СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Окончания глаголов прошедшего времени."

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока русского языка "Окончания глаголов прошедшего времени."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Окончания глаголов прошедшего времени."»

Тема: Окончания глаголов прошедшего времени.

Цель: познакомить учащихся с единым способом действий для правильного выбора рода у одной из форм глаголов.

Планируемые предметные результаты

Рассказывать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Изменять глагол по родам и числам.

Универсальные учебные действия

Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. Выполнять учебные действия.



Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.


Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

2. Словарно-орфографическая работа.

Подбери проверочные слова.



3. Постановка целей и темы урока.

1) Классификация слов

-У нашего друга Антона проблема. Давайте ему поможем.

ИДЁТ, ПРОБЕЖАЛ, ХЛОПНУЛ, СИЖУ, ШУМЕЛИ, ИГРАЕМ

-На какие две группы их можно разделить? Поясните ответ.

(глаголы прош. вр., глаголы настоящего вр.)

2) Повторение изученного о глаголах

-Расскажите, что вы знаете о глаголах прошедшего времени.

(форма прош. вр. глаголов показывает, что действие произошло до момента речи; отвечают на вопросы: что (с)делал? -а-, -о-, -и-?; приметой является суффикс Л; изменяются по числам, а в единств.ч. по родам)

-Расскажите, что вы знаете о глаголах настоящего времени.

(форма настоящего времени глаголов обычно показывает, что действие происходит в момент речи; отвечают на вопросы что делаю?-ешь?-ете?-ем?-ют?-ет?; изменяютс по числам и лицам; в безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма; в окончаниях 2-го лица ед.ч. ШЬ)

3)Работа со схемой

-Информацию об изменениях глаголов я поместила в схему.

4) Сообщение темы урока

-Почему заполнено только два столбца?

-Да, изучение глаголов будущего времени у нас впереди. А как вы считаете, что нам предстоит сегодня?

(Повторить то, что мы узнали о глаголах прош. и наст. времени)

-Правильно, сегодня нам предстоит закрепить изученный на прошлых уроках материал.

ФИЗМИНУТКА



4. Работа по теме урока.

– Как глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

– Это и будет тема нашего урока.

1. Запись на доске.

Дуб зеленел. Липа пахла. Дерево росло. Травы желтели.

– Что общего? Почему решили, что это глаголы прошедшего времени?

– Разберите эти слова по составу:

– Какую одинаковую часть имеют глаголы? Назовите два признака, по которым можно отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего и будущего времени. (Вопросы и суффикс -л-.)

– Как изменяются глаголы в прошедшем времени? По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе?

– Теперь существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественном числе. Выделите окончание (-и). Сделайте вывод.



– Я называю глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Если назову глагол в настоящем времени – приседают девочки. Если будет глагол в будущем времени – приседают мальчики. Услышав глагол в прошедшем времени, приседают все.

Чистил, чистит, вымоет, летали, облетят, лаял, шумел, забежит.

2. Составим вместе таблицу изменений родовых окончаний у глаголов прошедшего времени.

5. Тренировочное упражнение.

1. Прочитайте слова. Составьте классификацию глаголов по самостоятельно найденному признаку.

Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетели.

(Варианты: ед. ч. и мн. ч.; м. р., ср. р., ж. р.)

2. Выполнение упр. 287.

3. Вставьте нужное окончание:

Лампа светил..

Мать говорил..

Варенье кипел..

Солнце светил..

Столб стоял..

Вода кипел..

Суп кипел..

– Почему окончания у глаголов прошедшего времени не называют личными?

4. Диктант.

– Оцените на полях уровень ваших знаний по «Шкале прогноза».

В лесу гулял ветер. Ничто не мешало ему качать серёжки у ольхи. Он подхватил пыльцу. Она летела по всему лесу. Солнце освещало яркие и пушистые цветы. Гудели пчёлы и шмели.

– Найдите глаголы прошедшего времени и определите род.

6. Итог урока. Рефлексия.

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Может быть, у кого-то были затруднения во время выполнения заданий?

-Нарисуйте на снежинке, то настроение, какое у вас сейчас. Поднимите свои снежинки, а я посмотрю.

Снежинки на партах

-Сегодняшний урок я хочу закончить стихами узбекского поэта Сабира Абдулы

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Сабир Абдула

-И мне бы хотелось, чтобы вы все стремились изучать и познавать всё новые и новые тайны русского языка.

-Удачи вам !

Домашнее задание: упр. 297.