СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Диалог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Диалог"»


Тема: Диалог

Цель и задачи урока:

Образовательная: формировать первичное представление о том, что такое диалог и правилах его оформления на письме.

Развивающая: создать условия для развития познавательной деятельности, речевых умений в правильном подборе слов, умение общаться в паре.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу .

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научаться отличать диалог от других типов речи; употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения; писать слова в предложении раздельно; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, выразительно читать текст по ролям; оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные : умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: наглядный материал, карточки для индивидуальной и парной работы, презентация , учебник русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

(слайд2)

Снег летает и сверкает

В голубом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

-Так же как снег украшает нашу землю, наводит порядок, давайте и мы наведем порядок на парте и проверим готовы ли вы к работе.

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы начнем наш с вами урок с небольшой инсценировки по произведению, которое с вами уже изучили по литературному чтению. Будьте внимательны! (два ученика разыгрывают отрывок из сказки(1) «Телефон» К. Чуковского)

Учитель: Скажите, пожалуйста, как называется это за произведение и кто его автор?

Обучающиеся: Сказка "Телефон" Чуковский.

Учитель :Разговор скольких героев вы сейчас слушали?

Обучающиеся: 2, Автор и Носорог

Учитель Правильно, двое. А кто знает, как называется разговор двух человек?

Обучающиеся: Диалог

Учитель :Конечно, «диалог»

Как вы думаете, какова будет тема урока?(слайд3)

Обучающиеся: Диалог.

Учитель Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

Обучающиеся: Цель: узнать, что такое диалог.

-Как записать диалог правильно.(слайд4)

III. Изучение нового материала

1) Формирование понятия "Диалог"

Работа по учебнику.с.14упражнение 7

Беседа по вопросам

Учитель :Кто задавал вопросы?

Обучающиеся: Автор.

Учитель: Кто отвечал?

Обучающиеся: Носорог.

Учитель: Как бы вы объяснили , что такое диалог?

Обучающиеся: Это разговор 2х человек(слайд5)

Учитель: Сравним наше определение и определение в учебнике.

Работа с правилом в учебнике: чтение и сравнение.

Учитель: Что можем сказать о нашем определении и определении диалога в учебнике?

Обучающиеся: Они совпадают.

Повторение определения хором.

Учитель: Итак, мы с вами ответили на первый вопрос урока.

2) Работа над определением особенностей оформления диалога.

Учитель: Давайте теперь подумаем, чем диалог отличается от других текстов.

Посмотрите на доску (слайд6)

Сравнение текстов для определения особенностей оформления диалога.

Скажите, чем отличаются эти два текста?

Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я ль как ей крапивушки нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя!


- Кисонька-мурысонька,

Где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

- Муку молола.



Вопросы для сравнения:

1.Сколько героев в первом? втором произведении?

Как можно назвать второй текст?

2.Что особенного заметили при записи реплик диалога?

Обучающиеся: В диалоге слова каждого говорящего пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется тире.

Учитель: Ребята, мы с вами ответили на все вопросы, который поставили в начале урока.


Теперь нас ждёт практическая работа в тетрадке.


Для этого подготовим наши пальчики и отдохнём.


Физкультминутка «Буратино», игра на внимание.


Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули, потянули

Покрутили, покружили

Постучали, постучали,

И открыли!

IV.Практическая работа по теме урока.

Оформление записи числа в тетради.

Каллиграфическая минутка.

Учитель: Так как у нас с вами тема урока «Диалог», как думаете, какую букву сегодня пропишем?

Обучающиеся: Д д Дд да до ду диалог

Практическое задание (по карточке

1) Выделить синим карандашом реплики первого говорящего, и зеленым карандашом второго говорящего так, чтобы получился диалог. (слайд 8-9)

-Кто говорит?

-Носорог!

-Что такое?

-Беда! Беда!

Сравнение с эталоном .Обратная связь-показ сигналов светофора(зелёный) ,у кого при проверке работа совпала с эталоном.

Разыгрывание диалога в паре.

2) Работа в паре. Составьте диалог из предложений. Обучающие получают набор реплик.

(приложение 2)

(Разноуровневое задание)

1уровень (слабые дети) -реплики каждого героя имеют свой цвет.

2 уровень- реплики каждого героя не выделяются цветом)

-Куда, Фома, едешь?

-Еду сено косить.

-А на что тебе сено?

-Коровок кормить.

Дети составляют диалог.

Учитель: Пара, которая готова, сомкните руки в ручеек. Посмотри, кто у нас справится быстрее всех. Давайте теперь сделаем проверку(Самая быстрая пара у доски собирает диалог(интерактивное задание) Остальные пары сверяют и сигналят(+ или -)

(слайд10)

Гимнастика для глаз(слайд11 )

Самостоятельная работа.

Учитель: Запишите, пожалуйста, полученный диалог к себе в тетрадочку с обозначением каждой отдельной реплики. Посмотрите сразу на те буквы и знаки, на которые нужно обратить внимание. Что мы должны при письме подчеркнуть зеленым цветом?

Дети называют орфограммы, которые выделяют цветом при письме.

V. Первичное закрепление.

Проверь себя(приложение 3)

Учитель: Итак, ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новую тему.

1.Закончи предложение

«Диалог- это разговор ______ лиц».

2.Укажи запись диалога

1) Лиса роет нору.

2) - Коля, неси кустики!

-Какие кустики?

-Смородины.

3) Вот он гриб-боровик!

И красив он, и велик!

Проверка.(слайд12-13)

Учитель: Поднимите зелёный сигнал те, кто выполнил задание верно; жёлтый- кто справился с частью заданий, красный- кому нужна помощь.

Как вы считаете, как вы сегодня поработали на уроке и поняли тему?

(Творческое задание стр.16. Составьте диалог по рисунку.)

VI. Итоги урока.

Учитель: Ребята, скажите, смогли ли мы достичь цель сегодняшнего урока? Какая у нас была цель?

Что же такое диалог?

Как он обозначается на письме?(слайд14)

VII. Рефлексия

Возьмите в руки сигналы светофора подходящего цвета (зеленый, желтый, красный) и оцените свою работу на уроке.

Возьмите в руки сигналы светофора подходящего цвета (зеленый, желтый, красный) и оцените своё настроение на уроке.

-Спасибо за урок.



Приложение 1

Выделить синим карандашом реплики первого говорящего, и зеленым карандашом второго говорящего так, чтобы получился диалог.


-Кто говорит?

-Носорог!

-Что такое?

-Беда! Беда!


Приложение 2

Составьте диалог из предложений.


Уровень 1


-Куда, Фома, едешь?

-Еду сено косить.

-А на что тебе сено?

-Коровок кормить.


Уровень 2


-Куда, Фома, едешь?

-Еду сено косить.

-А на что тебе сено?

-Коровок кормить.


Приложение 3

1.Закончи предложение

«Диалог- это разговор ______лиц».

2.Укажи запись диалога(обведи цифру с правильным ответом)

1) Лиса роет нору.

2) - Коля, неси кустики!

-Какие кустики?

-Смородины.

3) Вот он гриб-боровик!

И красив он, и велик!