СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Имя существительное"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Солдато- Александровского Советского района» Ставропольского края












Конспект урока по русскому языку в 5 классе

по теме

«Имя существительное как часть речи»















Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№6 с.Содато-Александровского»

Жилина Людмила Геннадьевна .

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества


Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.


Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности

  • Метод конкретизации целей обучения

  • Метод открытого обсуждения новых знаний

  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Результаты: переход от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».



Ход урока

1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

2.Каллиграфическая минутка (ор, ка, ел)

3.Орфоэпическая разминка.

-Поставить в записанных на доске словах ударение, правильно их произнести.

(Ворота, алфавит, документ, цемент, километр, квартал)

4.Проверка домашнего задания. Орфографическая диктовка.

( Один уч-ся выходит к доске и диктует подготовленные слова, с изученными орфограммами)

5.Микроитог.

6.Изучение нового материала. Постановка проблемы и задач урока

- Чтение стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье...»

-Что удивительного в этом стихотворении?

- Сколько здесь имён существительных?

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

-Докажите это высказывание.


- Объясните постановку тире.


(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).


- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).


- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

7. Лингвистический эксперимент.

-Можно ли записать по-русски текст, составленный из слов, которых в русском языке нет?

Работа с текстом Людмилы Петрушевской «Пуськи Бятые»


Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушатa бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!


-Можно ли среди этих слов найти существительные?

-Какие это слова?

-Как вы это определили?

- А вспомните ли вы определение имени существительного ?

- А что же слова любовь, сострадание, ветер тоже обозначают предметы




Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю­дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.


Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы выполним второе задание .


На столах у вас лежат карточки.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.


ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль


1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша

2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)

3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),

5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),

6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа

7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)

8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)


Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

Зима, утро, урок, море, ночь,


8.Определение морфологических признаков имени существительного.

-Распределите существительные по родам и сделайте выводы.

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь


- Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , морковь , скворец , окно , дом , молоко ,сказка, девочка, облако.


-Распределите имена существительные на собственные и нарицательные.

Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , морковь , скворец , окно , дом , молоко ,сказка, девочка, облако.



-Распределите имена существительные по склонениям.

Машина, картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей.



9.Определение синтаксической роли имени существительного.

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

10.Составление опорного конспекта.

-Мы приближаемся к концу урока и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике.


-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту


Опорный конспект

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Обозначает …

2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.

Изменяется по числам, падежам

3. В предложении является ...................................


11.Выставление оценок.

12..Рефлексия (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

13. Домашнее задание: Выучить опорный конспект. Упр.478,479.










8