В разработке представлен конспект/ сценарий урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи". Тип урока- подготовка к изучению темы "Глагол" в 4 классе, актуализация ЗУН за предыдущие периоды обучения по данной теме. На уроке представлены разнообразные виды работ с опорой на материалы учебника "Русский язык. 4 класс" под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, игровые, конкурсные задания.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи. Роль глаголов в речм"»
Конспект урока русского языка в 4 классе( 2025г).
1.Ф.И.О учителя: Дышлевая О.В.
2. Класс: 4
3. Предмет: русский язык
4. Тип урока: «Повторение пройденного. Подготовка к изучению темы «Глагол»
5. Тема урока: «Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи»
6.Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)
1) актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; развить представление о грамматическом значении глагола;
2) повторить морфологические признаки глагола
3) развивать коммуникативные навыки обучения
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию;
- позитивная моральная самооценка
Метапредметные УУД:
- извлечение актуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации ;
Познавательные УУД:
- знать грамматические особенности глагола, уметь отличать их от других частей речи.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Регулятивные УУД:
- оценивают достигнутый результат.
Предметные УУД
- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли),
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Образовательные ресурсы:учебник, компьютер,проектор,презентация, карточки для работы в паре и группе, цветы для рефлексии.
Ход урока:
Время | Этапы урока и их содержание |
| 1. Организационный момент. Приветствие. Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга. |
| 2. Актуализация знаний: -Записываем в тетради число, Классная работа.- Слайд № 2 - Разгадаем ребус и назовём тему урока ( «Глагол как часть речи») – слайд №3 -Минутка чистописания ( прописать слово «глагол», Что обозначает это слово?)( сл.№ 4) - Из истории слова глагол ( сл № 5 |
| 3. Постановка учебной задачи и ее решение. - в современном русском языке словом глагол называют часть речи, с которой вы познакомились уже в начальной школе. И в 4 классе мы продолжаем её изучать. - откроем учебники на стр.67. Прочитаем название раздела и что предстоит вспомнить , узнать, чему научиться при изучении раздела( читает ученик) – сл. № 6. - Высказывания о роли глагола в речи ( сл № 7 - Вспомним всё, что должно быть вам известно о глаголе из курса 3 класса.( сл. № 8) Учащиеся устно отвечают на вопросы : 1. Глагол – самостоятельная часть речи. 2.Что обозначает? (обозначает действие или состояние предмета) 3. На какие вопросы отвечает?(Что делал?/сделал, Что делает?/ сделает, Что будет делать? - тот или иной предмет) 4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное, может изменяться по родам ) 5. Чем является в предложении?(сказуемым). - И сегодня на уроке мы повторяем и закрепляем знания умения и навыки по теме «Роль глаголов в языке» ( стр 68), сл. № 9) |
| 4. Работа по теме урока: выполнение тренировочных упражнений. 1) Учимся видеть глаголы в тексте: упр № 139 – сл № 10 для проверки 2) Учимся определять группы глаголов по их значению упр № 140 сл 11-17 Устно: называют глаголы каждой группы, на экране проверка. Письменно : выписывают глаголы движения, самопроверка с опорой на экран. 3)Наблюдение над ролью глагола в речи, омонимия среди глаголов: упр 141, сл 18. 4)Наблюдение над глаголами: отличие глаголов от других частей речи, сходных по звучанию: упр. 142, сл № 19-23. Письменно: списать любое предложение, подчеркнуть в нём глагол как член предложения. |
| ФИЗМИНУТКА. Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали, Мальчики потопали, девочки похлопали. А теперь наоборот: Девочки потопали, мальчики похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, тихо до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
| 5)Словарная работа: ГОРЕТЬ, СВЕРКАТЬ. ( записать, указать буквы для запоминания, вопросы: какой частью речи являются эти слова, какую пару они составляют( синонимы)- сл № 24. 6)Глаголы в пейзажных зарисовках: упр 143. ( сл 25)- устно отвечаем на вопросы. Письменная часть выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка- в парах. |
| 5. Закрепление : - Игра «Слово в конверте». Каждому ученику даётся карточка определённого цвета со словом, которую он должен вложить в соответствующий конверт( три конверта прикреплены на доске: «Глаголы движения», «Глаголы звучания», «Глаголы цвета») Задание выполняется в командах по рядам. После проверки – учитель достает из конвертов слова и считает ошибки- карточек какого цвета с правильным выбором больше, та команда выигрывает). Карточки – зелёного и красного цвета. Сл № 26 Глаголы движения: Глаголы цвета: глаголы звучания: промчался серебрилась Барабанить ползёт чернеют трещит свалилась поблёскивают грохочет проходят пестреет булькает сползают позеленел мурлычет перекатывается алеет шуршит |
| 6. Подведение итогов. Рефлексия: - Изучение какой части речи мы сегодня начали на уроке? -Какие задания вы выполняли? - Поиграем ещё в одну игру «Да/нет» и проверим , насколько окрепли ваши знания о глаголе после нашего занятия. Я называю фразу, если она верна вы хором говорите «да!», если ошибочна- «нет!» и исправляете мою ошибку. 1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?) 2. Обозначает действие предмета? (Да) 3. В предложении чаще всего является подлежащим? (Нет, сказуемым) 4. Изменяется по числам? Временам? Родам? (Да) падежам? ( нет) 5. Глагол в предложении обычно бывает сказуемым? (да) 6. Слово ПЕЧЬ является глаголом? ( и да и нет- все зависит от контекста, это омонимия) - Самооценка учащихся: мини-тест в тетрадях ( сл №28) |
| Домашняя работа: сл № 29. Упр 144. ( указанные глаголы подчеркнуть) Объявление оценок учащимся за урок. |
3