Тема урока: Урок-проект по русскому языку «Рифма» во 2 классе.
Цель: сформулировать представление о рифме.
Задачи:
-повторить и закрепить у детей понятия «рифма»
-научить подбирать рифмы к словам
- развивать речь учащихся; обогащать речь учащихся; обогащать словарный запас
-воспитывать уважение к друзьям, коллективизм.
Планируемые результаты:
Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу и цель, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию, проявлять активности в коллективной деятельности и внимание к суждениям товарищей, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследования, обосновывать выбор.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Организационный момент
П. Речевая разминка
- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как прекрасный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Позовите с нужной интонацией своих друзей.
- Прочитайте об этом стихотворение:
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
( Е.Серова)
- Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным). Верно. Но в каждой строке это чувство выражается по-особому.
- Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться ему вместе) Вторую? (Радостно-вопросительным тоном). Третью и четвертую (С восхищением).
- Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы?
- Прочитаем это стихотворение выразительно.
Ш. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.
- Прочитайте текст:
Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветков.
- Сравните два текста. Что в них общего? (Оба – о гвоздике)
- Правильно. У них общая тема: описание гвоздики. Эти тексты близки по содержанию.
- Чем отличаются тексты? (Один – стихи, второй – проза)
- Чем же отличается стихотворная речь от прозаической? ( Созвучием строк).
- Как называется такое созвучие, кто догадался? (Рифмой)
- Какие слова рифмовались в стихотворении? (погляди-ка и гвоздика; огонек – денек)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, какая тема урока, чем будем заниматься?
- Итак, стихи от прозы отличаются рифмой. А еще чем?
(Их можно просчитать, прохлопать, а прозаическую речь нет.)
- Сделайте вывод, что еще есть в стихотворении? (Ритм)
- Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении)
- Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической?
- И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (В прозаическом тексте)
- Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического? (Краткостью, точностью).
- Обобщим сказанное. Перечислите отличительные признаки стихотворной речи.
IV. Работа по учебнику Канакиной 2 класс с. 8-9
- Прочитайте название проекта. (Рифма)
- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.
- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.
- Что такое рифма?
- Для чего нужны рифмы?
- Прочитаем определение в учебнике.
V. РАБОТА В ГРУППАХ
- Выполним упражнение 1.
- Прочитаем стихотворение.
- Как вы поняли значение слова рифмовать?
- В группах поработайте и выпишите рифмующиеся слова из данного упражнения.
- Проверим. Оцените свою деятельность.
- Выполним упражнение 2, 3,4
- Исследуйте эти скороговорки и попробуйте использовать результаты исследования в упражнении 3.
- Проверим результаты ваших исследований
(К доске выходят по 1 человеку от каждой группы и читают свои варианты рифмовок)
Упр.4
Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
Курочка - дудочка, подружка - ватрушка, птичка - спичка.
Беспокойно квохчет _________________ -
Заиграла рядом _____________________.
Хвасталась моя ______________________ -
У неё была __________________________.
Уронила прутик _____________________ -
Оказалось это _______________________.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока.
Игра «Доскажи словечко»
Слон шагает по дороге,
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный … (рост)
До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с … (хвоста)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
VIII. Подготовка к выполнению проекта
- Какой проект мы должны сегодня с вами выполнять?
- Прочитайте задания в учебнике упр.6 страница 9.
- Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.
- Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
… курочка … дудочка | .. птичка … спичка | … подружка … ватрушка |
В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…(шишка) . Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…(шарик). | Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша). Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался -…(сом). | Очень громко плачет мальчик- Он поранил стеклом…(пальчик). В огороде вырос лук, На грядке ползал майский …(жук). |
Громко выстрелила пушка … | Ёжик, ёжик, где гулял?... | Заяц шёл гулять на речку… |
1Х. Подведение итогов
- Выделите ценности сегодняшнего урока. Нужен ли нам такой урок? Что понравилось? Чему научились? Что узнали нового? Какие сделали открытия?
- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Х. Домашнее задание
- Подготовьте презентации составленных словариков и поэтических строк. Проиллюстрируйте свои работы. Индивидуальные работы тоже принимаются.
Х. Рефлексия
- Оцените свою работу в группах.