всех ребят мы уважаем,
Имя буквой выделяем:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Анна, Фёдор, Яков, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Кошка Маришка,
Котенок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
корова Бурёнка,
коза Найдёнка,
поросёнок Хрюша,
бычок Гаврюша-
все их клички, до одной,
пишут с буквы ПРОПИСНОЙ.
Песня
Братишка
Кокос
Зверь
Солнце Мышь Дворняжка Заяц
Соль
Мысль
Закат
Дедушка Кошка Дерево
Рожь
Мебель Голод
Облако
Кровать
Панама
Гнездо
Мышка
Конь
Орех