СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Типы предложений по цели высказывания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Типы предложений по цели высказывания"»

Тема: «Типы предложений по цели высказывания»

Дата проведения: 16 октября 2021г.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели: - познакомить с понятием « типы предложений по цели высказывания;

- формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Формируемые УУД:

Предметные:

- распознавать предложения по цели высказывания;

- моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные:

- формирование умения моделировать тему урока, цели и задачи.

Коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией, связно излагать мысли;

- формулировать, высказывать и обосновывать точку зрения;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Личностные:

- создание ценностных ориентиров в « смыслах учебной деятельности;

- создать условия для развития уважительного отношения друг к другу.

Педагогические технологии:

Технологии критического мышления, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная технологии

Оборудование: раздаточный материал, видеоролик, мультимедиа, презентация.

Формы организации учебного процесса: парная, в группе, индивидуальная, фронтальная.









МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» р.п.ЧУНСКИЙ













Открытый урок

в 5 В классе

«Типы предложений по цели высказывания»


Урок разработала и провела :

Рукосуева Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.




















р.п. ЧУНСКИЙ

2021 год

Ход урока



Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(результат)

  1. Этап

Мотивация (самоопределение)

- Улыбнись, даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул светлый день к нам в окно.

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнемся друг другу.

А теперь, присаживайтесь.

Запись числа, классной работы.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать;

Личностные УУД:

- ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).


  1. Этап Актуализация и пробное учебное действие.

1.Прочитайте предложение на доске:

Держалась, настоящая, время, погода, все, время.

-Почему мы не можем назвать запись предложением?

-Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Составьте П. Запишите его в тетради.

Найдите грамматическую основу и покажите, как грамматически связаны все члены .

-Что такое предложение?

2. А сейчас вспомним, что такое текст.

Ребята, мне передали для вас текст, который мы должны прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в нем. Может быть вы мне поможете?

У. раздает тексты.(прилож. №1)

Что не так в этом тексте?

-Что мешает вам прочитать текст?

- А какие знаки препинания ставятся в конце П.?

-Подумайте, что нужно понять, чтобы правильно расставить знаки в конце П.(зачем, с какой целью произ. П.)

- Расставьте знаки препинания.

Прочитаем.

- Получилось или нет?

Н-те П., в которых : сообщают о чем-то, содержат вопрос, выражают совет, просьбу.


Один у. у доски, остальные в тетради.

Выделяют грамматическую основу.



















Работают в парах.

- оценивать результаты своей работы

Систематизировать, анализировать , делать выводы.



- Осмысление своей значимости на уроке.


  1. Целеполагание.

-Какой вывод вы можете сделать?

( каждое предложение произносится с какой-то целью),т. е предложения различают по цели высказывания.

-Помогите мне сформулировать тему урока.

-Какова цель урока? Сформулируйте и запишите, что должны знать, уметь и чему должны научиться.








Отвечают на вопросы, делают вывод, определяют тему и записывают цели.

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: классифицировать П. по цели высказывания.










1.У вас на партах карточки.(прил №2) Прочитайте текст. О чем он? Как бы вы его озаглавили?

-Выполните задание: распределите П. по цели высказывания: а) П., в к-ых содержится вопрос; б)П., в которых сообщается о чем-то; в) П., в к-ых выражается совет, просьба, побуждение к действию.

У. объясняет, как оформить запись.

А) 1,3,7

-Проверим, что получилось.

А) 1,2,8

Б) 4,5,6,7,10

В) 3,11

(У. под диктовку записывает на доске ответы, корректирует)

2.А теперь посмотрим, как называются П. по цели выс.(с. 70, чтение вслух-3 человека)

3. Составим таблицу, приведем в систему, обобщим материал.

Повествовательные П.

Вопросительные П.

Побудительные П.

сообщение

вопрос

Просьба, совет






Работа в группах.

комментирование

способность к самооценке своих действий,

осознание стремления к новому

-сотрудничество

Систематизация, обобщение

  1. Здоровьесберегающая пауза

Ребята, вы хорошо поработали. Теперь немного отдохнем.

Я хочу пригласить тебя в путешествие на воздушном шаре.

Вдали ты видишь большой воздушный шар...Ты идешь к нему, останавливаешься, поднимаешься в корзину…Ты медленно поднимаешься вверх…все выше… и выше…тихо здесь, наверху, совершенно тихо…Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь высоко в небе все спокойно…

Потянись, выпрямись и снова будь бодрым и внимательным.



Слушают учителя, выполняют упражнения и настраиваются на позитивную работу.






  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

«Проверь себя» Самостоятельно приведите примеры к каждому типу на тему «Золотая осень». Затем прочитаем и посмотрим, получилось или нет.

Выполняют самостоятельную работу

расширение понятийной базы

формирование у учащихся умений

  1. Рефлексия

Нарисуйте в тетрадях солнышко, если было все понятно, тучку, если кое- что осталось под вопросом и тучку с дождем, если ничего не понятно.

Рисуют в тетрадях

Познавательные:

- рефлексия деятельности;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям .

  1. Домашнее задание.

Упр.146,148(устно)

Записывают домашнее задание


Личностные УУД: самоопределение.

































Приложение

Карточка №1.

Обязательно прочитайте рассказы Е.Носова о жизни ребят ребята с большим интересом прочли рассказ Е. Носова «Белый гусь» вы читали рассказы Носова расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. Носове



Карточка №2

А) Предложения, которых содержится вопрос;

Б) Предложения , в которых сообщается о чем-то;

В) Предложения, в которых содержится совет, просьба, побуждение к действию.

Знаете ли вы историю происхождения чисел?(1) А когда появились?(2) Тогда слушайте!(3) Древние люди, которые занимались собирательством и охотой считали так: один, два, три и много.(4) Других чисел у них не было.(5) Потом им понадобился более точный счет.(6) В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счета: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.(7)

Как называется по-арабски ноль?(8) Сифр!(9) От этого слова произошло название цифра.(10) Запомните это!(11)

4