СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола»»

Конспект урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» 3 класс.


Цель: умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные:

Регулятивные

- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;

- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;

- формировать умение прогнозировать.

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.

Коммуникативные

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

- определять начальную форму глаголов;

- ставить глаголы в неопределенную форму.


Ход урока:

I. Вхождение в урок. - День хороший наступил

Солнце светит нам с утра

И природа оживает

Всех будить уже пора.

- Мы с вами вовремя проснулись и я рада вновь видеть ваши глазки. Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.

- С каким настроением вы пришли на урок? Желаю сохранить его до конца дня.

- Чего ждете от нашего урока?


II. Подготовка к восприятию нового.

- Выполните математическое действие, и вы поймете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.

ГЛИ – И + АРО – РО + ГУН – УН + ОЛ = ГЛАГОЛ


III. Актуализация знаний о глаголе.

- Что вы знаете о глаголах? Помогите «говорящей» букве Г, которой мы обозначаем глагол Г - отвечает на вопросы: ….;

Г - обозначает … ;

Г - изменяется по … ;

- Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени ?

- Все ли мы уже знаем о глаголе?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать,

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

- Желаю успехов в открытии новых знаний!

- Прочитайте написанные на доске слова: Выкопал, выдержал, угрожают, решить, зашагает, стемнеет, бегут, беречь, привезти.

- Найдите в них общее. (глаголы, все слова имеют безударную гласную.)

- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время.)

- Распределите данные слова по временам.(3 ученика у доски)

п.в. н.в. б.в.

- Проверяем (сигн.карточки, убираю глаголы)

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Встаньте те, кто смог эти глаголы распределить по столбикам.

- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Почему разные ответы? (не смогли правильно определить время глагола)

–В чём наше затруднение? (Мы не знаем, что это за форма глаголы). 

- Какую цель поставим? (Узнать,  что  это  за  форма  глагола  и  ее  отличительные  черты)

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?


V. Изучение нового материала.

-Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.)

-Число? (Число также нельзя определить.)

-Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

-А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

-Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)

-Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (вопросами)

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Что делать, что сделать.)

-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? ( Имеют суффиксы: -ти, -ть и – чь.)

- Мы получили план, по которому можно все рассказать о неопр. форме.

- Кто попробует сделать это ?


VI. Первичное закрепление.

- Молодцы! Как мы можем себя проверить?  учебнике).
- Прочитайте правило на стр. 72. Такие глаголы имеют 3 названия

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола


Инфинитив

- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово "неопределённый".)

- Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Какой следующий шаг нашей работы?  (Повторить  знания,  проговаривая  правило).
- Упр.132, читаем задание. Первые 8 слов с комментированием (рисовать, глагол отвечает на вопрос что делать?,суффикс –ть и т.д.)
-Оставшиеся слова распределите по столбикам сам-но. 

Что делать? Что сделать?

рисовать прочитать

учиться рассказать

одевать поехать

узнавать прилететь

дружить обидеть

хвалить объяснить

показывать разделить

складывать запеть

-Проверяем. Какие слова записали в 1 столбик? (сигн.карточки)
-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения? 
-У кого возникли затруднения? Почему?

- Давайте вспомним цель нашего урока. (Узнать все  о  неопределенной  форме  глагола). 

- Смогли мы достичь цели? (Да). 

-Сможем мы теперь найти глаголы в неопределенной форме? 
-Наберёмся сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями.


VII. Физкультминутка.

- Отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения, соответствующие этим глаголам.

-Встаньте. Руки на пояс. Наклоните туловище вперед, назад, вправо, влево, прямо. Закройте глаза. С закрытыми глазами наклоните голову вперед, назад, вправо, влево, прямо. Откройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Сесть.

- А теперь попробуйте перечислить все глаголы, которые я называла.

- Кто был самый внимательный, какой глагол в неопределенной форме я называла? (сесть)

– Докажите.

- Работаем в группах. Дети выполняют задание на листочках. Проверяем сигн. карточками через документ-камеру.


VIII. Самостоятельная работа.

- Какой следующий этап урока?  (Проверить  знания  самостоятельно). 

- Выполним самостоятельную работу. (Слайд ): живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.
-Будьте внимательнее и не торопитесь.
Проверка самостоятельной работы.

- Поставьте плюс на строке, если эту пару слов вы записали правильно и минус, если есть ошибка.

-Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.

- У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5.

- Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?


IX. Подведение итогов. Рефлексия.

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? 

- Где нам могут пригодиться эти знания? 
-С какой новой формой глагола познакомились? (Неопределенной..) 
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем (Отвечает на вопросы чтоделать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти и -чь) 
-Какая была тема урока? (Неопределенная форма глагола.)
-Какая была цель? (Научиться отличать неопределенную форму глагола.) 
-Какие были трудности? 

-Справились мы с затруднением? (Да)





-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

-У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? Покажите свои отметки, положите в дневник.


X. Домашнее задание.

-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.139, если у вас возникали затруднения выполните упр.134.

- Прочитайте стихотворение С. Островского и назовите глаголы неопределенной формы.

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И помышляя о чуде

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

- Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении?

- Почему автор хотел бы подарить солнышко людям?


Вывод: Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Заботливые люди всегда добры, они любят других, готовы помочь им и согреть их своим душевным теплом. Я желаю вам всегда сиять и светить .

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.