СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ












Конспект урока русского языка

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

в 3 классе





Разработала:

Волченко Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов.













2023/2024 учебный год



Конспект урока русского языка в 3 классе

ТЕМА: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их и доказывать обоснованность своего выбора.

Задачи:

1) формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

2)развивать логику, мышление, умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

3)прививать любовь и интерес к родному языку.


Формирование универсальных учебных действий:


Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

- формирование осознания смысла своих учебных действий.


Познавательные УУД:

- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

- формировать умение  осознавать и формулировать проблему.


Регулятивные УУД:

- развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока;

- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.


Коммуникативные УУД:

- формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;

- развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.


Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков (урок закрепления)

Оборудование: УМК «Школа России», учебник: Русский язык, 3кл.: Учебник: В 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение\ Учебник, 2022.-Ч.2, презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

II. Проверка домашнего задания:

- Какие предложения вы составили дома, выполняя упражнение 10? (Ответы детей)

III. Актуализация опорных знаний.

- Запишите в тетрадях (слайд 2):

Четырнадцатое января.

Классная работа.

1. Орфографическая минутка.

- Отгадайте загадку:

Большая железная птица
По небу лазурному мчится,
Внутри ее смелый пилот,
А птицу зовут... (самолёт). (Слайд 3)

Мы будем писать ту букву, у которой в этом слове согласный, твёрдый парный, глухой парный звук, эта буква не первая в слове. (Т)

2. Словарная работа.

- Что вы можете сказать об орфограммах в этом слове? (их несколько, две безударных гласных, парная согласная на конце) (Слайд 4)

- Какие орфограммы можем проверить, а какие нет? (Ответы детей)

-Если орфограмма непроверяемая, что нужно сделать? (Запомнить написание, проверить по словарю, если сомневаешься)

- Давайте составим и запишем словосочетание с этим словарным словом.

3. Аукцион.

- Проведём аукцион. На нашем аукционе представлен лот «Имя существительное». Расскажите, что такое имя существительное и что вы о нём знаете.

IV. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

- Вы очень много рассказали о существительном. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с этой частью речи, повторим и закрепим изученное.

- А зачем нужно обязательно повторять то, что мы уже выучили? (Ответы детей)

- Повторенье - мать учения. Как вы понимаете эту пословицу? Пусть она станет девизом нашего урока.

-Чего вы хотите добиться на этом уроке? (Ответы детей)

-Посмотрите, какое пасмурное небо, солнышка невидно. (Слайд 5)

- Давайте попробуем сотворить чудо. Попробуем прогнать тучки. Но они будут уплывать только, если вы будете правильно выполнять задания и активно работать. После каждого задания мы сможем убрать одну тучку. Хорошо бы в конце урока увидеть прекрасное солнышко и ясное небо.

IV. Первичное закрепление.

1. - Выпишите из предложения только имена существительные (слайд 6):

Всю ночь на улице бушевала метель.

(Слайд 7)

(Взаимопроверка)

- Устно докажите, что вы выписали имена существительные, а не другие части речи.

2. - Все ли орфограммы мы можем проверить в этих словах: учит..л..ница, бер..г, р..бята, г..рох, ш..фёр, в..сток.(Слайд 8)

(Не все, это словарные слова).

- Подумайте, на какие две группы их можно разделить (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Какие существительные являются одушевлёнными? (это люди и животные)

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? Какие существительные являются неодушевлёнными? (это все остальные имена существительные)

- Запишите эти слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

(Взаимопроверка)

(Слайд 9)

3. - Буратино выполнял такое же задание, как и вы, разделил слова на две группы. Всё ли правильно он выполнил, докажите ( слайд 10):

Одушевленные имена существительные: бабушка, Юля, инженер.

Неодушевленные имена существительные: кошка, телевизор, ручка, пенал, вода. (Ответы детей)

4. Физкультминутка. Игра «Одушевленное-неодушевленное».

- На неодушевленные существительные-поднимаем руки вверх, на одушевленные – руки в стороны.

Футболист, кормушка, цветник, оленёнок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнёздышко, звёздочка, доброта, контролёр, гордость, любовь.

5. Работа с учебником.

Упр.16 (с. 12).

- Прочитайте слова. Объясните лексическое значение слов.

- Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить.

Почему?

- Поработайте с листами – подсказками и объясните, что они обозначают.

- Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти

слова?

- Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? (с.12)

- Выполните письменное задание к упражнению. (Нужно выписать только одушевлённые имена существительные) (Взаимопроверка.)

Лист – подсказка:

Царь- тот, кто господствует над всеми, превосходит всех.

Око- старая мера веса, приблизительно равная 1,2кг., глаз

Уста - рот, губы

Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия

Престол - трон монарха.

Чело - (устар.) лоб.

Слуга - человек, посвятивший себя полностью служению кому-чему-нибудь.

Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических

колец.

Перст - палец руки.

Вершок - старая русская мера длины, равная 4, 4 см

Барин - человек, который не любит трудиться сам и

предпочитает перекладывать работу на других

Кафтан - старинная длиннополая верхняя мужская одежда.

Карета - большой закрытый четырехколесный конный экипаж на

рессорах

Бурлак - рабочий , который тянет суда бечевой (верёвкой)

Ветрило - парус.




V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

1. – Образуйте от неодушевлённого имени существительного одушевлённое так, чтобы это была профессия человека, отметьте суффикс, который вы использовали (слайд 11): водопровод, груз, футбол, контроль, перевод. С одним из слов придумайте и запишите предложение. (Взаимопроверка.)

(Слайд 12)

2. Составьте новые имена существительные, используя указанные части слова. Определите, какое имя существительное получилось одушевлённое или нет. (Слайд 13,14)

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Одуш.

Неодуш.

1.

вертолёт

прикорм

травушка

Водичка

кормушка

-

+

2.

бег

фонарный

листик

Конь

фонарик

-

+

3.

подарок

варенье

зима

корень

повар

+

-

VI. Рефлексия.

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что такое устаревшие слова?

- Достигли ли вы той цели, которую ставили себе в начале урока.

-Дополни предложения (слайд 15):

Сегодня на уроке я понял(а)…

Сегодня мне удалось…

Теперь я могу…

-Вы выполнили все задания и смогли убрать все тучки. Теперь можно полюбоваться красивым небом и солнышком.(Слайд 16)

Выставление отметок за работу.

VII. Домашнее задание

с.13 упр.18, с.12 повторить сведения об именах существительных. (Слайд 17,18)