СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе "Функционирование принципов в русской орфографии" с использованием технологии разноуровневого обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 10 классе с использованием технологии разноуровневого обучения, тема: "Функционирование принципов русской орфографии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Функционирование принципов в русской орфографии" с использованием технологии разноуровневого обучения»

МБОУ Синьковская СШ











Конспект

открытого урока русского языка в 10 классе

«Функционирование принципов русской орфографии»







Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна



















Смоленск 2018



Конспект открытого урока русского языка в 10 классе «Функционирование принципов русской орфографии»

Дата проведения: 24.01.2018г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях принципов русской орфографии (на основе изученных орфограмм).

Задачи урокаобучающие: учить применять полученные знания в разделе «Орфография» на практике, соотносить орфограмму с задаваемым принципом русской орфографии, учить находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте.

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид функционирования орфографии, средств лексики, звукописи), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока: практическое закрепление изученного.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная (интерактивная), фронтальная, парная.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент (обмен рабочими тетрадями, оформительная запись в рабочей тетради даты и вида работы)

II.Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности

-На сегодняшнем занятии мы проведём лингвистическое исследование изученных теоретико-практических аспектов. На доске представлен эпиграф к учебному занятию, который поможет определить раздел языка для нашего исследования. Ваша задача – разобраться, как раздел именуется.

Эпиграф (на доске): «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. А сия геральдика языкового правописания изменяется по произволу всех и каждого» (А.С. Пушкин).

- О каком разделе языка идёт речь? (Орфография).

- Что изучается в данном разделе? (Совокупность правил правописания, связи и переноса слов).

- На каких принципах строится русская орфография (морфологический, фонетический, традиционный, смысловой).

- Сформулируем тему нашего урока (на доске появляется тема урока).

- Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку.

- Какие цели преследует нас урок? (формулировка целей - практическое использование знания орфограмм, как работают принципы орфографии).

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

1.Фронтальная беседа по теоретическому материалу (пояснение на примерах обучающимися (на доске наглядность «Принципы орфографии»).

2. Исследование языкового материала

2.1 Парная работа (по карточкам с озвучиванием и фиксацией в тетрадь).

Билет №1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласиями ра, ла, ре: город – Волгоград, молоко – Млечный Путь, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах трава, глава, смрад? Почему? (Ответ: голова, смородина).

-Старославянизмы к какому разделу языка относятся? (Лексика). А правописание старославянизмов? (Орфография).

Вывод: связь лексики и орфографии заметна на фонетическом уровне.

Билет №2. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил: «Зодчий по-русски значит «архитектор». К какому типу орфограмм относится данное слово? (безударная гласная, непроверяемая ударением). Назовите соотнесение к принципу русской орфографии (традиционный принцип).

2.2 Индивидуальная работа по карточкам и интерактивному заданию с использованием ИКТ (с озвучиванием и фиксацией в тетрадь).

Билет №3 (для 1 обучающегося) (В-1). Задание: в каждом стихотворном отрывке найдите орфограммы в чередующихся корнях, поясните выбор гласной. Какой принцип русской орфографии? (смысловой принцип).

1) Его цветы – румяна и белила,

И, обм(о,а)кнув в душистые чернила

Перо свое, малюет мадригал. (П. Вяземский).

2) Под проливным дождем на длинном переходе

Пром(о,а)кли до костей, до сердца, до души (В. Бенедиктов)

Билет №3 (для 2 обучающегося)(В-2). Задание: в каждом стихотворном отрывке найдите орфограммы в чередующихся корнях, поясните выбор гласной. Какой принцип русской орфографии? (фонетический).

1)Перстами легкими, как сон, моих зениц к(а,о)снулся он (А.С. Пушкин.).

2)Всё, к чему приходилось прик(о,а)саться, было ледяное (К. Паустовский).

Билет №4 (индивидуальный интерактивный диктант « Правописание о-ё после шипящих, ы-и после ц на ноутбуке)

Смуглолиц☐ й  ц☐ганенок расположился на ц☐новке в тени акац☐ и. Он подбрасывал камешки, как жонгл☐р в цирке. Вокруг трещали ц☐кады.

Ц☐ ганёнок услышал шаги, добежал до дворцовой реш☐тки стоящего рядом замка и принялся наблюдать. По мощёной дорожке шла девч☐нка с кошёлкой в руках. «А в сумке, наверное, печ☐ный хлеб и пш☐нка», - подумал голодный оборванец. Ситцевая рубаш☐нка мальчика и деш☐вые ш☐рты совсем терялись на фоне парчового платья девч☐нки. Но он решил познакомиться со сверстницей и выпросить у неё хлеба. Они молча шли друг за другом до реч☐нки. Вдруг девч☐нки. резко обернулась, тряхнула ч☐лкой и сказала: «Помоги мне набрать крыж☐вника для принцессы, тогда и познакомимся».

Отредактированный текст.

Смуглолицый цыганенок расположился на циновке в тени акации. Он подбрасывал камешки, как жонглёр в цирке. Вокруг трещали цикады. Цыганёнок услышал шаги, добежал до дворцовой решётки стоящего рядом замка и принялся наблюдать. По мощёной дорожке шла девчонка с кошёлкой в руках. «А в сумке, наверное, печёный хлеб и пшёнка», - подумал голодный оборванец. Ситцевая  рубашонка цыганенка и дешёвые шорты совсем терялись на фоне парчового платья девчонки. Но он решил познакомиться со сверстницей и выпросить у неё хлеба. Они молча шли друг за другом до речонки. Вдруг девчонка резко обернулась, тряхнула чёлкой и сказала: «Помоги мне набрать крыжовника для принцессы, тогда и познакомимся».

(фонетический и традиционный принципы).

Ритмическая минутка

(для активизации мозговой и физической активности).

2.3. Фронтальная работа по опорному материалу (с фиксацией в тетрадь, слова на доске)

1)Поясните правописание слов, учитывая правила орфографии.

Подитог или подытог? (Подытог, поскольку приставка на согласную, принцип - фонетический).

*дополнительно (с учётом временного резерва)

2)Поясните связь словосочетаний со словом искусство: искусственные цветы (из материала, который не является натуральным), Марья-искусница (Значение слова искусница следует выводить от слова "искусство", то есть обозначает оно человека (женщину), которая хорошо знает своё дело и может превосходно, качественно его выполнять. Её дело получает славу, она знаменита благодаря основному умению. В сказках искусницы умели красиво вышивать, петь, колдовать и много всего другого).

3. Исследование языкового материала

4.1 Коллективная работа (по карточкам с озвучиванием).

- Теперь, ребята, вспомним средства связи предложений в тексте.

Билет №5. Задание: определите средства связи (лексические и грамматические) в тексте с изученными орфограммами.

Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя.

Справочный материалличное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

Вывод о необходимости знать средства связи.

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)

1.Индивидуально: выписать из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» 30 слов с изученными орфограммами, выявить принципы орфографии.

V. Рефлексия. Подведение итогов результативности

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…


Дополнительный дидактический материал к уроку

В русском языке во многих словах без выявления смыслоразличительной функции невозможно выявить правописание.

Задание: понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с каким принципом данное правописание связано (толкование слов из словаря С.И. Ожегова): 1) М.Ю. Лермонтов – достойный преемник А.С. Пушкина.

2)Приёмник А.С.Попова и грозоотметчик А.С.Попова хранятся в Центральном музее связи в Ленинграде.

1.Лексическое значение паронимов преемник - приёмник

Преемник - 1) Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. 2) Тот, кто сменил кого-либо на каком-либо посту, занял место или должность своего предшественника. 3)Продолжатель чьей-либо деятельности, чьих-либо традиций, последователь.

Приёмник1) Аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике. 2) Устройство для приема, вбирания в себя чего-либо.

3) Учреждение, которое временно принимает кого-либо для дальнейшего распределения.

Вывод о роли дифференцирующего принципа.

IV. Домашнее задание (с дифференциацией)

1.Индивидуально: выписать из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» 30 слов с изученными орфограммами, выявить принципы орфографии.

V. Рефлексия. Подведение итогов результативности

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…

- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…


Лист работы на уроке русского языка (10 класс)

Билет №1

В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласиями ра, ла, ре: город – Волгоград, молоко – Млечный Путь, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах трава, глава, смрад? Почему?

Билет №2

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил: «Зодчий по-русски значит «архитектор». К какому типу орфограмм относится данное слово? Назовите соотнесение к принципу русской орфографии.

Билет №3

В-1

Задание: в каждом стихотворном отрывке найдите орфограммы в чередующихся корнях, поясните выбор гласной. Какой принцип русской орфографии?

1) Его цветы – румяна и белила,

И, обм(о,а)кнув в душистые чернила

Перо свое, малюет мадригал.

(П. Вяземский).

2) Под проливным дождем на длинном переходе

Пром(о,а)кли до костей, до сердца, до души (В. Бенедиктов)


Билет №3

В-2

Задание: в каждом стихотворном отрывке найдите орфограммы в чередующихся корнях, поясните выбор гласной. Какой принцип русской орфографии?

1)Перстами легкими, как сон, моих зениц к(а,о)снулся он (А.С. Пушкин.).

2)Всё, к чему приходилось прик(о,а)саться, было ледяное (К. Паустовский).


Билет №4

(индивидуальный интерактивный диктант « Правописание о-ё после шипящих, ы-и после ц на ноутбуке)

Смуглолиц☐ й ц☐ганенок расположился на ц☐новке в тени акац☐ и. Он подбрасывал камешки, как жонгл☐р в цирке. Вокруг трещали ц☐кады.

Ц☐ ганёнок услышал шаги, добежал до дворцовой реш☐тки стоящего рядом замка и принялся наблюдать. По мощёной дорожке шла девч☐нка с кошёлкой в руках. «А в сумке, наверное, печ☐ный хлеб и пш☐нка», - подумал голодный оборванец. Ситцевая рубаш☐нка мальчика и деш☐вые ш☐рты совсем терялись на фоне парчового платья девч☐нки. Но он решил познакомиться со сверстницей и выпросить у неё хлеба. Они молча шли друг за другом до реч☐нки. Вдруг девч☐нки. резко обернулась, тряхнула ч☐лкой и сказала: «Помоги мне набрать крыж☐вника для принцессы, тогда и познакомимся».



Отредактированный текст (к билету №4, обучающимся не предоставляется).

Смуглолицый цыганенок расположился на циновке в тени акации. Он подбрасывал камешки, как жонглёр в цирке. Вокруг трещали цикады. Цыганёнок услышал шаги, добежал до дворцовой решётки стоящего рядом замка и принялся наблюдать. По мощёной дорожке шла девчонка с кошёлкой в руках. «А в сумке, наверное, печёный хлеб и пшёнка», - подумал голодный оборванец. Ситцевая  рубашонка цыганенка и дешёвые шорты совсем терялись на фоне парчового платья девчонки. Но он решил познакомиться со сверстницей и выпросить у неё хлеба. Они молча шли друг за другом до речонки. Вдруг девчонка резко обернулась, тряхнула чёлкой и сказала: «Помоги мне набрать крыжовника для принцессы, тогда и познакомимся».

Билет №5

Задание: определите средства связи в тексте с изученными орфограммами.

Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.


Дополнительный дидактический материал (по резерву времени)

Задание: понаблюдайте языковое различие выделенных слов и поясните, с каким принципом данное правописание связано (толкование слов из словаря С.И. Ожегова): 1) М.Ю. Лермонтов – достойный преемник А.С. Пушкина.

2)Приёмник А.С.Попова и грозоотметчик А.С.Попова хранятся в Центральном музее связи в Ленинграде.

1.Лексическое значение паронимов преемник - приёмник

Преемник - 1) Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. 2) Тот, кто сменил кого-либо на каком-либо посту, занял место или должность своего предшественника. 3)Продолжатель чьей-либо деятельности, чьих-либо традиций, последователь.

Приёмник1) Аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике. 2) Устройство для приема, вбирания в себя чего-либо.

3) Учреждение, которое временно принимает кого-либо для дальнейшего распределения.







































































Самоанализ урока в 10 классе по русскому языку по теме «Функционирование принципов русской орфографии»

Дата проведения: 24.01.2018г.

Учитель русского языка и литературы: Никитина Екатерина Александровна

Целями и задачами вышеуказанного занятия: обобщать и систематизировать знания обучающихся о функциональных возможностях принципов русской орфографии (на основе изученных орфограмм); учить применять полученные знания в разделе «Орфография» на практике, соотносить орфограмму с задаваемым принципом русской орфографии, учить находить на практике лексические и грамматические средства связи в связном тексте; развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид функционирования орфографии, средств лексики, звукописи), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

На уроке были использованы следующие технологии: предметно- ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

По виду занятие представляло собой урок практического обобщения знаний.

Тип урока определён как урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Методические приёмы: словесно-репродуктивный, исследовательско- поисковый, работа с речевыми материалами.

Формы работы на уроке: индивидуальная (интерактивная), групповая, фронтальная.

Место урока в системе уроков – обобщение изученного материала.

Урок прошёл на достойном уровне, так как знаний у обучающихся было достаточно для практической работы над материалами «Функционирование принципов русской орфографии».Обучающиеся сформулировали (при помощи рабочего материала, подобранного к уроку) тему урока, а также её конкретизировали. В начале занятия обучающиеся были ознакомлены с работой, которую им предстояло выполнить, и были  поставлены цели урока.

С помощью подобранного эпиграфа (высказывание А.С. Пушкина о разделе «Орфография») к учебному занятию обучающимися был определён языковой раздел для практического исследования. Чтобы уточнить полную формулировку урока обращались к знаниям обучающихся в разделах языкознания (на доске в качестве наглядного материала были представлены указатели для определения разделов языка).

Наглядный материал с фронтальным опросом «Принципы русской орфографии» предназначен для концентрации внимания на тематическом направлении урока. На занятии были использованы разноуровневые задания, которые демонстрировали взаимосвязь лексики и орфографии, фонетики и орфографии, выявлялась смыслоразличительная функция орфографии.

Коммуникативно-деятельный подход реализовывался при работе с лингвистическими заданиями, при помощи которых происходила поисковая работа, в ходе которой поэтапно вычленялась взаимосвязь лексики, фонетики с принципами русской орфографии, на основе которых базируется русское правописание. Эффективен интегрированный подход на уроке: связь русского языка с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текстов известных писателей и поэтов (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, К.Г. Паустовский, И.С. Тургенев). На уроке имела место стилистическая работа (предлагался фрагмент текста научно-популярной статьи о знаменитом составителе толкового словаря С.И. Ожегове), направленная на выявление лексико-грамматической взаимосвязи предложений в тексте. В качестве ИКТ задания осуществлялась индивидуальная работа (интерактивный диктант) в области «Правописание о-ё после шипящих, ы-и после ц» на ноутбуке, где обучающемуся была предоставлена возможность преобразовать теоретические знания в практическое обоснование в вопросе правописания. Работа с раздаточным материалом позволила сэкономить время на уроке, выполнить различные задания (задания, которые касались систематизации теории и применения на практике; задания, которые ориентированы на ЕГЭ; задания, направленные на развитие речевой активности; задания творческого характера).

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счёт чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной. Учитывались на уроке санитарно – гигиенические требования. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена минутка отдыха (аудиозапись ритмической физкультминутки).

Домашнее задание составлено с учётом интегрированной (литературой) дифференциацией (выписать из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» 30 слов с изученными орфограммами, выявить принципы орфографии).

В 10 классе обучающиеся среднего уровня усвоения знаний, со стабильной удовлетворительной мотивацией к учению. Приём подведения итогов урока –рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.