Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами
Класс: 6
Цель: создать условия для формирования навыков слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами
Задачи: формировать навыки самоконтроля в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы; научиться находить эти слова в предложениях и в тексте; совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу; формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий; развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.
Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.
УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний, умений, навыков:
Орфографическая работа
Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.
Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)
Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)
Сверху - дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)
Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
2. Проводится игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:
Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.
- Предположите дальнейший путь её изучения.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)
-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-
А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).
- Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании)
- Вы готовы к новым знаниям?
Усвоение новых знаний:
| Пол-листа Пол-лимона | Перед «Л» | Через дефис |
| Пол-апельсина Пол-яблока | Перед гласным |
| Пол-Европы Пол-Япрынцево | Перед прописной буквой |
| Полсмены Полпарты Полгода | Перед остальными согласными | Всегда слитно |
| Полутьма Полумрак Полуостров | Всегда слитно |
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Выборочное письмо.
Пол – Европы прошагали, полземли, этот день мы приближали, как могли.
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца, полсилы.
Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Полдороги Владик и Толя бежали молча.
Полдома было ярко освещено.
Муму съела полтарелки и отошла.
В нее (Волгу) смотрелось пол-России.
У бассейна уже собрались пол-лагеря.
2. Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,
Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.
3. Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
4.Объяснительное письмо.
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
5. Сказка о пол-, полу-
Пол царства за сказку, - сказал кот Баюн.
А как ты напишешь полцарства? – спросила бабушка Орфографушка.
Не знаю…
Тогда тебе эта сказка необходима. Слушай внимательно.
Жили-были слова с пол-: полдороги, полсумы, полвека. Согласные жили в полном согласии, в обнимку, дружно. И никогда не жалели, что из звезды получилось ползвезды, из торта – полторта.
6.Творческая работа
- Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с
ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).
VI. Рефлексия.
- Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?
- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)
- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
- Достигли ли мы целей урока?
VI. Информация о домашнем задании:
Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
игра «Найди лишнее слово»
Петя ушиб колено ноги.
Собрание будет в конце декабря месяца.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга
Раскройте скобки.
(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади, ( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дремота, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала,( пол ) Оренбурга