СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования навыков слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами

Задачи: формировать навыки самоконтроля  в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы; научиться находить эти слова в предложениях и в тексте

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами"»

Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами


Класс: 6


Цель: создать условия для формирования навыков слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами

Задачи: формировать навыки самоконтроля в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы; научиться находить эти слова в предложениях и в тексте; совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу; формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий; развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.

Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.

УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению,   осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.



Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


II. Актуализация знаний, умений, навыков:


  1. Орфографическая работа

Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.

    1. Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)

    2. Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)

    3. Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    4. У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)

    5. Сверху - дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)

    6. Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)

    7. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

    8. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

2. Проводится игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год


III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:

Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

- Предположите дальнейший путь её изучения.

Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.


-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-

А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).

- Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании)

- Вы готовы к новым знаниям?


    1. Усвоение новых знаний:



Пол-листа

Пол-лимона

Перед «Л»



Через дефис


Пол-апельсина

Пол-яблока

Перед гласным


Пол-Европы

Пол-Япрынцево

Перед прописной

буквой

Полсмены

Полпарты

Полгода

Перед остальными согласными



Всегда слитно

Полутьма

Полумрак

Полуостров


Всегда слитно







V. Первичная проверка усвоения знаний:

1.  Выборочное письмо.

    1. Пол – Европы прошагали, полземли, этот день мы приближали, как могли.

    2. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердцаполсилы.

    3. Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

    4. Полдороги Владик и Толя бежали молча.

    5. Полдома было ярко освещено.

    6. Муму съела полтарелки и отошла.

    7. В нее (Волгу) смотрелось пол-России.

    8. У бассейна уже собрались пол-лагеря.

2. Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,

Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.

3. Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга

4.Объяснительное письмо.

Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

5. Сказка о пол-, полу-

  • Пол царства за сказку, - сказал кот Баюн.

  • А как ты напишешь полцарства? – спросила бабушка Орфографушка.

  • Не знаю…

  • Тогда тебе эта сказка необходима. Слушай внимательно.

Жили-были слова с пол-: полдороги, полсумы, полвека. Согласные жили в полном согласии, в обнимку, дружно. И никогда не жалели, что из звезды получилось ползвезды, из торта – полторта.

6.Творческая работа

- Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с



ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).



VI. Рефлексия.

- Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?

- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)

- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

- Достигли ли мы целей урока?


VI. Информация о домашнем задании:

Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.




Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…



Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…




Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…




Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…





Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…














































































































































игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.




игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.



игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.




игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.





игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.






игра «Найди лишнее слово»

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Собрание будет в конце декабря месяца.

  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  4. Путешественники ослабли от недоедания пищи.

  5. В мае 25 числа мы закончим учебный год.













































































Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.


Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.




Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.




Я пришел из школы:

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полбатона хлеба,

Полсудка борща,

И на сковородке

Ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня сегодня

Был такой обед:

Полкило варенья,

Полмешка конфет.

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Но полуживой.)

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.







Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга


Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга

Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга

Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга

Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга

Раскройте скобки.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга