13.01.17г Русский язык 9 класс
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным места
Цель урока: познакомить учащихся с новым видом придаточных, систематизируя знания по СПП; обеспечить усвоение темы «СПП с придаточными места», обобщить и систематизировать знания о ССП и СПП с разными видами придаточных, выявить общее и различное между ними; воспитание любви к природе.
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
- Опрос уч-ся.
- Индивидуальная работа со слабыми учащимися (тестовые задания):
Синтаксическая пятиминутка на повторение
Я знаю, что сбор макулатуры сохраняет леса.
Работа по новой теме
-Мы разобрали СПП с придаточным изъяснительным.
-Какие виды придаточных вы ещё знаете?
Посмотрите на доску и прочитайте предложение.
Дети отправились туда, где их ждали родители.
Найдите главное и придаточное предл-я. Поставьте вопрос.
-Ребята, о каких предложениях мы будем говорить сегодня?.
Запись темы:
Сложноподчинённые предложения с придаточным места.
а) Запись предложения:
Природа благоухает там, где человек заботится о ней.
-Вы, ребята, должны самостоятельно доказать, что это СПП с придаточным места. (работа в группах)
б) Запись схемы учащимися на доске:
[…+указат. слова там ,туда, оттуда ], ( союзные слова где, куда, откуда…)
и разбор записанного до этого предложения.
в) Учащиеся делают вывод: придаточные места могут стоять перед главным, после главного предложения, могут разрывать главное предложение.
-Какие союзные слова «работают» в придаточных места? (где? куда? откуда?)
Закрепление изученного.
1. Пред нами стелется равнина, где ели изредка взошли.
2. Там, где кромка леса почти сливалась с вечерним небом, стояла отрадная тишина.
3. Я не знаю, где граница между севером и югом.
-Что общего между предложениями? (союзное слово где )
-Запись предложений по рядам, определение видов придаточных.
(1-придаточное определительное, 2-придаточное места, 3-придаточное изъяснительное)
Итак, какой вывод можем сделать?
Вывод (уч-ся): Одни и те же союзные слова- наречия и местоимения - и союзы присоединяют к главному разные виды придаточных. Значит, вид придаточного только по союзу или союзному слову определить нельзя, определяем, главным образом, по вопросу.
Подготовка к ОГЭ. Задание №13.
Итоги урока. Рефлексия.
- Я думаю, ребята, что сегодня на уроке русского языка вы расширили свои знания о СПП с придаточными обстоятельственными.
Подвести итоги урока; отметить наиболее отличившихся учеников.
Сообщение оценок за урок
Домашнее задание
§ 18, упр 153