Обобщающий урок в 5 классе по теме «Морфемика»
(Путешествие по стране «Морфемика»)
Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:
Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, составление новых слов, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Оборудование урока: учебник русский язык 2ч, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация, доска,
Ход урока.
1. Организационный момент.
Улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей.
Для чего мы пришли на урок?
2. Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание:
Введение в тему:
Ребята, посмотрите на экран. Перед вами ребус (слайд 1). Разгадайте его, и вы узнаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке (морфемика).
- Что такое морфемика? Что изучает?
В итоге сложилось слово МОРФЕМИКА.
Итак, у нас последний урок в этом разделе.
- Что мы будем делать на уроке? Каковы наши задачи?
- Ответы учащихся:
- Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Морфемика»
- Повторить орфограммы, изученные в разделе;
- потренироваться в морфемном разборе слова ;
- подготовиться к контрольной работе.
Работа с тетрадями: запись числа, классная работа
Разминка: (в это время два ученика работают с карточками)
Для разминки предлагаю вам поиграть в игру «Найди третье лишнее». Внимание на экран (слайд 3). Вам нужно найти «третье лишнее» и выписать его.
Пол…г, предл…жение, предл…гать
Р…стение, произр…стать, р…сток
Ц…фра, ц…плёнок, ц…нк
Бе…крайний, бе…призорный, …десь
Ж…лудь, реш…тка, ш…в
Дети работают самостоятельно в тетрадях, затем проверяют сами себя по слайду 4. У кого все 5 слов выписаны верно, поставьте себе на полях «5»
Этап мотивации
Ребята, наверное, вы помните сказку английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (слайд 5). Представьте, что героиня этой сказки попала не просто в страну чудес, а в Страну чудес русского языка Морфемику. Ей нужно найти дорогу домой, но так как она англичанка, ей очень трудно выполнять задания по русскому языку. Поможем ей? Алиса оказалась в запертой комнате, и, чтобы выбраться оттуда, ей нужно добыть ключ. А для этого нужно вспомнить правило правописания приставок на –з/-с.
Приставки на з и с. Ученик рассказывает правило.
Выполним задание (слайд 6).
Распредели в два столбика слова с приставками на –з / -с. Приставки выдели.
Бе…водный, бе…личный, ра…тянуть, во…становить, во…ражение, ра…менять, ра…писание, и…пугаться, ..делать, и…бежать
После выполнения проверка по слайду 7.
Мы помогли Алисе получить ключ от двери (слайд 8). Она открыла дверь и попала в гости к Безумному Шляпнику на его чаепитие (слайд 9). Он приготовил множество разных сладостей и даже придумал название для каждой из них, но вот беда – он не знает, как правильно их написать. Поможем? Вспомним правило правописания гласных о-ё после шипящих.
Буквы 0-ё после шипящих
Ученик рассказывает правило. Затем один ребенок выходит к доске, остальные работают в тетрадях (слайд 10).
Спиши, вставь пропущенные буквы: Конфеты «Нежный ш…лк», ш…колад «Золотистый ж…лудь», пастила «Крыж…вниковый вкус», карамель «Ш…пот ж…лтых пч…лок». После проверка по слайду 11
3.Задание «Разобрать по кирпичикам»
Ребята, подкрепившись, Алиса готова продолжить своё путешествие, но у неё на пути стена из кирпичиков. А кирпичики эти – морфемы.
- Вспомните, при помощи каких морфем образуются новые слова?
- Какая морфема образует форму слова?
- А без какой морфемы не может быть слова?
- Как определить корень в слове?
Вот такая интересная морфемика. А теперь Петрина Тома расскажет нам, бывают ли слова без корня.
Давайте вспомним, как правильно разобрать слово?
Правильно, Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс
А приставка впереди.
Давайте разгадаем загадки и сделаем морфемный разбор слов.
Вместе разгадывают загадки (1 ученик у доски делает морф. разбор)
Растёт на земле Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт. (Земляника)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала…(Снежинка)
Это что за огород?
Огород с секретом,
Во дворе у нас мороз –
В огороде – лето! (Теплица )
Зубов много, а ничего не ест. (расческа)
Ребята, Стену из кирпичиков мы разобрали, Алиса вышла, но теперь надо поставить кирпичики по порядку и сложить новую стену . Нужно сконструировать из морфем новые слова
4.Задание «Конструктор» (составить из морфем новые слова).
приставка как в слове заскочить,
корень как в слове помашет,
суффикс как в слове шляпка,
окончание как в слове каблуки. (Замашки)
приставка как в слове подсолнечный,
корень как в слове осинка,
суффикс как в слове малиновый,
суффикс как в слове домик
окончание как в слове стол. (Подосиновик)
3)Приставка та же, что в слове рассвет,
Корень – из слова писать,
Суффикс – из слова окончание,
Окончание то же, что в слове название (расписание)
А сейчас мы немножко отдохнем и проведем физминутку.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
5. «Прятки с буквами о и а».
Ребята, посмотрите, кто встретился нам с Алисой. Это же Чеширский кот (слайд 13). Он готов показать Алисе дорогу домой, но сначала просит поиграть с ним в прятки. Нужно найти буквы о и а. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова. Но сначала давайте вспомним, в каком случае в корнях пишется буква о, а в каком а? Правила (раст, ращ, рос, лаг, лож)
. 1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; (слайд)
Проверка по слайду
«Подземелье злых ошибок». Ребята, на пути Алисы Подземелье злых ошибок». В нем нас поджидают злые и коварные ошибки. Постарайтесь их избежать. Чтобы спасти Алису из подземелья, нужно действовать сообща.
Игра «Четвёртое лишнее». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните «Четвёртое лишнее».
1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, спиц.., ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизац..я, ц..рк.
Итак, ребята, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и помогли Алисе найти дорогу домой, а заодно повторили раздел «Морфемика».
Учитель:
Ребята, выполняя работу по строительству слов, вы показали, что умеете выделять морфемы в словах. Я уверена, что и писать вы сможете грамотно, потому что если знаешь части слова, то напишешь их толково, т. е. правильно!
Ошибкино. (3 мин.)Если останется время
Но вот еще один человек, которого вы хорошо знаете, попал в трудную ситуацию. Это почтальон Печкин, герой сказочной повести Эдуарда Николаевича Успенского«Дядя Фёдор, пёс и кот». Увидел он, что Матроскин и Шарик ссорятся, и написал письмо дяде Фёдору. Проверить письмо некому, вот он и обращается к вам с просьбой. Поможете? Исправьте, пожалуйста, ошибки и напишите, какую орфограмму забыл Печкин? (Корни с чередованием –лаг---лож-, раст-(-ращ-)- рос-)
1) Исправьте ошибки )
«Дорогой Дядя Федор! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Молоденькие яблони вырасли, на них румяные яблоки, но собирать их некому. Матроскин на печи лежит да песни слогает. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»
11 Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось
В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешными?
За что вы похвалили бы себя на уроке?
Что изменили бы в своих действиях на уроке?
Какой этап вызвал трудности?
С какой орфограммой нужно ещё поработать?
Было ли путешествие полезным для вас?
Подведение итогов урока. Объявление оценок.
Домашнее задание
Повторить параграфы 70-87, упр. 467.
7