Урок русского языка в 5 классе _____________________
Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование умений объяснять лексическое значение слов разными способами.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, интерактивная доска
Структура и ход урока
1. Этап мотивации и самоопределения к учебной деятельности.
Прием «Необъявленная тема»
-Ребята, давайте запишем тему урока.
- Извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Пусть это будет загадкой, которую вы скоро разгадаете.
Хотя одно слово из темы я вам, так и быть, подскажу.
Отгадайте загадку: что это?
Его можно услышать, произнести, записать, затранскрибировать, прошептать; им можно приласкать, огорчить, приободрить.
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о слове) (записываем на доске)
-Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
2. Этап актуализации знаний.
-Записываем число, классная работа
1) Развести пары слов по значению. (На интерактивной доске)
С _ деть на стуле – с _ деть к старости
Сл___зать сливки - сл___зать с лестницы
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова) (записываем на доске)
3. Этап фиксирования затруднений в пробном действии.
1)- Давайте вспомним, какие разделы языкознания есть в нашем языке и какие единицы языка «живут» в каждом из языковых разделов.
-Соотнесите слова из первого столбика со словами из правого (цифра – буква). Выполняют самостоятельно.
1. Фонетика а) буквы
2. Пунктуация б) предложение
3. Графика в) слова
4. Синтаксис г) звуки
5. Лексика д) знаки препинания
- А что в этих ответах для вас было новым? О каком разделе языкознания мы еще не говорили? (лексика) записываем на доске
Формулируют тему: Лексическое значение слова. Лексикология
2) -Здесь еще одно незнакомое слово. Выделите в нем корни. Что означает слово «лексикология»? Найдите ответ в учебнике на с. 136
3) Чтение материала на с. 137.
4. Этап построения проекта решения проблемы.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (объяснять лексическое значение слов)
5. Этап реализации построенного проекта.
А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
Давайте прочитаем текст упр. 267.
- В русском языке около 500 тысяч слов. Как вы думаете, где живут слова?
- А какие словари вы знаете?
- Как называются словари, в которых мы можем узнать значение слова?
- Кто составляет словари?
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
«Большой толковый словарь современного русского языка» Ушакова – 180тыс. слов
«Толковый словарь русского языка» Ожигова – 80 тыс.слов
- А почему нельзя назвать точное кол-во слов в русском языке? (Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Теперь давайте разберемся, как выглядит словарная статья. (работа с толковым словариком в учебнике с. 225 (анализ словарной статьи)
- Чем может быть полезен для вас это словарь? Когда мы к нему обращаемся?
- Обратите внимание, что каждое слово относится к какой - либо части речи, имеет, кроме лексического значения еще и грамматическое. Мы уже об этом говорили, когда давали характеристику предложению. У имен существитель-ных и прилагательных можно определить род, число, падеж, у глаголов – время, лицо, число. Это и будет их грамматическое значение.
- У каждого на парте – схема строения словарной статьи. Давайте посмотрим, из чего она состоит.
Словарная статья
1. Слово 2. Грамматическое значение 3. Лексическое значение
Физкультминутка.
6. Этап реализации проекта.
1)Работа в парах.
- А теперь попробуйте самостоятельно, работая в парах, определить ЛЗ и ГЗ любого слова из школьной тематики.
Например: ШКОЛА
Один готовит ЛЗ
Другой - ГЗ
7. Этап первичного закрепления .
- Мы идем в школу и несем в руке предмет, предназначенный для того, чтобы носить книги и тетради. Что это? (рюкзак, портфель)
2). Лингвистическая игра «Идем в школу».
- Давайте наполним наш рюкзак вещами, которые нам будут необходимы в школе. Я читаю ЛЗ, а вы под цифрами записываете слова в тетрадь.
Вопросы :
Сшитые листы чистой бумаги в обложке. (тетрадь)
Книга для обучения чему-нибудь. (учебник)
Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (дневник)
Письменная принадлежность – держатель для пера в виде палочки, стержня. (ручка)
Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево. (карандаш)
Инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах. (циркуль)
Ломтик хлеба с маслом, с сыром, колбасой. (бутерброд)
8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Найди соответствия
1. Словарный состав языка-
2. Раздел лингвистики, изучающий лексику -
3. Профессиональный наездник на скачках, бегах –
4. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино –
5. Дудка, свисток для приманивания птиц -
6. Вежливый, учтивый-
1. Жокей
2. Лексика
3. Манок
4. Галантный
5. Партер
6. Лексикология
Проверка по эталону
1. Жокей - профессиональный наездник на скачках, бегах
2. Лексика – это словарный состав языка
3.Манок – дудка, свисток для приманивания птиц
4. Галантный – вежливый, учтивый
5. Партер – нижний этаж зрительного зала в театре, кино.
6 . Лексикология - раздел лингвистики, изучающий лексику
9. Этап включения в систему знаний и повторения.
Подведение итогов урока:
С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? Что изучали на уроке?
Что было для вас новым? Интересным? Открыли ли для себя что-то новое?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Поднимите руки те, кто считает, что справился абсолютно со всем сегодня.
Кто справился не со всеми заданиями?
Кто не понял совсем ничего?
Кому было интересно?
Кому легко? Почему?
Кому сложно?Почему?
10. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне было непонятным….
Захотел узнать больше о…
Итог урока - записанные на доске слова М.Горького: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон». Эту задачу мы будем решать на последующих уроках.
11. Дифференцированное домашнее задание:
Для всех по вариантам (6 вариантов) выпишите из толкового словаря лексическое значение слов:
1 вариант компания и кампания
2 вариант невежа и невежда
3 вариант землистый и земельный
4 вариант понятный и понятливый
5вариант песочный и песчаный
6 вариант бережный и бережливый
Составьте с данными словами предложения.
+ На выбор:
составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи//
Упр. 271//