- умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- умение самостоятельно формулировать задачи урока после предварительного обсуждения;
- совместно оценивать результат учебной работы; работать по заданному алгоритму, образцу, данному в учебнике;
- умение анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;
- умение адекватно воспринимать требования учителя.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! У нас сейчас обучение грамоте, достаём азбуку, ваши тетради, канцелярские принадлежности. Не забываем, что мы с вами настоящие ученики, сидим правильно, спинку держим прямо. - То, что я сейчас вам говорила, как это можно назвать одним словом? Ответьте на следующий ряд вопросов: 1)Как называется кабинет, в котором мы учимся? 2) Первая школьная книга? 3)Наш родной язык? 4)Знак препинания, который чаще всего завершает предложение? 5)Я загадала букву, если к ней сверху добавить маленькую дугу она превратиться в букву Й? 6) Цифра, по написанию такая же, как и буква О? 7)Первая буква алфавита | Приветствие учителя. Речь. Класс Азбука Русский Точка И Ноль а |
Актуализация знаний | - Послушайте, пожалуйста, стихотворение М. Ходякова: Если на деревьях листья пожелтели. Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года осенью зовётся. - О чём оно? - Хорошо. Из каких предложений состояла наша речь? Найдите последнее предложение. - Из скольких слов оно состоит? - Давайте составим схему этого предложения. Как мы оформляем предложение? С какой буквы начинаем писать, что ставим в конце? Сколько слогов в третьем слоге? Дайте звуковую характеристику этому слову. - Хорошо, молодцы. Ребята, сегодня к нам урок пришла мудрая сова, которая для вас принесла письмо, послушайте: Наступила осень. Солнышко светит, но уже не греет. На землю падают красные и жёлтые листья. Становится холодно. - О чём говорится в письме совы? - Вспомните первое предложение, которое я вам прочитала (учитель читает ещё раз его). Чем это предложение отличается от того, что говорится в письме? - А как называется группа таких предложений? | Слушают стихотворение. Оно о том, что наступила осень. Из предложений про осень. «Это время года осенью зовётся». Это предложение состоит из 5 слов. Составляют схему предложения. Мы начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку. 4 слога. Г – согласный, звонкий парный, твёрдый парный. О – гласный, ударный. Д – согласный, звонкий парный, твёрдый парный. А – гласный, безударный. Слушают то, что читает учитель. О наступлении осени. Это предложение отличается от того, что находится в письме тем, что там меньше слов. Это всего одно предложение, а в письме их много. Не отвечают. |
Разъяснение учащимся целей и задач обучения | - Это и будет целью нашего урока. Сегодня мы узнаем, как называется группа таких предложений. Узнаем, чем же отличается предложение от группы предложений, и будем уметь их отличать. | Слушают учителя. |
Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков. | Послушайте, пожалуйста. 1. Ну и красива лиса! 2. Ну и красива лиса! Рыжая, пушистая. Хвост пышный. - Скажите, где у нас выражена одна мысль? Какая? - А где несколько? Какие? - В этих предложениях говорится про одно и то же или в каждом про своё? - Давайте составим схемы этих предложений. - Как вы думаете, зачем мудрая сова дл нас это приготовила? - Да, иногда нам бывает нужно высказывать одну мысль, и тогда мы строим одно предложение. А бывает, что мы хотим продолжить свою мысль. Тогда мы создаём несколько предложений, в которых продолжаем говорить об одном и том же. Получаются связанные друг с другом предложения. Это называется текстом. Слов « текст», как и слово « предложение», мы будем часто использовать в нашей речи. - Давайте попробуем составить свой текст на тему «осень». | cлушают. В 1 – ом предложении. Что лиса красивая. Под цифрой 2. Что лиса красивая, рыжая, пушистая и хвост пышный у неё. Про одно и то же, про лису. 1. ! 2. ! . . Чтобы мы поняли, что выражать свои мысли при помощи нескольких предложений. Чтобы показать разницу между одним предложением, и несколькими. Слушают учителя. Составляют текст вместе с учителем. |
Управление процессом познания научных закономерностей и законов | - А как мы поймём, что перед нами находится текст? - Я предлагаю вам прослушать несколько групп предложений. 1. Осенью очень красиво. Деревья в это время года становятся ярких цветов. На улице начинает холодать. 2. Прилетели птицы. Денис полез на дерево за сливами. Как же хорошо в лесу! - Что вы можете сказать об этих предложениях? Давайте их разберём. О чём говорится в первом? А во втором? В них говорится об одном и том же? - Как же мы назовём первую группу предложений? А вторую группу? Почему? - А давайте попробуем озаглавить каждую группу, придумаем им название. - Итак, вы совершенно правы. Текстом мы можем назвать не каждую группу предложений. Текст – это группа предложений, которые связанны одной мыслью. Текст мы можем озаглавить. | Это группа предложений. В первом говорится об осени. Во втором говорится о том, что прилетели птицы, что Денис полез на дерево и как же хорошо в лесу. В первой группе предложений говорится об одном и том же. Во второй группе – нет. Это текст. Это не текст. Потому что в этих предложениях несколько мыслей, в них говорится о разном. Первая группа – очень. А вторую не можем, потому несколько мыслей. |
Подведение итогов | - Наш урок подходит к концу. Что же мы узнали сегодня? - Чем же он отличается от предложения? - А что же такое текст? - Верно. Спасибо за урок! | Мы узнали, что такое текст. Научились его отличать от предложения. В предложении выражается одна мысль, а в тексте их несколько. Текст – это группа предложений, которые связанны по смыслу, текст можно озаглавить. |