МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ
Конспект урока русского языка
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
в 3 классе
Разработала:
Волченко Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов.
2023/2024 учебный год
Конспект урока русского языка в 3 классе
ТЕМА: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их и доказывать обоснованность своего выбора.
Задачи:
1) формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
2)развивать логику, мышление, умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
3)прививать любовь и интерес к родному языку.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
- формирование осознания смысла своих учебных действий.
Познавательные УУД:
- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
- формировать умение осознавать и формулировать проблему.
Регулятивные УУД:
- развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;
- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков (урок закрепления)
Оборудование: УМК «Школа России», учебник: Русский язык, 3кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение\ Учебник, 2022.-Ч.2, презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
II. Проверка домашнего задания:
- Какие предложения вы составили дома, выполняя упражнение 10? (Ответы детей)
III. Актуализация опорных знаний.
- Запишите в тетрадях (слайд 2):
Четырнадцатое января.
Классная работа.
1. Орфографическая минутка.
- Отгадайте загадку:
Большая железная птица
По небу лазурному мчится,
Внутри ее смелый пилот,
А птицу зовут... (самолёт). (Слайд 3)
Мы будем писать ту букву, у которой в этом слове согласный, твёрдый парный, глухой парный звук, эта буква не первая в слове. (Т)
2. Словарная работа.
- Что вы можете сказать об орфограммах в этом слове? (их несколько, две безударных гласных, парная согласная на конце) (Слайд 4)
- Какие орфограммы можем проверить, а какие нет? (Ответы детей)
-Если орфограмма непроверяемая, что нужно сделать? (Запомнить написание, проверить по словарю, если сомневаешься)
- Давайте составим и запишем словосочетание с этим словарным словом.
3. Аукцион.
- Проведём аукцион. На нашем аукционе представлен лот «Имя существительное». Расскажите, что такое имя существительное и что вы о нём знаете.
IV. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
- Вы очень много рассказали о существительном. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с этой частью речи, повторим и закрепим изученное.
- А зачем нужно обязательно повторять то, что мы уже выучили? (Ответы детей)
- Повторенье - мать учения. Как вы понимаете эту пословицу? Пусть она станет девизом нашего урока.
-Чего вы хотите добиться на этом уроке? (Ответы детей)
-Посмотрите, какое пасмурное небо, солнышка невидно. (Слайд 5)
- Давайте попробуем сотворить чудо. Попробуем прогнать тучки. Но они будут уплывать только, если вы будете правильно выполнять задания и активно работать. После каждого задания мы сможем убрать одну тучку. Хорошо бы в конце урока увидеть прекрасное солнышко и ясное небо.
IV. Первичное закрепление.
1. - Выпишите из предложения только имена существительные (слайд 6):
Всю ночь на улице бушевала метель.
(Слайд 7)
(Взаимопроверка)
- Устно докажите, что вы выписали имена существительные, а не другие части речи.
2. - Все ли орфограммы мы можем проверить в этих словах: учит..л..ница, бер..г, р..бята, г..рох, ш..фёр, в..сток.(Слайд 8)
(Не все, это словарные слова).
- Подумайте, на какие две группы их можно разделить (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Какие существительные являются одушевлёнными? (это люди и животные)
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? Какие существительные являются неодушевлёнными? (это все остальные имена существительные)
- Запишите эти слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.
(Взаимопроверка)
(Слайд 9)
3. - Буратино выполнял такое же задание, как и вы, разделил слова на две группы. Всё ли правильно он выполнил, докажите ( слайд 10):
Одушевленные имена существительные: бабушка, Юля, инженер.
Неодушевленные имена существительные: кошка, телевизор, ручка, пенал, вода. (Ответы детей)
4. Физкультминутка. Игра «Одушевленное-неодушевленное».
- На неодушевленные существительные-поднимаем руки вверх, на одушевленные – руки в стороны.
Футболист, кормушка, цветник, оленёнок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнёздышко, звёздочка, доброта, контролёр, гордость, любовь.
5. Работа с учебником.
Упр.16 (с. 12).
- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение слов.
- Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить.
Почему?
- Поработайте с листами – подсказками и объясните, что они обозначают.
- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти
слова?
- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? (с.12)
- Выполните письменное задание к упражнению. (Нужно выписать только одушевлённые имена существительные) (Взаимопроверка.)
Лист – подсказка:
Царь- тот, кто господствует над всеми, превосходит всех. Око- старая мера веса, приблизительно равная 1,2кг., глаз Уста - рот, губы Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия Престол - трон монарха. Чело - (устар.) лоб. Слуга - человек, посвятивший себя полностью служению кому-чему-нибудь. Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Перст - палец руки. Вершок - старая русская мера длины, равная 4, 4 см Барин - человек, который не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других Кафтан - старинная длиннополая верхняя мужская одежда. Карета - большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах Бурлак - рабочий , который тянет суда бечевой (верёвкой) Ветрило - парус. |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
1. – Образуйте от неодушевлённого имени существительного одушевлённое так, чтобы это была профессия человека, отметьте суффикс, который вы использовали (слайд 11): водопровод, груз, футбол, контроль, перевод. С одним из слов придумайте и запишите предложение. (Взаимопроверка.)
(Слайд 12)
2. Составьте новые имена существительные, используя указанные части слова. Определите, какое имя существительное получилось одушевлённое или нет. (Слайд 13,14)
№ | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Новое слово | Одуш. | Неодуш. |
1. | вертолёт | прикорм | травушка | Водичка | кормушка | - | + |
2. | бег | фонарный | листик | Конь | фонарик | - | + |
3. | подарок | варенье | зима | корень | повар | + | - |
VI. Рефлексия.
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что такое устаревшие слова?
- Достигли ли вы той цели, которую ставили себе в начале урока.
-Дополни предложения (слайд 15):
Сегодня на уроке я понял(а)…
Сегодня мне удалось…
Теперь я могу…
-Вы выполнили все задания и смогли убрать все тучки. Теперь можно полюбоваться красивым небом и солнышком.(Слайд 16)
Выставление отметок за работу.
VII. Домашнее задание
с.13 упр.18, с.12 повторить сведения об именах существительных. (Слайд 17,18)