СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить сведения учащихся об отрицательных частицах, выделить различие частицы ни, приставки ни-, познакомить школьников с написанием союза ни – ни.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни"»

Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни

Класс: 7


Тип урока: комбинированный

Цель урока:

расширить сведения учащихся об отрицательных частицах, выделить различие частицы ни, приставки ни-, познакомить школьников с написанием союза ни – ни.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Формировать умение систематизировать и обобщать ранее изученное (написание частиц не и ни); познакомить с особенностями написания союза ни-ни.

  1. Развивающая:

Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с раздельным написанием частицы ни, слитным написанием приставки ни-, с особенностями написания союза ни-ни; учить применять полученные знания на практике.

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету; развивать умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое; продолжить работу по развитию связной монологической речи; воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

Планируемые универсальные действия:

Предметные: расширить сведения учащихся об отрицательных частицах, выделить различие частицы ни, приставки ни-, познакомить школьников с написанием союза ни – ни.

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, поиск и выбор информации, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: связь между целью учения и мотивом, моральный выбор.


Ход урока

I. Мобилизующий этап

Мы начнем урок с учебной ситуации «Утреннее послание», которое нам адресует великий поэт В.В. Маяковский: «Учитесь, читайте, размышляйте». Давайте будем считать эти слова эпиграфом к нашему занятию: ведь, действительно, мы будем сегодня размышлять, доказывать, познавать новое.

Повторим привычные для нас фразы хором:

Я способен!

Мне нравится учиться!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

II. Этап создания проблемной ситуации и целеполагания


1.Учебная ситуация «Тонкие и толстые вопросы»

- Какие отрицательные частицы вы знаете?

Какие еще значения, кроме отрицания, они могут иметь? (ни – усиление отрицания, утверждение; не – положительное значение).

Приведите примеры.

(Нет ни кустика. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей. Я не мог не поехать).

- Почему в последнем предложении встречаются две отрицательных частицы не?

2.Учебная ситуация «Мысль в подарок»

«Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами…» (В.Ткаченко)

- Прочтите фразу и объясните ее смысл.

- Запишите фразу, найдите частицы, определите их значение, правописание, сформулируйте орфограмму.

3.Учебная ситуация «Определение проблемы»

- Обратите внимание на следующие предложения:

1) Кругом ни души.( частица)

2) Никогда тебя не забуду.( приставка)

3) Не знай ни уныния, ни лени! (союз)

- Чем является ни в первом предложении? Как пишется? Во втором предложении? А в третьем?

(Предполагаемый ответ: в первом предложении ни - это частица, она пишется раздельно. Во втором – ни является приставкой, пишется слитно. В третьем предложении - союз, и об этом мы будем говорить.

4.Учебная ситуация «Целеполагание»

- Чему мы должны научиться сегодня, какие знания развить и что воспитать в себе?

(должны учиться находить в предложении союз ни – ни, развивать навыки работы с частицей ни, с приставкой ни, воспитывать умение выслушивать чужое мнение, высказывать свое.

III. Этап знакомства с новым материалом

5.Учебная ситуация «Экспериментальная работа»

1.- Раскрыть скобки, указать смысловую роль частиц:

1). Смелого (не, ни) устрашит (не, ни) пуля, (не, ни) меч, (не, ни) огненный смерч.

2). За отчизну (не, ни) жаль (не, ни) крови, (не, ни) жизни.

-Чем осложнены эти предложения? (Однородными подлежащими и дополнениями). Догадайтесь, во что превращаются частицы в таких предложениях? (В союзы).

2.- Нужно ли ставить запятую между повторяющимися частицами ни в данных сочетаниях?

ни кола ни двора

ни жарко ни холодно

ни свет ни заря

ни рыба ни мясо

(Это фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, запятая не нужна).

Объясните значение фразеологизмов с ни (совсем ничего нет; совершенно безразлично; очень рано; ничем не выделяющийся человек).

Составьте 2 сложных предложения с любыми из них.


3.– Вам знакомы следующие выражения?

Во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

Запишите их и запомните правописание.

Письменно составьте с ними предложения.

IV. Этап закрепления изученного материала

6.Учебная ситуация «Обязательно повтори!»

1.– Обратимся к материалу учебника. Прочтите теоретические сведения на стр. 179 (1 ученик читает вслух). Это новый для вас материал?

- Этот материал мы изучали раньше.

- Приведите примеры на правописание таких слов.

- Ни минуты, никогда, ни к кому.

- Выполните самостоятельно упражнение № 448.

(1 задание: списать, проанализировать и обозначить условия слитного или раздельного написания ни – выполняет 1 вариант,

2 задание: – записать отрицательные местоимения с предлогами о, с, для, к, в, перед – выполняет 2 вариант,

3 задание: составить по одному сложному предложению с отрицательным наречием и с отрицательным местоимением – выполняют конкретные ученики).

Проверка выполнения.

7. Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»

1 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их. Предлагаются следующие варианты:


1.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

Никогда писатель не выдумает ничего более прекрасного и сильного, чем правда.

Любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни.

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может стесняется своей неброской внешности?


2.Ни один не колыхнётся на берёзках лист.

Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками.

Ни звёзд блестящих, ни луны на небе нет; и тишины ночной никто не нарушает.

Экипаж не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий арбуз, поставленный на колеса.


3.Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б ни повело, все те же мы…

Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч…

Незнакомец, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не примечательным.

Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

8. Учебная ситуация «Работа в парах»

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей не и ни. Обоснуйте свой выбор частицы.

1). Кто н… принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2). Кто н… принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3). Сколько н… читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4). Сколько я еще н… прочитал произведений русских классиков!

5). Сколько волка н… корми, он все в лес смотрит.

6). В поле нет н… души.

7). Я н… мог н… улыбнуться, читая письмо.

Проверим! НЕ: 2,4,7 НИ: 1,3,5,6

9.Учебная ситуация «Открытый микрофон»

- Закончите предложения в соответствии со значением частицы.

Кто ни прочитает книгу (название),...

Кто не прочитает книгу (название),...

Приглашаю к микрофону желающих свободно высказать свое мнение о данных тезисах, говоря о конкретной книге. Выступление нужно начинать словами: «Я хочу высказать свое мнение по такому тезису», прочитать его и потом говорить.

III. IIодведение итогов

Учебная ситуация «Составьте алгоритм »

- Подытожьте сведения о правописании частицы ни, приставки ни, союза ни-ни. Каждый ряд получает задание: создать алгоритм правописания

1) приставки ни

2) частицы ни

3) союза ни-ни.

Обязательно привести примеры.

IV. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось …

Мне захотелось…

V. Оценивание работы на уроке

VI.Домашнее задание (на выбор):

1. Составить диктант на правописание частицы ни, приставки ни, союза ни-ни

2.Упр.450.















«Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами…» (В.Ткаченко)





Учебная ситуация «Экспериментальная работа»

1.- Раскрыть скобки, указать смысловую роль частиц:

1). Смелого (не, ни) устрашит (не, ни) пуля, (не, ни) меч, (не, ни) огненный смерч.

2). За отчизну (не, ни) жаль (не, ни) крови, (не, ни) жизни.



Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»

1 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.


1.Негде не было видно ни воды, ни деревьев.

Никогда писатель ни выдумает ничего более прекрасного и сильного, чем правда.

Любуясь деревом, цветком ли, мы никогда невспоминаем и недумаем про их корни.

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может стесняется своей не броской внешности?

Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»

2 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.


2.Ни один ни колыхнётся на берёзках лист.

Никем непотревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками.

Не звёзд блестящих, не луны на небе нет; и тишины ночной ни кто не нарушает.

Экипаж не был похож не на тарантас, не на коляску, не на бричку, а был скорее похож на толстощекий арбуз, поставленный на колеса.



Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»


3 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.

3.Куда бы нас не бросила судьбина, и счастие куда б не повело, все те же мы…

Где не просвищет грозный меч, где конь сердитый не промчится, везде главы слетают с плеч…

Не знакомец, оказался человеком лет тридцати, не красивым собой и ничем не примечательным.

Сколько я не старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.



Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»

1 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.


1.Негде не было видно ни воды, ни деревьев.

Никогда писатель ни выдумает ничего более прекрасного и сильного, чем правда.

Любуясь деревом, цветком ли, мы никогда невспоминаем и недумаем про их корни.

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может стесняется своей не броской внешности?










Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»

2 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.


2.Ни один ни колыхнётся на берёзках лист.

Никем непотревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками.

Не звёзд блестящих, не луны на небе нет; и тишины ночной ни кто не нарушает.

Экипаж не был похож не на тарантас, не на коляску, не на бричку, а был скорее похож на толстощекий арбуз, поставленный на колеса.



Учебная ситуация «Представь, что ты корректор…»


3 пара: найти ошибки в записях, откорректировать их.

3.Куда бы нас не бросила судьбина, и счастие куда б не повело, все те же мы…

Где не просвищет грозный меч, где конь сердитый не промчится, везде главы слетают с плеч…

Не знакомец, оказался человеком лет тридцати, не красивым собой и ничем не примечательным.

Сколько я не старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.




Учебная ситуация «Работа в парах»

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей не и ни. Обоснуйте свой выбор частицы.

1). Кто н… принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2). Кто н… принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3). Сколько н… читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4). Сколько я еще н… прочитал произведений русских классиков!

5). Сколько волка н… корми, он все в лес смотрит.

6). В поле нет н… души.

7). Я н… мог н… улыбнуться, читая письмо.




Учебная ситуация «Работа в парах»

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей не и ни. Обоснуйте свой выбор частицы.

1). Кто н… принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2). Кто н… принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3). Сколько н… читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4). Сколько я еще н… прочитал произведений русских классиков!

5). Сколько волка н… корми, он все в лес смотрит.

6). В поле нет н… души.

7). Я н… мог н… улыбнуться, читая письмо.



Учебная ситуация «Работа в парах»

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей не и ни. Обоснуйте свой выбор частицы.

1). Кто н… принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2). Кто н… принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3). Сколько н… читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4). Сколько я еще н… прочитал произведений русских классиков!

5). Сколько волка н… корми, он все в лес смотрит.

6). В поле нет н… души.

7). Я н… мог н… улыбнуться, читая письмо.




Учебная ситуация «Работа в парах»

- Вставьте в предложения частицы не или ни. Запишите номера предложений с частицей не и ни. Обоснуйте свой выбор частицы.

1). Кто н… принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2). Кто н… принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3). Сколько н… читаешь стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4). Сколько я еще н… прочитал произведений русских классиков!

5). Сколько волка н… корми, он все в лес смотрит.

6). В поле нет н… души.

7). Я н… мог н… улыбнуться, читая письмо.