СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) по теме: "Имя существительное".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) по теме: "Имя существительное".»

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное» (итоговый урок).



Цели: закрепить знания детей о имени существительном

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

1. Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.

2. Развивать речь учащихся.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, расширение кругозора.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия: умение проводить сравнение, классификацию, группировку (с помощью учителя).

Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение (с помощью учителя); умеет прислушиваться к мнению соседа и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в паре, в группе (с помощью учителя).


Тип урока: обобщение и систематизация.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами для проведения физкультминутки.


ХОД УРОКА


Ход урока:

Действия учителя

Действия обучающихся

  1. Организационный момент.

Слайд 1.Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в страну, где поселилась самостоятельная часть речи, которую мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков.

А какая вы мне поможете вспомнить

- На доске слова: (зима, стул, человек, холодный).

- Прочитайте слова и назовите лишнее слово. Почему?


-К какой части речи относятся остальные слова? Молодцы!


- О какой части речи мы сегодня будем говорить?

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфеле?

Книги, ручки, дневники.

Как вы сделали открытие

Это удивительное?

Помогло нам всем ответить

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Итак, мы совершим сегодня путешествие в страну имени существительного. Мы с вами отправимся в плаванье, и будем делать остановки на разных островах, где будем выполнять задания. На сегодняшнем уроке вы должны показать все, что знаете о имени существительном. Вспомнить на какие вопросы отвечает имя существительное, что обозначает имя существительное, в каких случаях существительное пишется с маленькой буквы в каких с большой и многое другое. Итак, начинаем наше путешествие.

Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

2.Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, что обозначает имя существительное? Восстановим текст

Слайд 2

Имя существительное – это часть_____,которая обозначает _____и отвечает на вопросы _____,_____

Слайд 3


Слайд 4 Итак, мы с вами отплываем в путешествие на нашем корабле, название которого Существительное.

Мы будем проплывать острова, на которых будем делать остановки и выполнять разные задания.

Будем проплывать остров под название «Кто? Что?», «Большие-маленькие», остров на котором отдохнем «Физминутка», остров «Мужской, женский, средний», «Один-мног» и прибудем к месту назначения остров «Итог». Вперед поплыли

Сдайд 5 Первый наш остров, на котором делаем остановку остров КТО? ЧТО?

- Вы мне сказали, что существительное часть речи, которая обозначает предмет. Только ли предмет может обозначать имя существительное?


Приведите мне пример существительных, которые обозначают:

-явления природы

-людей

-события

-животный и растительный мир (слова на доске)



- На какие вопросы отвечает имя существительное?


Слайд 6.Задание: найди лишнее слово. Объясни почему это слово лишнее.

1.Книга, тетрадь, линейка, ученик.

2.Лес, птица, трава, гнездо.

3.Подруга, дружба, товарищ, приятель.

4.Море, остров, вода, моряк.


-Какие существительные отвечают на вопрос кто?


- Какие имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?

(вывесить слова на доске)


Я вам предлагаю помочь распределить слова в 2 столбика. Сказочный герой Пумба будет собирать неодушевленные существительные, а Тимон одушевленные. Кот, гроза, крот,ком, брат,вода, торт,рот, птица, рыба,кукла, петух, стол,лом,лужа,пенал,народ.



Итак, мы с вами знаем, что существительные, которые отвечают на вопрос кто? Это одушевленные существительные, на вопрос что? неодушевленные.


Слайд 8.

Мы с вами продолжаем наше путешествие и следующий наш остров, на котором мы делаем остановку Большой, маленький.

Скажите, пожалуйста, какие существительные пишутся большой буквы?

- Какие существительные относятся к собственным?








- Как называются остальные имена существительные?



- Как пишутся собственные и нарицательные существительные? (вывесить слова на доске)

Слад 9 Правило


Слайд 10 Задание: Выбери нужную букву.


Я живу в (Г,г)ороде (А,а)лааевск. Моя школа находится на (У,у)лице (Р,р)озы (Л,л)юксембург. У нас протекает (Р,р)ека (Н,н)ейва.

 Слайд 12

Мы отправляемся на следующий остров это физминутка.

Слайд 13

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Мы плывем на нашем корабле по морю. Давайте послушаем, как плещется вода, шумит море.


Итак, немного отдохнули. Давайте дальше поработаем в тетрадях.

(открываем тетради, записывает число). Обратите внимание на правильное написание орфограмм

Отгадайте загадку, и с какой буквы будет начинаться отгадка, ту и букву будем прописывать в тетрадях.

На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло всё сошло. Ответ: снег

Слайд 14


Мы плывем дальше. И следующий остров, на котором мы остановимся мужской, женский, средний.

Мы знает, что существительные, бывают какого рода?



К существительным мужского рода, какие слова можно подставить?


К существительным женского рода, какие слова можно подставить?


К существительным среднего рода, какие слова можно подставить?

Слайд 15


Вам нужно данные слова расселить слова по каютам. Слова, которые относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Расселите слова по каютам.


ветер, окно, мама, солнце, снег, дерево дочь, берег, внучка.

Мы покидаем остров мужской, женский, средний


Слайд 16


Плывет дальше. Остановка на следующем острове. Один – много.


Мы с вами знаем, что существительные имеют два числа, – какие подскажите мне, пожалуйста.

Слайд 17




Следующее задание, которое вам приготовлено выполнить на этом острове это слова в единственном числе изменить, чтобы они были во множественном числе.




Слайд 18

Отправляемся дальше в плавание и подплываем к нашему последнему острову на сегодня остров «Итог»

- Наш урок подошел к концу. По какой теме мы закрепляли знания?

- На следующих уроках мы закрепим другие грамматические признаки имени существительного.

Игра «Да - нет»

1.Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительное обозначает действие предмета.

3. Существительное обозначает предмет.

4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

5. Имена собственные пишутся с большой буквы.

6. Имена существительные изменяются по числам.

Итог урока. Оценивание обучающихся








-холодный (это прилагательное, отвечает на вопрос, какой?)

- существительное



О существительном






























- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?,что?












-Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, людей, события, животный и растительный мир

-Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (листопад, метель, дождь, радугу)

(друг, товарищ),

(война, мир),

(лошадь, щука, жук)



Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Слайд 7

1.Книга, тетрадь, линейка, ученик. (Что?)

2.Лес, птица, трава, гнездо. (Что?)

3.Подруга, дружба, товарищ, приятель. (Кто?)

4.Море, остров, вода, моряк. (Что?)


-одушевленные: люди, животные


-неодушевленные: это неживые предметы




Пумба:гроза,ком, вода,торт,рот,робот,кукла, стол,лом,лужа,пенал



Тимон: кот,крот,брат, птица,рыба,петух,народ











-Собственные


-К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия.



Остальные имена существительные нарицательные.



- Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы


Слайд 11

Я живу в городе Алапаевск. Моя школа находится на улице Розы Люксембург. У нас протекает река Нейва.


















Буква С






Мужского

Женского

Среднего


Он, мой



Она, моя



Она, моя





Мужского рода: ветер, снег, берег

Женского: мама, дочь, внучка

Среднего: окно, солнце, дерево










Существительные в единственном числе обозначают один предмет

Существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов



Стол-столы

Стул-стулья

Ручка-ручки

Карандаш-карандаши

Доска-доски

Школьник-школьник

Друг-друзья




-