РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Дата ______________ Урок № 37
Тема: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.
Цель: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст.
Планируемые результаты:
Предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: карточки, аудиозапись для физминутки.
Ход урока
1. Организационный момент
В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём!
2. Актуализация опорных знаний
Каллиграфия: оз из им ом ол
Работа по карточкам: определение падежа имён существительных
Карточка 1. Определить падеж имени существительного.
Покрыты снегом___________________ Сверкают на траве_________________________
Доил козу_________________________ Идёт через лес____________________________
Прилетают птицы__________________ Пробежал по тропинке_____________________
Вышел из школы___________________ Кататься на лодке_________________________
Прибежал к дому__________________ Тянется к добру _________________________
Карточка 2. Определить падеж имени существительного.
Вышел из дома______________________ Похожи на хоровод______________________
Укусить зубами_____________________ Нашёл в лесу___________________________
Наступает весна____________________ Подлетел к цветку________________________
Скрипит под ногами_________________ Бродит по лесам__________________________
Зажёг спичку ______________________ Раздул пламя ____________________________
Запись под диктовку
На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.
- Разберите предложение по членам.
— Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте связь слов.
— Укажите падеж имён существительных.
— Разберите слово рябины как часть речи.
3. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания: по дорожке, к лесочку, по тропинке, к другу.
- Определите падеж имён существительных.
— О каком падеже мы будем говорить сегодня на уроке? (О дательном.)
— Сформулируйте задачи урока.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику
стр. 113, Упр. 208
— Рассмотрите таблицу.
— Перечислите признаки дательного падежа.
— Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го склонения в дательном падеже?
— Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в дательном падеже?
— Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание -и? (3-го склонения.)
— Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание -el (1-го склонения.)
— Какие есть способы проверки написания безударных окончаний?
Работа в парах
стр. 114,упр. 209
— Назовите существительные в дательном падеже, которые встретились в предложении.
— Объясните, почему у них разные окончания. (Это существительные разного склонения.)
Физкультминутка
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфология наука - занимательная штука! (приседания)
Каждый должен в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь "пятёрки" получать!
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
упр. 210, стр. 114
— Спишите текст и дополните его советом о бережном отношении к лесу.
Лесные пожары
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк зажёг сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползёт в небо.
Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!
Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище — выгоревшие участки леса! Чёрная земля, чёрные стволы упавших деревьев. Много лет пройдёт, пока снова вырастет живой лес.
5. Рефлексия Подведение итогов урока
— Оцените свою работу на уроке.
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали об окончаниях существительных в дательном падеже?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание: стр. 114, упр. 211, правило стр. 210