СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 «А» классе. Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 «А» классе. Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Учитель: Сорокина М. А.

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

регулятивные — составление плана и последовательности действий

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, картина А.А.Пластова «Первый снег», карточки со словами, музыкальное оформление (А.Вивальди «Времена года»), учебник по русскому языку УМК «Школа России» Канакина В.П. (4 класс).

 

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый

Он позвал нас в светлый класс .

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Постарайтесь все понять ,

Надо грамотно писать !

Мысли четко излагать!

2.Актуализация знаний

-Ребята, скажите, какой сейчас месяц? (Ноябрь).

- А что вы видите за окном? (На земле, на крышах домов уже лежит снег).

- А вы помните, когда выпал первый снег? Кто может рассказать? Каким вы его видели? С чем можно сравнить первый снег?

-Что вы чувствовали при виде первого снега? Почему?

- Какие стихотворения о первом снеге помните?

И.А. Бунин

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

К. Бальмонт

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая ,

Какая смелая!

Я. Аким

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

И. Никитин

В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

И. Суриков

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


Первый снег никого не оставляет равнодушным. У людей творческих он вызывает особые чувства , и все они выражают увиденное разными средствами. Поэты пишут стихи ,композиторы сочиняют музыку ,а художники создают картины.

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня мы будем писать сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». (слайд- тема урока)

3. Работа по теме урока

Рассказ о художнике .

Художник – пейзажист конца XIX — начала XX века Аркадий Александрович Пластов родился в 1893г.в с. Прислонихе бывшей Симбирской губернии(сейчас Ульяновская область) в семье крестьянина- иконописца. (слайд-портрет художника) Любовь к рисованию проявилась у него с раннего детства. А в 15 лет подросток дал себе клятву : «Быть только живописцем и никем более».

В 1917 году Пластов закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник создал множество ярких картин, сюжеты для которых брал из такой близкой и знакомой ему деревенской жизни. Выдающимися признаны работы Пластова , созданные им во время Великой Отечественной войны «Жатва», «Сенокос» , «Фашист пролетел». Деревне Пластов посвятил и свое послевоенное творчество. В этот период появились его известные картины «Ужин тракториста» ,«Первый снег», «Весна». (слайд-рассматривание картин художника)

Почти на каждом из полотен А. Пластова есть дети. И саму жизнь, природу художник передаёт не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. « Надо.чтобы человек эту непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно ежеминутно, -писал художник. –И когда поймет он эту удивительность ,громоподобность бытия, на все его тогда хватит: и на подвиг в работе ,и на защиту Отечества ,на любовь к детям ,к человечеству всему. Вот для этого существует живопись».

Картина «Первый снег» написана в 1946 году и пронизана тихой радостью, которая связана   с окончанием  войны и возвращением к мирной жизни. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния зимней природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

-Давайте посмотрим на картину и послушаем музыку А.Вивальди «Времена года-зима» (слайд - рассматривание картины под музыку)

-Что вы представили?

Работа по картине.

-Какое время года изобразил художник? (Начало зимы) Почему вы так решили? (Нет сугробов. местами видна голая земля)

Картина передает тот особенный момент в природе , когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые снежинки.

-Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку и мальчика - деревенских ребят)

-Почему они выбежали на крыльцо? (Посмотреть на первый снег) Проснувшись утром , дети выглянули в окно и удивились – за одну ночь все вокруг побелело.

-Опишите их внешний вид . ( Девочка даже не успела одеться: накинула на голову теплый платок и в одном легком платьице выскочила из избы. Только успела надеть валенки. Мальчик одет теплее. Он в пальто и шапке-ушанке)

-Почему девочка запрокинула голову и смотрит вверх? (Любуется снегом)

-Что выражает ее лицо? Посмотрите на карточки и выберите слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей.

Радость, удивление, испуг, восторгвосхищение, грусть, волнение, беспокойство, интерес. 

Она замерла на крыльце бревенчатого дома от удивления и восторга. Взгляд устремлен вверх, где сквозь раскидистую крону дерева пробираются, не спеша касаясь земли, крупные белые снежинки. Грациозный танец снежинок так заворожил девочку, что она перестала обращать внимание на то, что легко одета.

-А какие чувства испытывает мальчик?

Он спокойнее сестры ,но тоже рад снегу ,побелевшей улице и белым крышам домов.

Если учесть год написания картины (1946), можно понять и еще одну очень важную вещь: художник изобразил детей войны, которые видели уже очень много зла за свою недолгую жизнь. И, вместе с тем, они находят в себе силы счастливо улыбаться снегопаду и искренне радоваться.

-Как же изменилось все вокруг после выпавшего снега? (Все побелело , на улице стало светлo)

Кажется, нет ничего прекраснее, чем видеть, как после долгой сырой и серой осени все вокруг одевается в белый наряд, встречая новое время года – зиму. Большие хлопья снега, кружась в танце, подхваченные порывистым ветром, уже накрыли мягким покрывалом землю, крышу простых деревенских избушек и ветви раскидистой березы в палисаднике .Все вокруг сказочно преобразилось.

Палисадник - это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

-Кто еще, кроме детей, радуется первому снегу ? ( На березе стрекочет сорока, а внизу спокойно и важно расхаживает ворона. Они тоже рады первому снегу. Эти птицы не боятся холода и не улетают на юг ,лишь к зиме переселяются поближе к жилью человека)

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы .

-В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев На заднем плане уже появились люди на санях Кажется, что природа ликует ,радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. )

- Посмотрите на небо. Что о нем можно сказать?

(Оно серое , покрыто тучами)

На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает землю.

- Какие краски художник использовал при написании этой картины?

(белые, серые ,коричневые)

Так Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Ослепительная белизна снега способствует передаче чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми протянуть руки к падающим снежинкам.

Речевая подготовка к сочинению. (слайд)

-Выберите несколько опорных слов , которые являются главными для описания картины.

снег          дети

земля               берёза

небо                 ворона

-Попробуйте описать эти слова, используя сравнения, эпитеты.

cнег - белый, пушистый, чистый, похожий на белых бабочек, белая скатерть, пух, маленькие белые звёздочки, укрыл землю белоснежным ковром  , кружится, порхает, танцует, опускается белыми хлопьями

небо - тяжёлое от  множества снежинок, серое

береза - раскидистая, радуется первому снегу, новый наряд

ворона - важная, серо-чёрная, рада первому снегу, поклевала снег, протоптала дорожки

дети– лицо девочки выражает восторг,  радость , удивление, глаза блестят, счастлива, завороженно смотрит , мальчик –одет потеплее, на голове шапка -ушанка

Обсуждение структуры сочинения. (слайд)

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (Из вводной части, основной части и заключения.)

1.Вступительная часть .(Художник А Пластов и его картина)

2.Основная часть. (Первый снег, одежда детей , радость детей, дерево, птицы, деревенская улица, небо, краски картины)

3.Заключительная часть. (Мое отношение к картине)

-Как будем писать каждую часть? (C красной строки)

-О чем будем писать в 1 части? Какими предложениями можно начать вступление?

- Во 2 части?

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (В этой части нужно написать о своих впечатлениях о картине, о настроении, которое вызвала она).

- Выберите лучший вариант, из предложенных на слайде. ( слайд)

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

Трудно оставаться равнодушным , когда видишь первый снег.

Хочется встать рядом с радостными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.



Составьте устное сочинение по картине (1 ученик отвечает)

Орфографическая подготовка. (карточки)

– Посмотрите на карточки. Здесь написаны слова. Прочитайте их, объясните написание.

Дев…чка, сн…жок, уд…вление, в…круг, сн…жинки, счастлива, восторг, д…ревня, палисадник, в…рона, с…рока, ж…лье, крыл…цо, стр…кочет, кое-где, тает, коричневые, ле…кое, пуш…стый.

Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения

выглянули в окно и удивились , накинула на голову, выбежали на крыльцо,

оделся потеплее ,спокойно и важно шагает, деревенская улица,

застыла на месте, глаза блестят ,художник использует

Чтение образца сочинения учителем.

Ребята, сейчас я вам прочитаю сочинение, которое можно написать по картине художника А. Пластова. Прослушайте его внимательно.

Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились. За ночь все побелело вокруг. Выбежала на крыльцо девочка с маленьким братом посмотреть на первый снег. Девочка даже не успела одеться. Она лишь накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы, только ноги успела сунуть в теплые валенки. Ее лицо выражает восторг и удивление. Она застыла на месте и не замечает, что снежинки падают на лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Она счастлива, что дождалась первого снега. Ее брат одет теплее. Он сейчас пойдет гулять по первому снегу. Мальчик спокойнее, чем сестра, но также доволен первым снегом. Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов.

Рядом, в палисаднике, растет старая береза. На березе сидит сорока и торопливо стрекочет. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Кустарник в палисаднике тоже засыпан снегом. За углом избы видна часть деревенской улицы. Крыши домов покрыты снегом. Небо серое, затянутое тучами. Снег крупными хлопьями падает и устилает землю, но кое-где уже тает.

Художник использует белые, серые и коричневые краски. Этим он показал деревню обычной и в то же время нарядной от первого снега.

Глядя на картину А. Пластова «Первый снег», испытываешь чувство радости от первого выпавшего снега. Так и хочется встать рядом с радостными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

4 .Физминутка

5.Самостоятельное написание сочинения.

6.Рефлексия.- Давайте прочитаем ваши сочинения. (1,2 зачитать)

— Оцените свою работу на уроке. (слайд-смайлики)

7.Подведение итогов урока

— С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?

— Какие его картины вам запомнились?

8.Домашнее задание