1. «Что мы знаем о дательном падеже». – Расскажите, что вы знаете о дательном падеже. (Ученик заполняет на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово) 2. Работа на интерактивной доске (на слайде представлено предложение). – Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги. Туристы шли … реке … лесу (к, по). – Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополните вашу таблицу предлогами. – А теперь вернемся к нашей минутке чистописания. – Как же связана тема нашего урока с минуткой чистописания? (Предлоги к и по Д.п.) 3. Работа с таблицей в учебнике. а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на с. 127 после упр. 145. – Есть ли отличия? – Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите примеры. б) Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п. – Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п. – Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги? – Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Потянулись – отдохнем, Встанем – глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили. 4. История названия «дательный» падеж. Упр. 144. – Просмотрите текст этого упражнения, не читая его. – Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения? – Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши предположения? Что нового узнали из текста? – С каким словом тесно связано название «дательный»? – Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт. Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным Дательный назвал! (Т. Рик) Работа со словом щедрый в толковом словаре. |