План урока русского языка в 5 классе
Тема: «Язык и человек. Общение устное и письменное»
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Знакомство — СЛАЙД №1
3. Объяснение требований: 2 тетради, справочник для правил, только синяя ручка, простой карандаш, ластик, линейка.
4. Подписываем тетради — СЛАЙД №2
5. Записываем: число, классная работа, тема — СЛАЙД №3
6. Орфографическая разминка. Работа у доски. Записываем в столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, подбираем проверочные слова.
ВзглЯни -
одИнокий -
сИдел -
побрОдить -
соглАшался -
оборвАлось -
облЕтели -
остАвался -
свОей -
7. Просмотр видео: Ералаш «Почему мы так говорим?»
8. Беседа о языке и речи.
9. Запись на доске и в тетради:
ЯЗЫК: РЕЧЬ
1) лексика (слова) Как мы используем язык.
2) грамматика (правила) Способность говорить.
1) устная
2) письменная
10. Запись в тетради и объяснение:
ЛИНГВИСТИКА — наука, которая изучает язык. - СЛАЙД №4
11. Работа у доски. Записать пословицы, объяснить их смысл. Подчеркнуть слова, связанные с понятиями РЕЧЬ, ЯЗЫК.
1) Без языка и колокол нем.
2) Живое слово дороже мёртвой буквы.
3) Хорошую речь хорошо и слушать.
4) В чужой беседе всякий ума купит.
5) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
6) На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
12. Дополнительное задание: выписать и разобрать по составу подчёркнутые слова. Работа проводится у доски и в тетрадях.
ЯЗЫКА, СЛОВО, РЕЧЬ, БЕСЕДЕ.
13. Работа со стихотворением Агнии Львовны Барто — СЛАЙД №5
Сильное кино
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников — собрание,
Потом у них — кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
«Они ползут, а он им — раз!
Но тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей — раз! Она им — раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с нею заодно!
Ух, сильное кино!»
Нет, видно, я ещё мала!
Я ничего не поняла!
Агния Львовна Барто
14. Просмотр видеофрагмента «Плотоядная корова».
15. Делаем вывод — СЛАЙД №6
РЕЧЬ (ЯЗЫК) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств, эмоций. Это средство ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО общения.
16. Запись на доске и в тетрадях высказывания Ивана Сергеевича Тургенева (записывает учитель). Обсуждение.
БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК, НАШ ПРЕКРАСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.
Иван Сергеевич Тургенев
17. Домашнее задание:
1) Подобрать и записать в тетрадь 4-5 пословиц о языке, речи.
2) Задание на распечатках по тетради Назаровой (задание 1 на стр. 1).