СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме «Деепричастие как форма глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать учащимся представление о деепричастии как форме глагола.

 

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. Способствовать формированию умения отличать деепричастия от наречий и глаголов;
  2. Содействовать формированию умения отличать деепричастия от причастий;
  3. Содействовать формированию умения находить деепричастия в тексте.
  1. Воспитательные:

1)  Содействовать воспитанию хорошей манеры поведения, уважение к старшим через внимательное слушание.

  1. Воспитывать у школьников аккуратность в оформлении письменных работ.

     3)  Формировать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся во время выполнения заданий.

3. Развивающие:

            1) Совершенствовать умение давать полный, развернутый ответ по предмету;

            2) Способствовать развитию навыков самостоятельной работы школьников с помощью письменных индивидуальных работ;

            3) Развивать зрительную память через использование слайд-презентации.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Деепричастие как форма глагола»»

Конспект урока русского языка

по теме «Деепричастие как форма глагола»

Учителя русского языка и литературы

Кузнецовой ЛарисыЛеонидовны



Тип урока: урок изучения нового материала.


Цель урока: дать учащимся представление о деепричастии как форме глагола.


Задачи:

  1. Обучающие:

  1. Способствовать формированию умения отличать деепричастия от наречий и глаголов;

  2. Содействовать формированию умения отличать деепричастия от причастий;

  3. Содействовать формированию умения находить деепричастия в тексте.

  1. Воспитательные:

1) Содействовать воспитанию хорошей манеры поведения, уважение к старшим через внимательное слушание.

  1. Воспитывать у школьников аккуратность в оформлении письменных работ.

3) Формировать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся во время выполнения заданий.

3. Развивающие:

1) Совершенствовать умение давать полный, развернутый ответ по предмету;

2) Способствовать развитию навыков самостоятельной работы школьников с помощью письменных индивидуальных работ;

3) Развивать зрительную память через использование слайд-презентации.


Оборудование: слайд-презентация, учебник, телевизор.


Список литературы:

  • учебник (Русский язык, 6 класс, Часть 2 - Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О.).



План и хронометраж урока


Этапы урока:

Методы и приемы

Хронометраж:

Организационный

Метод: слово учителя. Прием: приветственное.

2 мин

Целеполагание

Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктивное.

3 мин

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктивное.

22 мин

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Метод: слово учителя. Прием: инструктивное.

5 мин

Рефлексия

Метод: беседа. Прием: обобщающая.

6 мин

Домашнее задание

Метод: слово учителя. Прием: инструктивное.

2 мин




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

Метод: слово учителя. Прием: приветственное.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по планете Морфология, а именно в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Готовы?

Слушание, рефлексивное

Образец ответа:

Да, готовы.


Целеполагание

Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктивное.

Отлично. Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока: Деепричастие как форма глагола.


В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И поговорим о деепричастии.

Слушание, рефлексивное

Образец записи:

Шестнадцатое февраля

Классная работа

Деепричастие как форма глагола



Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктивное.

Для начала давайте посмотрим с вами небольшой мультфильм о деепричастии, чтобы погрузиться в наше путешествие.

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо.

Письмо Деепричастия

Загадку эту отгадать совсем несложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,

Я по значению похоже на глагол!

Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме.

Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века.

Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид, возвратность. Матери же у нас разные. У Причастия мать Прилагательное, свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.

Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав?


Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».

Первая наша остановка на станции «Разминочная».

Обратите внимание на слайд, найдите лишнее слово в каждом ряду.


Молодцы! Вы справились с заданием и наш поезд движется дальше.


мы убедились, что деепричастие - необыкновенная часть речи. Основные сведения о ней узнаем, совершив остановку на станции «Теоретическая».

Известный лингвист А.М. Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.

Слушание, рефлексивное












































Устные фронтальные ответы учащихся

Образец ответа:

1.Восхищаясь.

2.Любуясь.

3.Гуляя.

4.Воплотив.


Видеоролик








































Слайд № 1


1.ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;


2.БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;


3.ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;


4.ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Метод: слово учителя. Прием: инструктивное.

Совершив путешествие по стране, возвращаемся на планету Морфология. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель. Для этого нам нужно отличить деепричастия от других частей речи. Если я называю деепричастие, вы хлопаете в ладоши. Если же другую часть речи, топаете ногами.

Готовы?

Тогда начинаем:

Приезжавшие, уезжая, отдыхать, ушедший, миновав, играя, плывущий, открывая, открыть, открывшийся, удивляя, изумлять.

Слушание, рефлексивное









Образец ответа:

Да, готовы.

Приезжавшие (ноги), уезжая (ладоши), отдыхать (ноги), ушедший (ноги), миновав (ладоши), играя (ладоши), плывущий (ноги), открывая (ладоши), открыть (ноги), открывшийся (ноги), удивляя (ладоши), изумлять (ноги).


Рефлексия

Метод: беседа. Прием: обобщающая.

Осталось совершить последнюю остановку на станции «Итоговая» и подвести итоги нашего путешествия.

1.Дайте определение деепричастию.

2.Кто является родителями деепричастия?

3.Чем деепричастие отличается от причастия?

4.Что объединяет деепричастие с наречием?


Запишите себе в тетрадь определение деепричастия, указанного на странице 112, а также вопросы, на которые отвечают деепричастия.















Замечательно. Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Деепричастий. Остались ли у вас какие-то вопросы?

Слушание, рефлексивное


Устные фронтальные ответы учащихся

Образец ответа:

1.Деепричастие-это неизменяемая форма глагола, отвечающая на вопросы что делая? Или что сделав? И обозначающая добавочное действие к главному.

2.Родители деепричастия-глагол и наречие.

3.У причастия и деепричастия разные матери: у причастия-прилагательное, а у деепричастия-наречие. Причастие отвечает на вопросы какой? Что сделанный?, а деепричастие-что делая? Что сделав?

4.С наречием деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, деепричастие откликается на вопросы наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.







Вопросов не осталось.



Домашнее задание

Метод: слово учителя. Прием: инструктивное.

Запишите домашнее задание к следующему уроку. Вам необходимо прочитать и запомнить теорию по деепричастию на странице 112, а также письменно выполнить упражнение 11, на странице 116: восстановить текст, вставляя слова из рамки. Задание понятно?

Тогда всем спасибо за урок, все свободны.

Слушание, рефлексивное







Образец ответа:

Да, понятно.