I. Работа над новой темой. (слайд 2) Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабрь все люди провожают старый год и встречают Новый год. Прочитайте с экрана запись. Что прочитали? (Текст) Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре) Приятно и понятно вам было читать этот текст? (Нескладно звучат второе и третье предложения) С чем вы не согласны? (Во втором и третьем предложениях в существительном декабрь надо изменить на конце буквы) (слайд 3) Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрём все люди провожают старый год и встречают Новый год. Я изменила в существительном декабрь на конце буквы. Ваше мнение? (Нескладно) Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и написать нужные буквы? Что будем для этого делать? Ваши предложения. (лову декабрь задать вопрос и изменить слово по смыслу предложения) Попробуйте самостоятельно исправит текст. Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь записать вопрос, изменить окончание. Проверьте. (слайд 4) (Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год. Что изменили у существительного декабрь? (Окончание) Для чего нужно было изменять окончание в слове декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу) О какой части слова сделали вывод? (Об окончании) Определите тему урока. (слайд 5) «Состав слова. Окончание» Попробуйте сформулировать правило об окончании, используя данный вывод. (слайд 6) Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. Кто скажет, как выделяется окончание на письме? (Прямоугольником). Выделите окончание в существительном декабрь. Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который сделали вы. II. Физкультминутка. Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся вправо, влево, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух И скорей за парту – плюх. III. Закрепление изученного. 1. Прочитайте (слайд 7) В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег … покрыт мелким песком. За … находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят летом проводить время на … Сясь. Они там купаются и загорают. Какое задание вам можно предложить? (Восстановить текст). Что для этого надо сделать? (Подобрать недостающее слово. Определить связь слов в предложении) Каким образом? (В подобранном слове определить и написать окончание, задавая устно вопросы к этому слову) 2. Самостоятельная работа с деформированным текстом Выделить окончание в данном слове. (слайд 8) Проверьте. В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь. Берег реки покрыт мелким песком. За рекой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на реке Сясь. Они там купаются и загорают. Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит по смыслу к этому тексту). Прочитайте получившийся текст, доказывая и называя окончания. Л юбят (что?) реку – окончание - у Б ерег (чего?) реки – окончание - и Н аходится (за чем?) за рекой – окончание - ой Л юбят проводить (на чём?) на реке – окончание - е Что изменяли в существительном река? (Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы восстановить связь слов в предложении, и чтобы был понятен текст). Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть река Сясь) Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться им). Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (река Сясь) 3. Задание. Запишите слово река и определите: после какой части слова находится окончание. Разбор слова по составу. ( слайд 9) Проверьте. р ека – окончание - а, после корня слова рек А в слове речушка? ( слайд 10) Проверьте. Р ечушка – окончание – а, (нет речушки), основа слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс - -ушк- После какой части слова находится окончание в слове речушка? (После суффикса) После какой части слова может находиться окончание? (слайд 11) Вывод Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса. IV. Рефлексия. На сколько был интересным для вас урок? Оцените. V. Подведение итога урока. О какой части слова вы открыли новое знание? (Об окончании). Что такое окончание слова? (Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в предложении. На письме выделяется прямоугольником). VI. Домашнее задание Знать правило об окончании имени существительного. Выполнить № по желанию на изученное правило. |