Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктивное. Для начала давайте посмотрим с вами небольшой мультфильм о деепричастии, чтобы погрузиться в наше путешествие. Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо. Письмо Деепричастия Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид, возвратность. Матери же у нас разные. У Причастия мать Прилагательное, свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав? Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе. Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие». Первая наша остановка на станции «Разминочная». Обратите внимание на слайд, найдите лишнее слово в каждом ряду. Молодцы! Вы справились с заданием и наш поезд движется дальше. мы убедились, что деепричастие - необыкновенная часть речи. Основные сведения о ней узнаем, совершив остановку на станции «Теоретическая». Известный лингвист А.М. Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие. Я часть речи непростая, И меня не каждый знает. Добавляю к действию Очень часто к месту я. Если кто-то засыпает, Обязательно зевая. Ну, а двойку получая, Ученик (увы!) рыдает. У меня есть друг глагол, И к нему я прикреплен, Но при этом непременно Запятыми окружен. Сколько действий можно сразу Просто взять и спрессовать! Это же элементарно! Только нужно много знать «Прыгая, играем, пляшем; Лежа, пишем и едим; Напевая что-то, красим И на корточках сидим». Не глагол, а что-то вроде, Действую отчасти я, Эксклюзив в каком-то роде. Я – деепричастие. | Слушание, рефлексивное Устные фронтальные ответы учащихся Образец ответа: 1.Восхищаясь. 2.Любуясь. 3.Гуляя. 4.Воплотив. | Видеоролик Слайд № 1 1.ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ; 2.БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ; 3.ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ; 4.ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Метод: слово учителя. Прием: инструктивное. Совершив путешествие по стране, возвращаемся на планету Морфология. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель. Для этого нам нужно отличить деепричастия от других частей речи. Если я называю деепричастие, вы хлопаете в ладоши. Если же другую часть речи, топаете ногами. Готовы? Тогда начинаем: Приезжавшие, уезжая, отдыхать, ушедший, миновав, играя, плывущий, открывая, открыть, открывшийся, удивляя, изумлять. | Слушание, рефлексивное Образец ответа: Да, готовы. Приезжавшие (ноги), уезжая (ладоши), отдыхать (ноги), ушедший (ноги), миновав (ладоши), играя (ладоши), плывущий (ноги), открывая (ладоши), открыть (ноги), открывшийся (ноги), удивляя (ладоши), изумлять (ноги). | |
Рефлексия | Метод: беседа. Прием: обобщающая. Осталось совершить последнюю остановку на станции «Итоговая» и подвести итоги нашего путешествия. 1.Дайте определение деепричастию. 2.Кто является родителями деепричастия? 3.Чем деепричастие отличается от причастия? 4.Что объединяет деепричастие с наречием? Запишите себе в тетрадь определение деепричастия, указанного на странице 112, а также вопросы, на которые отвечают деепричастия. Замечательно. Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Деепричастий. Остались ли у вас какие-то вопросы? | Слушание, рефлексивное Устные фронтальные ответы учащихся Образец ответа: 1.Деепричастие-это неизменяемая форма глагола, отвечающая на вопросы что делая? Или что сделав? И обозначающая добавочное действие к главному. 2.Родители деепричастия-глагол и наречие. 3.У причастия и деепричастия разные матери: у причастия-прилагательное, а у деепричастия-наречие. Причастие отвечает на вопросы какой? Что сделанный?, а деепричастие-что делая? Что сделав? 4.С наречием деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, деепричастие откликается на вопросы наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Вопросов не осталось. | |