СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме:"Дательный падеж имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся устанавливать признаки дательного падежа имен существительных, отрабатывают умения определять изученные падежи имен существительных в тексте..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме:"Дательный падеж имен существительных"»

РУССКИЙ ЯЗЫК

(4 класс, ОС «ШКОЛА 2100»)

Тема: Дательный падеж

Цели урока:

  • развивать умения устанавливать признаки дательного падежа, углублять знания о правилах употребления дательного падежа в речи;

  • отрабатывать умения определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте;

  • продолжить работу над пополнением активного словарного запаса обучающихся


Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.



1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

(Записывается дата)


2. Проверка домашнего задания.

1) Определение падежей имён существительных.

2) Проверка вставленных букв с помощью сигнальных карточек.


3. Минутка чистописания. (Предлоги к и по Д.п.)

(К нашей минутке чистописания мы с вами вернемся чуть позже, а сейчас «Языковая разминка»)


4. Языковая разминка.

1) Запись под диктовку с обозначением орфограмм.

У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.

– Сколько разных орфограмм в предложении? (7.)

2) Синтаксический разбор и выписывание словосочетаний.

3) Определить падежи всех имён существительных.


Расшифруйте следующую запись:


II. Формулирование проблемы.


Используется мотивирующий приём.

– Мы сегодня ознакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина, сказал:

«Такой падеж…я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю».


– С каким падежом будем знакомиться? (Правильно, речь пойдет о дательном падеже.)


– Давайте составим план урока.


III. Открытие новых знаний.

1. «Что мы знаем о дательном падеже».

– Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

(Ученик заполняет на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово)

2. Работа на интерактивной доске (на слайде представлено предложение).

– Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги.

Туристы шли … реке … лесу (к, по).

– Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополните вашу таблицу предлогами.

– А теперь вернемся к нашей минутке чистописания.

– Как же связана тема нашего урока с минуткой чистописания? (Предлоги к и по Д.п.)

3. Работа с таблицей в учебнике.

а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на с. 127 после упр. 145.

– Есть ли отличия?

– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите примеры.


б) Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п.

– Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п.


– Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги?

– Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потянулись – отдохнем,

Встанем – глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.



4. История названия «дательный» падеж.

Упр. 144.

– Просмотрите текст этого упражнения, не читая его.

– Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения?

– Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши

предположения? Что нового узнали из текста?

– С каким словом тесно связано название «дательный»?

– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

Дательный назвал! (Т. Рик)


Работа со словом щедрый в толковом словаре.

IV. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

Упр. 145.

Первые два словосочетания записываются на доске, остальные – с комментированием и самостоятельно.

– Какие окончания бывают у имён существительных в дательном падеже?

Самостоятельное составление и запись предложений с однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают предложения, соответствующие ей.


2. Игра «Кто получил подарки?».

– Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже. Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. (Подарки получили крокодил, бегемотики, кошка и мартышки.)

– А теперь проверим, кто самый внимательный. Назовите, какие подарки получили звери.

– В каких падежах стоят эти существительные?


3. Упр. 147 – развивается умение определять изученные падежи имён существительных.

Выполняется по заданию. Проверка коллективная.



V. Итог урока.



– С каким падежом знакомились на уроке? (С дательным падежом)


–Что нового узнали о дательном падеже? (На какие вопросы отвечают существительные в Д.п.? С какими предлогами могут употребляться?


–Прочитайте скороговорку (интерактивная доска).

Простоквашу дали Клаше,

Недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

– В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п. Так ли это? (Да.)

– Над существительными появляются названия падежей. (Простоквашу – В.п., Клаше – Д.п., Клаша – И.п., простокваши – Р.п., каши – Р.п.)


– Довольны ли вы своей работой сегодня на уроке?

–Что у вас получалось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?


VI. Домашнее задание.

Упр. 5, с. 135–136.



5