Тема: «Типы предложений по цели высказывания»
Дата проведения: 16 октября 2021г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели: - познакомить с понятием « типы предложений по цели высказывания;
- формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Формируемые УУД:
Предметные:
- распознавать предложения по цели высказывания;
- моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей.
Регулятивные:
- формирование умения моделировать тему урока, цели и задачи.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией, связно излагать мысли;
- формулировать, высказывать и обосновывать точку зрения;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Личностные:
- создание ценностных ориентиров в « смыслах учебной деятельности;
- создать условия для развития уважительного отношения друг к другу.
Педагогические технологии:
Технологии критического мышления, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная технологии
Оборудование: раздаточный материал, видеоролик, мультимедиа, презентация.
Формы организации учебного процесса: парная, в группе, индивидуальная, фронтальная.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» р.п.ЧУНСКИЙ
Открытый урок
в 5 В классе
«Типы предложений по цели высказывания»
Урок разработала и провела :
Рукосуева Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
р.п. ЧУНСКИЙ
2021 год
Ход урока
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (результат) |
Этап Мотивация (самоопределение) | - Улыбнись, даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул светлый день к нам в окно. Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнемся друг другу. А теперь, присаживайтесь. Запись числа, классной работы. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: - умение слушать; Личностные УУД: - ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
Этап Актуализация и пробное учебное действие. | 1.Прочитайте предложение на доске: Держалась, настоящая, время, погода, все, время. -Почему мы не можем назвать запись предложением? -Что надо сделать, чтобы получилось предложение? Составьте П. Запишите его в тетради. Найдите грамматическую основу и покажите, как грамматически связаны все члены . -Что такое предложение? 2. А сейчас вспомним, что такое текст. Ребята, мне передали для вас текст, который мы должны прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в нем. Может быть вы мне поможете? У. раздает тексты.(прилож. №1) Что не так в этом тексте? -Что мешает вам прочитать текст? - А какие знаки препинания ставятся в конце П.? -Подумайте, что нужно понять, чтобы правильно расставить знаки в конце П.(зачем, с какой целью произ. П.) - Расставьте знаки препинания. Прочитаем. - Получилось или нет? Н-те П., в которых : сообщают о чем-то, содержат вопрос, выражают совет, просьбу. | Один у. у доски, остальные в тетради. Выделяют грамматическую основу. Работают в парах. | - оценивать результаты своей работы Систематизировать, анализировать , делать выводы. - Осмысление своей значимости на уроке. |
Целеполагание. | -Какой вывод вы можете сделать? ( каждое предложение произносится с какой-то целью),т. е предложения различают по цели высказывания. -Помогите мне сформулировать тему урока. -Какова цель урока? Сформулируйте и запишите, что должны знать, уметь и чему должны научиться. | Отвечают на вопросы, делают вывод, определяют тему и записывают цели. | развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; |
Реализация построенного проекта. Цель: классифицировать П. по цели высказывания. | 1.У вас на партах карточки.(прил №2) Прочитайте текст. О чем он? Как бы вы его озаглавили? -Выполните задание: распределите П. по цели высказывания: а) П., в к-ых содержится вопрос; б)П., в которых сообщается о чем-то; в) П., в к-ых выражается совет, просьба, побуждение к действию. У. объясняет, как оформить запись. А) 1,3,7 -Проверим, что получилось. А) 1,2,8 Б) 4,5,6,7,10 В) 3,11 (У. под диктовку записывает на доске ответы, корректирует) 2.А теперь посмотрим, как называются П. по цели выс.(с. 70, чтение вслух-3 человека) 3. Составим таблицу, приведем в систему, обобщим материал. Повествовательные П. | Вопросительные П. | Побудительные П. | сообщение | вопрос | Просьба, совет | | | | | Работа в группах. | комментирование способность к самооценке своих действий, осознание стремления к новому -сотрудничество Систематизация, обобщение |
Здоровьесберегающая пауза | Ребята, вы хорошо поработали. Теперь немного отдохнем. Я хочу пригласить тебя в путешествие на воздушном шаре. Вдали ты видишь большой воздушный шар...Ты идешь к нему, останавливаешься, поднимаешься в корзину…Ты медленно поднимаешься вверх…все выше… и выше…тихо здесь, наверху, совершенно тихо…Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь высоко в небе все спокойно… Потянись, выпрямись и снова будь бодрым и внимательным. | Слушают учителя, выполняют упражнения и настраиваются на позитивную работу. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | «Проверь себя» Самостоятельно приведите примеры к каждому типу на тему «Золотая осень». Затем прочитаем и посмотрим, получилось или нет. | Выполняют самостоятельную работу | расширение понятийной базы формирование у учащихся умений |
Рефлексия | Нарисуйте в тетрадях солнышко, если было все понятно, тучку, если кое- что осталось под вопросом и тучку с дождем, если ничего не понятно. | Рисуют в тетрадях | Познавательные: - рефлексия деятельности; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям . |
Домашнее задание. | Упр.146,148(устно) | Записывают домашнее задание | Личностные УУД: самоопределение. |
Приложение
Карточка №1.
Обязательно прочитайте рассказы Е.Носова о жизни ребят ребята с большим интересом прочли рассказ Е. Носова «Белый гусь» вы читали рассказы Носова расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. Носове
Карточка №2
А) Предложения, которых содержится вопрос;
Б) Предложения , в которых сообщается о чем-то;
В) Предложения, в которых содержится совет, просьба, побуждение к действию.
Знаете ли вы историю происхождения чисел?(1) А когда появились?(2) Тогда слушайте!(3) Древние люди, которые занимались собирательством и охотой считали так: один, два, три и много.(4) Других чисел у них не было.(5) Потом им понадобился более точный счет.(6) В 1202 году Фибоначчи предложил индийскую систему счета: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.(7)
Как называется по-арабски ноль?(8) Сифр!(9) От этого слова произошло название цифра.(10) Запомните это!(11)
4