Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Итоговая работа
ППК «Социально – эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях ФГОС»
Конспект урока русского языка открытия новых знаний в 3-м классе.
Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Выполнила
Силкина В.В., учитель муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №75 имени Игоря Серова»
2019
Конспект урока русского языка открытия новых знаний в 3-м классе.
Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Цель урока: знакомство с правописанием звука [ы] после звука [ц]».
Формирование универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
2.Регулятивные УУД
Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3.Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме и применение знаний на практике, умение анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
4.Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
Предметные УУД
1.Формирование умения строить выводы написания звука [ы] после звука [ц], применять изученное правило на практике.
2.Развитие интереса к исследовательской деятельности, мыслительных операций: классификации, сравнения, обобщения.
Демонстрационный материал:
1) презентация; 2)картинки;
Раздаточный материал:
1) листы для парной работы; 2) карточки со словами; 3) карточки со стихотворением; 4) карточки с картинками для каждого ученика.
1. Организационный момент.
Ребята, вам нравится путешествовать? Почему?
Ответы детей:
- Потому что можно узнать много интересного во время путешествия.
- Во время путешествия отдыхаешь.
- Можно увидеть много нового.
Давайте сегодня отправимся в увлекательное путешествие в замечательную страну Орфографию. (Слайд 1)
Закрыли глаза.
1,2,3 – мы летим.
Посмотрите, ребята, нас встречает королева этой страны Орфограмма. А вот и её подданные.(Слайд 2)
Орфограммы, орфограммы,
Водят буквы хоровод.
В жизни будет тот успешен
Кто в лицо их узнает.
Критическое мышление детей в действии на 2, 3, 4 этапах работы.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, а вы умеете распознавать орфограммы? Сейчас мы это проверим. Для этого вам надо поработать в парах и выполнить задание
Карточка №1 Вставь пропущенные буквы:
Ж-знь, ч-вство, ш- рма, мотоц- кл, пощ- да, ц- фра, щ-ка, нач-льство, ц- пленок
- Скажите, вы без труда справились с этим заданием? (6слов – без труда) Слайд 3
Возникла проблема при определении гласных после Ц. (КМ)
3. Постановка проблемы.
- Мы не знаем, какие буквы будут стоять после Ц, т.к. не знаем правила
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Ответы детей)
- А для этого, ребята, мы должны с вами наблюдать, анализировать и делать выводы.
Для начала посмотрите на задание №1 и выпишите известные вам буквосочетания. Разделите их на группы. (КМ)
Ответы детей:
- Можно разделить на три группы по названию орфограмм: ча – ща, чу – щу, жи – ши. Пишем эти буквосочетания на доске по одному разу
- Можно разделить на две группы по согласному в этих буквосочетаниях:
1 группа: жи – ши.
2 группа: ча – ща, чу – щу (Слайд 4)
- А к какой группе мы отнесем сочетания с буквой Ц?
Ответы детей:
- К первой группе, потому что Ц – обозначает звук, который всегда твердый?
- Значит после Ц мы должны всегда писать И? (КМ)
Проблема… давайте разберёмся в этом.
4.Знакомство с новым материалом.
Фото вопрос: она может быть космическая, железнодорожная, атомная
(станция) Слайд
Все глядят на середину. Ц*РК, Ц*РКАЧ
В середине – волшебство: Ц*ФРЫ
Там чудак зайчишку вынул. Ц*РКУЛЬ
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали
Кенгуру в футбол играли… (цирк)
Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать,
Десять их, но знаки эти,
Сосчитают все на свете. (цифры)
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь одной ногой,
В центр встал одной ногой
Чтоб не вышел круг кривой. (циркуль)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
(огурцы)
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют
Могут быстро в небо взвиться
Кто же это? Это… (птицы)
Папа у меня – герой,
Ходит в форме с кобурой
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по 02 звоните
Папу моего зовите! (полиция)
Пушистый жёлтенький комок
из скорлупы себя извлёк,
порадовав наседку,
дождавшуюся детку!
(цыпленок)
Аудио-вопрос «цыгане» Слайд
Открывается закрытая доска. Там 3 группы слов.
ц*рк (ц[ы] ркач) птиц* полиц*я ц*гане
ц*фры огурц* станц*я ц*плёнок
мотоц*кл
- Чтобы вы смогли сами открыть правило, её Величество Орфограмма издала для вас указ: «Повелеваю вам работать по плану».
Слайд с алгоритмом!
1. Выяснить в какую часть слова попала орфограмма.
2. Сравнить между собой слова в группах.
3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
4.Создать эталон (правило) о правописании ы и после ц.
Необходимо разобрать слова по составу, проанализировать, в какой части слова есть буквосочетания цы, ци. Сделать вывод.
Слов на доске меньше, чем было загадано. (КМ) Стр.121 в учебнике
- Итак, давайте подведем итог. Так когда же мы пишем Ы, а когда И после Ц?
Буквы Ы, И после Ц
В корнях слов и в словах на -ция И
В окончаниях и корнях слов-исключений Ы
(Слайд 10)
Чтобы удобнее было запомнить слова-исключения, (Слайд 11) лучше записать в тетрадь.
5. Применяем правило на практике.
- Её Величество хочет посмотреть, как вы умеете пользоваться алгоритмом рассуждения.
Групповая работа «Угадай слова по картинкам» (КМ)
Слова записываются с комментированием в 2 столбика
5. Домашнее задание. Проговорить домашнее задание, задачу этой работы (стр.122 правило, работа с предложением)
*На ц_почках приходит в ц_рк ц_ган и начинает танц_.
(предложение с однородными членами) (КМ)
Расскажите, что вы проходили на этом уроке.
6. Рефлексия фишки в тетради!
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Мотивация к учебной деятельности.(2-3 мин.) 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Дети отгадывают букву ц согласный, твердый, глухой Вспомнить и и закрепить каллиграфическое письмо буквы ц Дети прописывают буквы ц Ц в тетради Произносим одинаково, а пишем по – разному. Дети отгадывают загадки Не можем? -Мы не знаем правило. | -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка. Послушайте и отгадайте, с какой буквой сегодня мы будем работать на чистописании. Встречается в ЦЕПИ, ЛИЦЕ, Такая буква …..Ц -Правильно , это буква Ц -Расскажите, какой звук она обозначает -Молодцы! Повторили, а сейчас проведем минутку чистописания. _- Какую цель поставим? Пропишем заглавную, строчную буквы, а на следующей строке сочетание цы ци -Что вы заметили? Правильно, это проблема , но к ней мы вернемся немного позже. -А сейчас послушайте и отгадайте загадки: Он двуногий , но храмой, Чертит лишь одной ногой, В центр встал одной ногой Чтоб не вышел круг кривой. (циркуль) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 2 Все глядят на середину. В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул. Из кармана своего. Там под купол танцовщица. Улетела, как синица. Там собачки танцевали... (Цирк) - Молодцы! (картинка на доске) слайд3 На кормушку к нам зимой Прилетают птицы С жёлтой грудкой пуховой – Шустрые … (Синицы). - Молодцы! (картинка на доске) слайд 4 Сами гнезда они вьют И заливисто поют Могут быстро в небо взвиться Кто же это? Это… (Птицы) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 5 Спортивная..,… ( Секция) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 6 Железнодорожная …(.Станция)7 - Молодцы! (картинка на доске) слайд Чтобы правильно считать, Нужно знаки эти знать, Десять их, но знаки эти, Сосчитают все на свете. (цифры) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 8 Они прилетают каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеют, А всё же голос свой имеют. (скворцы) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 9 Род кустарников, высокое с кистями белых душистых цветков. (Акация) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 10 На доске появляются слова с пропущенными буквами. Слайд 11 Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я, ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я. -Вставьте пропущенные буквы. - Почему? - В чем затруднения? | Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: -формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке. |
| 2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. (3-4 мин.) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 3) фиксация учащимися затруднений. | Дети делят слова на группы. Ц…рк синиц… секц…я Ц…ркуль скворц… акац…я Ц…фра птиц… станц…я | Посмотрите на слова и попробуйте их разделить на группы. Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я, ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я. Проверка. Слайд 12 -Что заметили? -Правильно | Формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые правила. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке, планировать свои действия. |
| 3. Выявление места и причины затруднения.(2мин.) 1) выполняется реконструкция выполненных операций, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют затруднения. | -Вставить пропущенные буквы. -Нет , -Мы не знаем правило | Какое задание вы должны выполнить? Вы можете это сделать Почему возникло затруднение ? | Формирование личностных, коммуникативных, Познавательных УУД. Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
| 4.Построение проекта выхода из затруднения. (7мин.) Устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | - Узнать когда пишется И, а когда Ы после ц -Правописание звука [ы] после звука [ц]. Дети комментируют свои действия. | Какую цель вы поставите перед собой на уроке. Сформулируйте тему урока . Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану. На доске вывешивается план. Слайд 13, 14. 1.Провести анализ предложенных групп слов . Выяснить общее в каждой группе. 2. Сравнить между собой группы слов. 3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4.Создать эталон (правило) о правописании ы и после ц. Прочитайте каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать? Дети комментируют свои действия. | Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных. Познавательных, Коммуникативных |
| 5 Реализация построенного проекта.(7 мин.) На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Дети получают задания на карточках: 1.Прочитайте слова каждого столбика. 2.Сравни их. 3.Попробуй выделить части слова, сделай вывод. 4.Изобрази графически. Ребята, анализируя слова в столбиках, делают вывод, что в корне слова пишется после Ц буква И, в окончании после Ц пишется буква Ы и в словах на -ЦИЯ пишется тоже И Цирк синицы секция Циркуль скворцы акация Цифра птицы станция -Нужно посмотреть в учебнике (чтение правила в учебнике ) - Слова исключения. Дети повторяют правило. Да , смогли. Писать слова с И, Ы после буквы Ц) | - Я предлагаю работать в парах. Если возникнут вопросы, поднимайте руку. Попробуйте выразить это графически Молодцы! На доске появляется вывод: Слайд 15,16 В корне пишем И, в окончании Ы в словах на ция – И Как теперь проверить свое открытие (нужно посмотреть в учебнике) Правило: В корнях слов после ц звук ы обозначается буквой и: цирк, цифра, Исключение составляют слова: Цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках. В окончаниях после ц пишется буква ы огурцы, певицы. В словах на –ция пишется и полиция станция Что еще прочитали нового в учебнике? - Слова исключения. Да, ребята, во многих правилах бывают исключения. Чтобы лучше запомнить эти слова послушайте предложение: Слайд 17 Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц». Давайте, повторим хором. (Картинка) Слайд 18 Сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднение? -Что мы теперь можем делать. | Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5мин.) На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух | Дети выполняют физкультминутку. Дети выполняют задания по по вариантам Каждая группа читает слова, которые выписала. рукавицы Дети еще раз повторяют правило | Физкульминутка Когда вы слышите слова с Ы присесть с И подпрыгнуть Циркуль, цирк, синицы, птицы, секция, цифры, скворцы, станция, акация. -Молодцы, а сейчас применим свои знания на практике. Будем отрабатывать умение правильно определять часть слова, где находится наша орфограмма. Откроем учебник на странице 103 и выполним упражнение №1 Задание: Распределить слова по столбикам. В первый - записать слова с сочетанием ци в корне, во второй - слова исключения, в третий – слова с окончание – ы. Обратить внимание на слова исключения (цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц») Даны слова: Циркач, спицы, куницы, цыпленок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация. 1группа записывает слова с сочетанием ци в корне 2 группа - слова – исключения 3 группа - слова с окончание – ы. 4 группа - выписывают слова, которые не подходят ни в один столбик. (Лишние слова: акация традиция) Проверка. Слайд 19 У кого возникли затруднения? Еще раз повторим правило. | Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
| 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(3 мин.) (индивид. форма работы) Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы. Дети самостоятельно выполняют упражнение. Самопроверка по образцу ( у каждого ребенка образец выполнения упражнения). цИрк синицЫ цИркуль певицЫ цИфра цИрковой цИлиндр птенцЫ скворцЫ улицЫ огурцЫ пальцЫ Дети еще раз повторяют правило написания и ы после ц Дети по выбору, оценивая свои знания по новой теме, выполняют задания. | А мы продолжаем применять свои знания на практике, т.е. закрепляем правило. Выполним упражнение, в задании , которого необходимо обозначить часть слова, в которой пропущена буква. Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы. - Ребята, нужно вставить пропущенные буквы, а чтобы не ошибиться, сначала выделите часть слова , где пропущена буква, а затем вставляйте. Ц…рк синиц… ц..ркуль Певиц… ц…фра ц…рковой Ц..линдр птенц… скворц… Улиц… огурц… пальц -У кого возникли затруднения? Повторить еще раз правило написания и ы после ц -У кого были затруднения, выполняют в тетради упражнение №3 стр.34 Соединить слова с буквой , которая пропущена Ц…фры | | Ц..ркач | Ц…ферблат | ы | Ц…клон | Ц…линдр | | Молодц.. | На ц…почках | и | Пальц.. | Ц..ган | | Акац..я | У кого затруднений не было упражнение № 2 страница 34 проверка Записать к каждому слову – исключению несколько родственных слов Цыган Цыпленок | |
| 8. Включение в систему знаний и повторение.(8мин.) На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. | Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы. Ц…пленок в ц…рке выступал Играл он на ц…мбалах На мотоц…кле разъезжал И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где и, а где же ы. Самопроверка по образцу Дети записывают предложений под диктовку. | Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с цы или ци? Правильно, сейчас мы потренируемся уже в более усложненном задании. Послушайте стихотворение: Цыпленок в цирке выступал Играл он на цимбалах На мотоцикле разъезжал И цифр он знал немало Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где и, а где же ы. Ребята, какое незнакомое слово встретилось в стихотворении? Цимбала Посмотрите на картинку и послушайте. Слайд 20 Цимбала - это струнный инструмент. Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы. Ц…пленок в ц…рке выступал Играл он на ц…мбалах На мотоц…кле разъезжал И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Моковь и огурц… И только одного не знал Где и, а где же ы. И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где и , а где ы. Проверка Слайд 21. У кого не было затруднений? Молодцы, тогда вы готовы выполнить следующее задание. Покажите, как вы научились на уроке писать слова с ЦЫ и ЦИ. Запись предложений под диктовку: Замолкли лесные певцы. Затрепетали под дождем листья акации. Прижались к земле длинные стебли нарциссов. Дождь рисовал циркулем круги на лужах. | Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
| 9.Рефлексия. (3мин.) самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Дети оценивают свою работу на уроке. | Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли достичь цели? Кто из вас сам смог открыть новое знание? Кто встретил трудности? В чем? Почему? -Оцените свою работу 1.Я все понял, но есть вопросы. 2.Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я все понял, могу работать, объяснять другим. Что будете делать дома? (учить правило, еще раз потренироваться в написании слов с ци цы) Для 1 и 2 групп упражнение 2 стр. 103 У кого 3 группа упражнение 3 стр.103. -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. Урок окончен. | |
ХОД УРОКА
Орг. момент
- Хлопки, настраивающие детей на урок, мобилизующие внимание (учитель хлопает в разном темпе, дети повторяют).
- «Здравствуй!»- говорим мы человеку.
«Здравствуй!»- улыбнётся он в ответ.
И, наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровья хватит на сто лет!
Давайте пожелаем друг другу здоровья и произведём массаж «точек здоровья» (точка императора, точка бодрости, точка внимания, рыцарская точка…)
II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока)
Доска: Двадцать шестое февраля
Классная работа
– Ребята, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков (двадцать)
– Почему звуков меньше?
– Найдите в этом слове согласный звук, глухой непарный ([ц])
- Что вы ещё о нём знаете? (он твердый непарный)
- В каких словах вы встречали этот звук?
III. Словарная работа
Учитель произносит слова из словаря учебника. Дети говорят слово во множественном числе, изображая определённым положением пальцев рук гласные звуки (абзац-…абзацы, заяц-…, колодец-…, курица-…, отец-…, столица-…, улица-…).
-Что особенного заметили в звучании вами образованных слов?
IV. Изучение нового материала
– Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите стихотворение. Оно забавное, но отражает суть сегодняшнего урока.
Прочитайте.
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал,
И ц_фр он знал немало.
– Попробуйте сформулировать тему урока…
Вы видите, буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»? (полиция, цирк, огурцы, нарцисс, операция, Курицын).
– Звук ([ы]).
– Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (смотрим на экран).
1 столбик 2 столбик
цирк цыплёнок
цифровой сестрицын
лекция птицы
Вывод: звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы». Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб. тетради).
Запишите слова в тетрадь.
Работа в парах.
– Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)
– А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).
– Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.
Поработайте исследователями, поищите слова на «ция» в орфографическом словаре (овация, милиция, иллюстрация…)
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)
– Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)
– Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).
– Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
- Предложите способ запоминания этих слов (выслушиваются ответы детей).
Упражнение 353.
«Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»
-Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение. Отметьте во всех словах орфограммы. Какие из них вы можете объяснить?
- Инсценируйте записанное предложение. Придумайте к нему ещё несколько заданий. Выполните их дома.
– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)
– Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»? Попробуйте вывести правило.
– Сверим ваш ответ с учебником. Прочитайте правило на странице 39.
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц». При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица.
Постарайтесь сформулировать правило.
А) Мальчики расскажите так, чтобы правило понял Вася, которого сегодня нет в школе.
Б) Девочки расскажите так, чтобы понял любой второклассник.
Составьте по этой схеме (стр.40) правило «Правописание и, ы после ц».
...ц (ы) цыган
...ци... цыплёнок
-ция ...цын цыпочки
цыц
цыкать
Какая схема показалась вам проще и понятнее? Почему?
Дома поработайте с текстом упражнения 356. Обсудите два варианта правила. Есть ли среди них верное? Докажите.
5. Самостоятельная работа.
На экране слова: поц…луй, ц…на, ц…почка. Решите орфографическую задачу. Сделайте вывод.
6. Закрепление изученного.
У каждого на столах карточки со словами. Дети дают образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель помогает.
1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием).
Спицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыганка, авиация, куцый.
2) Упражнение 351. Списывание с заданием: обведите кружочком те буквы, на месте которых вы бы оставили «окошечки».
3) Самостоятельная работа.
-Теперь вы смело можете вставить буквы в стихотворение, с которого мы начали урок (взаимопроверка)
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал,
И ц_фр он знал немало.
- Дайте лексическое значение слова цимбалы (это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками)
- Придумайте ещё задание к этому упражнению.
4) Индивидуальное задание (для тех, кто быстро и правильно выполнил предыдущее упражнение)
Лекц_я, ц_ркуль, умниц_-разумниц_,пловц_, больниц_, ц_плёночек. Составить с данными словами предложение или словосочетание.
5) Коллективная работа. Задание: списать, поставить над словами знак «+» с новой изученной орфограммой. Объяснить орфограмму.
Белолицый цыган продавал акации у центрального рынка.
6) Самостоятельная работа
Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)
Буква «И» – синий цвет,
буква «Ы» – зелёный цвет,
буква «Е» – красный цвет
1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить 6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на ц_почках 9. ц_фра
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами ставят оценку:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.
Доска (ответ в цветах):
6. Домашнее задание.
-Придумать несколько вариантов запоминания слов- исключений.
-Упражнение 356 (устно), 357(пис.).
-Повторить правило написания букв Ы и И после Ц.
7. Подведение итогов.
Расскажите, почему вы довольны своей работой?
Что сегодня удалось?
Закончите фразу: теперь я умею...
Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?
Какую тему мы изучали?
В каких случаях мы пишем «и» после «ц»?
Когда пишем «ы»?
Назовите слова-исключения.
Молодцы!
Коврик из соломы.
Общее название лимонов, апельсинов, мандаринов.
Чертёжный инструмент для проведения окружностей.
Значок, обозначающий число.
Наука о лечении.
Основной закон государства.
Точная выдержка из какого-либо текста.
Защитный покров черепахи.
Систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.