Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока:
• Актуализировать знания о понятии «родственные слова»
• Ввести понятия «однокоренные слова», «корень».
• Научить:
— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;
— выполнять взаимопроверку учебного задания;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;
— писать слова с изученными орфограммами
Познавательные умения:
— определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;
— определять части слова и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить коррективы.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
— писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям! л
II. Приветствие приемы на ритмы и переключения упражнения на связь между полушариями
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Давай теперь подружатся соединяем пальчики друг с другом
Наши пальчики
Вот теперь все подружились
И в письме мы закружились
(правила посадки)
запись числа и кл работа (комментирование) лист самооценки
Посмотрите на фотографию, кто на ней изображен. Что необычного у фотографии ?Как их можно назвать ? Кто они по отношению друг другу?( родственники) Что у них общего ? Можем сказать, откуда идут корни в этой семье. Кто стоял у начала истоков этой семьи?.
Как эта фотография может быть связана с уроком русского языка? (в русском языке есть слов а родственники)
Создание проблемной ситуации.
прочитайте слова,
Гриб, грибной, груздь, грибник, грибочек, подберезовик .(на карточках)
- На какую тему все эти слова? (все слова подобраны про грибы)
сформулируйте задание
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
3. Выявление места и причины затруднения.
а) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ).
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию.
Нам надо было выписать родственные слова.
б) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
в) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «грибному » заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Гриб – это растение из семейства споровых.
Грибной – признак предмета, это например грибной суп. Грибной дождь…
Грибник – это человек, собирающий грибы.
Грибочек – это маленький гриб
Но ведь груздь и подберезовик – это тоже грибы
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
4. Выявление места и причины затруднения.
а) – Тогда должно быть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Теперь взгляните на наши слова и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
- Назовите эту общую часть. (гриб - ).Давайт проведем эксперимент, закройте в словах эту часть.
Что произошло) (смысл исчез) Можно ли предположить, что именно из этой части» выросли слова, именно здесь начало . В ней заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
Значит, какая эта часть? (главная) (на доску вешаем общая, главная)
Как бы вы назвали эту общую главную часть родственных слов.
ученые назвали эту часть …(корень) обозначили дугой
Что же такое корень?
б) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) ребята в словаре мы точные понятия посмотрим на переменке, а если кратко комментировать эти понятия, то … СЛАЙД
Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
Но что объединяет эти значения. Корень = это самое главное, основа.
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов )
Какие слова называются родственными ?
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ). СЛАЙД
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Понятие об однокоренных словах .
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
.
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились. (вывесить на доске)
-родственные слова,
-корень слова,
-однокоренные слова
-А теперь откроем учебник и посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
назовите тему урока, сформулируйте учебные задачи
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
А как мы будем достигать этой задачи? С помощью выполнения заданий.
Физминутка .
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А) Упражнения в распознавании однокоренных слов .
фронт на доске
горка горит корень выделен задача разделить слова на 2 команды.
(памятка) как выделить корень7
задание?
в паре
«Лишнее слово»
Игла, иголочка, шипы, иголка.
2. Ночь, ночлег, ноченька, темно.
3. Лист, листва, лисица, листочки
4. Чёрный, черника, черёмуха, чернила.
5. Лёд, ледник, ледок, льёт..
8. Включение в систему знаний и повторение
а) Групповая работа.
- А теперь работаем по рядам. Поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями ,а у вас есть -листочки с этих деревьев ( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
- Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились!
в) . Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними. СЛАЙД
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Дать грибочки тем детям, у кого 0-1 ошибки.
ИЛИ
1) Самостоятельно с взаимопроверкой
У каждого на партах задание.
Двор, бег, дворик, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье.
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Запишите данные слова по группам, выделите корень.
или
Найти однокоренные слова
ЕЛЬ РАСТЁТ НА ВЛАЖНЫХ МЕСТАХ. В ЕЛОВЫХ ЛЕСАХ НЕ РАСТУТ КУСТАРНИКИ. В МОЛОДОМ ЕЛЬНИКЕ ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ ЁЛОЧКИ ЗИМОЙ.
или
Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.
Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .
(Лес, лесника, лесок, лесной)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .
(Доме, домашний, домик)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
В школу мы приходим... . Старательные … слушают внимательно. Учёба- серьёзный труд.
(Учиться, ученики, учёба)
. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
. Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.
В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
9.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить задание (стр. 63, упр. 89)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вставь слова
Я-…………. часть родственных слов
Во мне заключен………………
Я самая………………часть.
Без меня слова бессмыслица
инт ервью
1. Итог урока.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке? СЛАЙД.
Очень часто можно услышать фразу Зри в корень.
Зри,значит, смотри в корень. Что можто она значит.
В жизни у вас будет много возможностейМного ситуаций, когда нужно будет выбирать. Выбирайте важное, учитесь отличать главное от второстепенного.Что бы этому научиться ,нужно много читать,стараться учиться.
2. Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке с помощью большого пальца.
-Кто из вас доволен своей работой? (поднимите руки)
- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
- У кого в тетрадях сколько грибочков с красной шапочкой (раздать столько же грибов.) Добавьте эти грибы в свои корзинки. Итак, покажите друг другу и гостям, что у вас получилось.
- Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - ____________________
Закончи предложения, употребив однокоренное слово. выдели корень в однокоренных словах.
В столовой стоит большой круглый … .
В голубятню принесли нового … .
Садовник ухаживает за … .
Лесник бережёт … .
В солонку насыпали … .
В кормушке был … .
Из конюшни вышел … .
Дворняжка стережет … .
Чужого котёнка выкормила наша … .
Выписать однокоренные слова
ЕЛЬ РАСТЁТ НА ВЛАЖНЫХ МЕСТАХ. В ЕЛОВЫХ ЛЕСАХ НЕ РАСТУТ КУСТАРНИКИ. В МОЛОДОМ ЕЛЬНИКЕ ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ ЁЛОЧКИ ЗИМОЙ.
. «В две колонны становись!»
На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ