СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Начальная форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Начальная форма глагола". Первый урок в теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Начальная форма глагола"»

Конспект урока

Тема: «Начальная форма глагола»


Цели: познакомить с начальной формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в начальной форме.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные:

Регулятивные

- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;

- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.

Коммуникативные

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

- формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

- определять начальную форму глаголов;

- ставить глаголы в начальную форму.



Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

- А началом нашей работы станет девиз (слайд)

- Прочитайте.

Девиз:

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. (К.Д.Ушинский).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можем ли мы это высказывание сделать девизом нашего урока?

II. Актуализация знаний

Поработаем со скороговоркой

Шла (С, с)аша по шо(сс, с)е и с(о, а)сала сушку.

-Для чего нужны скороговорки? Как с ними нужно работать?

-Поиграем в «радио».

-Назовите заглавные буквы в скороговорке

Актуализация знаний о глаголе.

-Отправляемся в путь за новыми знаниями!

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы журналистов. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

-Представим, что вы корреспонденты, а я та неизвестная часть речи, которую вы должны узнать.

Ребята задают вопросы, а учитель отвечает.

Интервью.

– Что вы больше всего любите?

Люблю действовать!

– Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу не!

– Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

-Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

Работа с пословицей

- Соберите пословицу. (слайд)

Разговориться напиться что мёду с умным

Проверка:

С умным разговориться — что мёду напиться.

- Объясните её смысл. (С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного).

-Назовите части речи в пословице.

— Поставьте слова в начальную форму. (Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

Обсуждение детей.

— Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола).

Поставим перед собой цели.

Дети продолжают высказывания:

1. Сегодня на уроке мы узнаем… (О начальной форме глагола)

2. Мы научимся… (Находить глаголы в начальной форме, образовывать глаголы в начальной форме, использовать их в речи)

IV. Подготовка к работе на основном этапе. Открытие нового знания

Итак, мы сказали «Знакомый незнакомец Глагол»

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Ученики должны ответить на вопросы, записанные на доске.

- Что такое глагол? (Часть речи.)

- Что обозначает глагол? (Действие предмета.)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что сделает? и т.д.)

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Сказуемым.)

1. Работа по слайду

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Что в них общего? (Это однокоренные слова)

— Чем они различаются? Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?)

-Какое ещё задание нужно выполнить к этому упражнению?

- Запишите первую пару глаголов. (Говорить – поговорить.)

- Какую пропущенную букву вы вставили? (Безударную гласную о – проверочное слово говор.)

- Подчеркните в глаголах буквосочетания, на которые они оканчиваются.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.

Г…ворить – пог...в…рить, х…дить – ух…дить, н…сти- ун..сти, печь – испечь.

- Что вы можете сказать про глаголы? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы отвечают на вопрос что сделать?).

-На что оканчиваются глаголы?

— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило в учебнике на странице106.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в начальной форме.

Глаголы в начальной форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

2. Первичное закрепление. Устно.

Чтение учителем отрывка из сказки А.С.Пушкина

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

— Назовите автора этого произведения. (А. С. Пушкин.)

Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в начальной форме от других частей речи.

— Вам нужно будет назвать глаголы в начальной форме.

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

— Назовите глаголы в нач форме. Проверка по образцу (Отдохнуть, устроить, беспокоить, охранять, содержать.)

- Я не услышала слова старость и рать. Почему вы их не назвали? (Это имена существительные, они отвечают на вопрос что?)

Физкультминутка.

– Я называю глаголы, если это глагол начальной формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.


Усвоение новых знаний

2. «Облако слов» Работа в парах

— Запишите все глаголы, разделяя их на две группы (самопроверка с образца.)

Образец.

Что делать?

Что сделать?

слушать

Послушать

читать

Прочитать

писать

Написать

готовить

Приготовить

пить

выпить

— Кто написал все?

3. Интересный Факт

П етух – самец курицы. Внешне от курицы обычно отличается крупным гребнем и серьгами, также пышным и часто разноцветным хвостовым оперением.

У петуха обычных пород длина хвоста достигает 50 сантиметров. У породы Феникс он может расти, не прерываясь от линьки, в течение пяти лет подряд. В результате его величина может достичь трёх метров.

Вычислите:

  1. На сколько длина хвоста у обычного петуха короче длины хвоста петуха породы Феникс.___________________________________________________

  2. Во сколько раз длина хвоста петуха породы Феникс длиннее хвоста обычного петуха? ________________________________________________




Применение новых знаний

4. Игра «Будь внимателен!» (установите соответствие)

– Что мы называем устойчивыми сочетаниями слов? (Фразеологизмы)

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

– Хорошо ли знаем фразеологизмы? Это мы проверим в игре «Будь внимателен».

В ней необходимо заменить фразеологизмы глаголами начальной формы.

Это задание мы выполним устно.

5.Самостоятельная работа.

На карточках разного цвета.

Карточка 1 (розовая)

Выписать в тетрадь глаголы в начальной форме. Подчеркните сочетания букв, на которые оканчиваются эти слова

Выпишите глаголы в начальной форме. Подчеркните сочетания букв, на которые оканчиваются эти слова.

Ходить, готовил, пойти, учить, число, плакать, карандаш, обойти, сидела, зажечь, прожить, давать, ученик, спать, рисовали, терпеть..

_Карточка 2 (зелёная)

—Данные словосочетания замените глаголами, отвечающими на указанные

вопросы.

Оказывать помощь —(что делать?)...______________________

Вести наблюдение —(что делать?)..._______________________

Одержать победу -.(что сделать?)...________________________

Принять решение —(что сделать?)..._______________________

Нести службу —(что делать?)...___________________________


Карточка 3 (жёлтая)

-Задание: соединить линией имя существительное и образованный от него глагол начальной формы.

любовь нарисовать

дружба бегать

стрижка любить

перевод переводить

удивление отдыхать

рисование стричь

бег удивить

отдых дружить

VII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока

— Вернёмся к нашему девизу –

— Найдем в этом предложении глаголы в начальной форме (Изучить, открыть.)

— На какие вопросы они отвечают? (Что сделать?)

— На что оканчиваются данные глаголы? (На –ть, -ти, -чь).

— Интересно ли вам было на уроке?

— С каким настроением вы работали?

— Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

VIII. Домашнее задание

Вы можете выбрать домашнее задание:

Творческое задание – придумать и записать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворение и т.п.).

Рефлексия

-Сегодня мы работали с фразеологизмами, выберете шар, на котором написан фразеологизм, подходящий к вашей работе на уроке.

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей.