Конспект урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола» 3 класс.
Цель: умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные:
Регулятивные
- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;
- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умение прогнозировать.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.
Коммуникативные
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- определять начальную форму глаголов;
- ставить глаголы в неопределенную форму.
Ход урока:
I. Вхождение в урок. - День хороший наступил
Солнце светит нам с утра
И природа оживает
Всех будить уже пора.
- Мы с вами вовремя проснулись и я рада вновь видеть ваши глазки. Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.
- С каким настроением вы пришли на урок? Желаю сохранить его до конца дня.
- Чего ждете от нашего урока?
II. Подготовка к восприятию нового.
- Выполните математическое действие, и вы поймете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
ГЛИ – И + АРО – РО + ГУН – УН + ОЛ = ГЛАГОЛ
III. Актуализация знаний о глаголе.
- Что вы знаете о глаголах? Помогите «говорящей» букве Г, которой мы обозначаем глагол Г - отвечает на вопросы: ….;
Г - обозначает … ;
Г - изменяется по … ;
- Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени ?
- Все ли мы уже знаем о глаголе?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем проблему решать,
Знания новые открывать,
Научимся смело их применять,
Задания сможем легко выполнять.
- Желаю успехов в открытии новых знаний!
- Прочитайте написанные на доске слова: Выкопал, выдержал, угрожают, решить, зашагает, стемнеет, бегут, беречь, привезти.
- Найдите в них общее. (глаголы, все слова имеют безударную гласную.)
- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время.)
- Распределите данные слова по временам.(3 ученика у доски)
п.в. н.в. б.в.
- Проверяем (сигн.карточки, убираю глаголы)
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Встаньте те, кто смог эти глаголы распределить по столбикам.
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Почему разные ответы? (не смогли правильно определить время глагола)
–В чём наше затруднение? (Мы не знаем, что это за форма глаголы).
- Какую цель поставим? (Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты)
- А где мы можем узнать о новой форме глагола?
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
V. Изучение нового материала.
-Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.)
-Число? (Число также нельзя определить.)
-Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
-А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
-Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)
-Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (вопросами)
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Что делать, что сделать.)
-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? ( Имеют суффиксы: -ти, -ть и – чь.)
- Мы получили план, по которому можно все рассказать о неопр. форме.
- Кто попробует сделать это ?
VI. Первичное закрепление.
- Молодцы! Как мы можем себя проверить? (В учебнике).
- Прочитайте правило на стр. 72. Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово "неопределённый".)
- Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Какой следующий шаг нашей работы? (Повторить знания, проговаривая правило).
- Упр.132, читаем задание. Первые 8 слов с комментированием (рисовать, глагол отвечает на вопрос что делать?,суффикс –ть и т.д.)
-Оставшиеся слова распределите по столбикам сам-но.
Что делать? Что сделать?
рисовать прочитать
учиться рассказать
одевать поехать
узнавать прилететь
дружить обидеть
хвалить объяснить
показывать разделить
складывать запеть
-Проверяем. Какие слова записали в 1 столбик? (сигн.карточки)
-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?
-У кого возникли затруднения? Почему?
- Давайте вспомним цель нашего урока. (Узнать все о неопределенной форме глагола).
- Смогли мы достичь цели? (Да).
-Сможем мы теперь найти глаголы в неопределенной форме?
-Наберёмся сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями.
VII. Физкультминутка.
- Отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения, соответствующие этим глаголам.
-Встаньте. Руки на пояс. Наклоните туловище вперед, назад, вправо, влево, прямо. Закройте глаза. С закрытыми глазами наклоните голову вперед, назад, вправо, влево, прямо. Откройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Сесть.
- А теперь попробуйте перечислить все глаголы, которые я называла.
- Кто был самый внимательный, какой глагол в неопределенной форме я называла? (сесть)
– Докажите.
- Работаем в группах. Дети выполняют задание на листочках. Проверяем сигн. карточками через документ-камеру.
VIII. Самостоятельная работа.
- Какой следующий этап урока? (Проверить знания самостоятельно).
- Выполним самостоятельную работу. (Слайд ): живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.
-Будьте внимательнее и не торопитесь.
Проверка самостоятельной работы.
- Поставьте плюс на строке, если эту пару слов вы записали правильно и минус, если есть ошибка.
-Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.
- У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5.
- Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
- Где нам могут пригодиться эти знания?
-С какой новой формой глагола познакомились? (Неопределенной..)
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем (Отвечает на вопросы чтоделать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти и -чь)
-Какая была тема урока? (Неопределенная форма глагола.)
-Какая была цель? (Научиться отличать неопределенную форму глагола.)
-Какие были трудности?
-Справились мы с затруднением? (Да)
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.
-У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? Покажите свои отметки, положите в дневник.
X. Домашнее задание.
-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.139, если у вас возникали затруднения выполните упр.134.
- Прочитайте стихотворение С. Островского и назовите глаголы неопределенной формы.
В жизни по – разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И помышляя о чуде
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
- Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении?
- Почему автор хотел бы подарить солнышко людям?
Вывод: Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Заботливые люди всегда добры, они любят других, готовы помочь им и согреть их своим душевным теплом. Я желаю вам всегда сиять и светить .
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.